консультация: "Игры на обогащение и активизацию словарного запаса у детей дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть» Сократ Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, В.В. Виноградов и другие. И сейчас проблема развития речи у детей остаётся актуальной . Обследование речи детей выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т.д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб, деревья затрудняются. П рактика показывает, что словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры.
Проблемы: • односложная, состоящая из простых предложений речь; • несформированность грамматического строя речи ; • нарушение звукопроизношения; • бедная диалогическая речь; • трудности в построении монологов; • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; • отсутствие навыков культуры речи; • плохая дикция.
Что такое дидактическая игра? • Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. • Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. • Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями .
Игры с предметами Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать), какие функции он может выполнять.
«Дочки – матери»
«Волшебный мешочек»
Игры с природным материалом
Настольные игры – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем .
Словесные игры – не использует других инструментов, кроме речи. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Словесные игры можно объединить в четыре основные группы : 1 . Игры, формирующие умение выделять главные признаки предметов, например, д/и «Отгадай-ка». Дети упражняются в описании предмета по представлению (по темам: транспорт, овощи, фрукты, профессии). В этих играх воспитывается находчивость, сообразительность, выдержка, развивается связная речь . 2 . Игры, для развития умения сравнивать, например, «Кто больше заметит небылиц». В этой игре развивается умение отличать реальное от выдуманного. Еще можно использовать игры «Похож не похож», « А если бы… » 3. Игры, развивающие умение обобщать и классифицировать предметы. Например: «Кому что нужно», «Назови одним словом», «Назови три предмета»: развивается умение классифицировать предметы по определенному признаку, развивается мышление, речь, смекалка . 4 . Игры на внимание, сообразительность, быстроту мышления: д/и « Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Краски», «Черное и белое не называть». В этих играх воспитывается внимание, быстрота мышления, выдержка.
Словесные дидактические игры: «Я знаю пять…» - предложите ребенку вспомнить и назвать пять названий игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели, овощей, фруктов, животных… «Назови части» - вспоминаем и называем части тела (голова, руки, ноги, живот, спина, грудь, части лица (лоб, нос, рот, глаза, щеки, подбородок; для детей 6 лет - ноздри, брови, ресницы, части мебели…) «Назови одним словом» - игра, позволяющая развивать и закреплять способность обобщать. Для младших детей лучше использовать картинки: несколько предметов игрушек, одежды, обуви. Детям постарше можно давать словесные инструкции : «Как назвать одним словом- кровать, диван, стол? Комар, пчела, стрекоза - это…?
«Скажи наоборот » - учим ребенка подбирать слова - антонимы и образовывать пары: друг - враг, тишина - шум, легкий - тяжелый, длинный -короткий, далеко - близко, весело - грустно. «Кто что делает?» - развиваем глагольный словарь. Малышам можно задавать вопросы по картинкам: «Что делает птичка?» (сидит, летит, поет) . Для детей 5-6 лет предлагаются инструкции без зрительной опоры, но чтобы облегчить задание, предлагайте ребенку образец: «Заяц скачет, прячется, грызет. А что делает рыба?» ( «Как подают голоса животные?» ). Так же предложите ребенку вспомнить, какие трудовые действия совершают представители разных профессий.
Методическая рекомендация «Как правильно организовать и провести дидактическую игру» Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: - подготовка к проведению дидактической игры, - проведение дидактической игры, - анализ дидактической игры.
В подготовку к проведению дидактической игры входят: - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим; - подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры ; - подготовка к игре детей: обогащение словаря детей новыми понятиями, знаниями , представлениями о предметах, необходимыми для решения игровой задачи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста
Только у ребёнка, обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Обладая развитой речью, ребёнок легче воспринимает знания, меньше будет проблем при общении со с...
Дипломная работа: "Развитие мелкой моторики как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"
В настоящее время проблема речевого и сенсомоторного развития дошкольников является одной из важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с недостаточно развитой речью...
Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...
Перспективный план работы над темой « Загадки , как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста »
Перспективный план работы по самообразованию над темой "Загадки,как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"...
Организация дидактических игр для обогащения и активизации словарного запаса прилагательных детей 4-5 лет
Рекомендации позволяют родителям и воспитателям дошкольных учреждений организовать различные дидактические игры по речевому развитию детей средней группы....
Игры по развитию речи, для активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Игры по развитию речи, для активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста....
Активизация словарного запаса у детей дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн
Синквейн - это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом офо...