Круглый стол для педагогов ДОУ: «Обмен опытом кружковой деятельности».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Отчет о работе кружка по развитию речи в подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО Озерный Тверской области
Круглый стол для педагогов ДОУ:
«Обмен опытом кружковой деятельности».
Воспитатель: Кожемяко Е.А.
Март 2019г
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Кожемяко Елена Андреевна, воспитатель детского сада №5, и веду кружок в подготовительной группе по развитию связной речи.
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка. Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Рабочая программа кружка «Остров приключений» направлена на развитие речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
1.2. Цель и задачи Программы.
Цель: Создание условий для овладения нормами и правилами родного языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи: - Учить детей овладевать родным языком.
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
- Развивать у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
- Развивать коммуникативные способности.
- Развивать связную речь (диалогической и монологической форм).
- Воспитывать звуковую и лексическую культуру речи.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи. Программа основывается на принципах: - принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь; - принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений; -принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности); -принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей; -принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого7 развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности; Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему. Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.
1.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы.
Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки. Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности. Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений. Самостоятельно, без помощи взрослого, может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок. Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр). Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника. Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные, оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове.
Практическая деятельность.
По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти и мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков.
К сожалению, многие родители, считают основной подготовкой детей к школе в подготовительной группе - является умение читать. И когда у детей возникают явные проблемы, родители не могут понять, в чем же дело?!
А проблема хотя бы в том, что для начала ребенка нужно учить различать и выделять звуки нашей речи. Хорошо развитый фонематический слух будет тем фундаментом, на котором строится в дальнейшем грамотное письмо и чтение. А вот недоразвитие умений звукового анализа приводит к ошибкам на письме и чтении.
Поэтому, на занятиях нашего кружка по развитию речи «Остров приключений», которые проводятся один раз в неделю и длятся 30 минут, мы дорабатываем именно такие проблемные моменты, которые возникают в ходе непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. И таких проблем, как показывает практическая деятельность, очень - очень много.
Мой кружок – это с одной стороны серьезная и важная работа по развитию речи, но с другой стороны - это, конечно же, игра. Ведь, игровая форма работы очень эффективна, так как именно в игре мы развиваем творческие способности личности.
В течении года мы «движемся на корабле по морю знаний», периодически высаживаясь на «Острове приключений». По разному мы обыгрываем артикуляционную гимнастику, логопедический массаж себе, иногда соседу по парте, самостоятельно изготавливаем различные пособия для развития речевого выдоха .
В процессе игровой деятельности мы углубляем знания детей, чтобы дошкольник мог овладеть навыками звукового анализа:
• находить место звука в слове (начало, середина, конец слова);
• знать и различать понятия «звук» и «буква», «слог» и «слово», «гласный звук» — «согласный звук», «твердый согласный» — «мягкий согласный», «звонкий согласный» — «глухой согласный»;
• уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог.
- Составлять предложения с заданными словами.
- Составлять рассказы по картинам, в том числе сюжетным.
- Правильно и четко произносить звуки речи.
- Уметь сравнивать, обобщать, противопоставлять.
- Уметь пользоваться синонимами, антонимами, многозначными словами.
- Использовать слова в разных числах и падежах.
- Уметь строить не только простые предложения, но и всячески их распространять.
Особое место во время занятия занимает подготовка руки к процессу письма. Для этого я использую графические диктанты (+ отработка ориентации в пространстве), графические задания, обязательно пальчиковая гимнастика. Иногда это самые простые упражнения по сгибанию, разгибанию пальцев, сжатие кисти в кулак, постукивание пальцев по поверхности стола, любимая гимнастика «мы писали мы писали». Цель – укрепить мышцы кисти, снять напряжение. Так же, активно использую штриховки, обведение контуров, дорисовка начатых фигур, прописи с буквенными элементами. Обязательно обращаю внимание на то, как дети держат ручку, карандаш, как правильно располагать тетрадь при письме. Задания по подготовки руки к письму мы практически всегда выполняем под спокойную классическую музыку. Специалистами уже давно доказано, что такая музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта, благотворно влияет на общее состояние.
Один раз в месяц часть занятия мы проводим в виде театрализованной деятельности с использованием масок, костюмов или кукол, обыгрывая какую – нибудь небольшую сказку или отрывок из сказки.
Конечно, когда я составляла программу кружка в планируемых результатах я довольно – таки завысила планку. Успехи у детей разного уровня, у кого – то выше, у кого- то ниже, у кого – то больше получается, у кого – то меньше, но как же приятно, когда ты видишь результаты своей деятельности, когда слышишь, что детки поправляют друг друга, когда помогают друг другу составить рассказ, когда видишь разницу в знаниях ребенка в начале года и в конце.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...
Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...
Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Выступление на тему: «Центр продуктивной и творческой деятельности в ДОУ»
Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
Круглый стол для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей путем повышения компетентности педагогов в продуктивной (изобразительной) деятельности»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством...
«Круглый стол» для педагогов «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»
Цель работы — систематизация содержания, методов, приемов и форм работы с детьми в ходе организации совместной деятельности с младшими дошкольниками....
Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...