Активация компонентов речевой деяельности
консультация по развитию речи (младшая группа)

Саркисян Арминэ Гургеновна

Формирование грамматической правильности речи, обогощение словарного запаса, интанационной выразительности, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности, посредством словесных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация компонентов речевой деятельности.


Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр - в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперирует ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

«Кто быстрее?». Педагог произносит какое-либо слово (существительные, конкретные и абстрактные, глаголы, прилагательные, наречия), в ответ дети называют слово, которое первым пришло им в голову. Например, бабочка – красивая, дерево – сухое, стоит – столб, петь – песню, сердитый – папа, высоко – лететь и т.п. Фишку получает ребёнок, который быстрее произносит слово. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждого ребёнка и определяется победитель.

«Пара к паре». Детям предлагается закончить начатое предложение, одним словом по аналогии. Например, «огурец – овощ, а ромашка… (цветок); помидор – огород, а яблоко… (сад); телефон – ухо, а телевизор… (глаз)».

«Домашние животные». Из предложенных слов дети выбирают название домашнего животного и как можно быстрее его произносят. Аналогичные игры можно проводить по темам «Транспорт» (только воздушный), «Овощи» (только красные), «Фрукты» (только круглые) и др.

«Подбор прилагательных». Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту, например: стол – деревянный, кухонный, столовый, старый, новый, удобный и т.п. выигрывает тот, кто назовёт больше признаков, чем другие.

Игра с мячом «Скажи наоборот». Взрослый или ребёнок называет слово и бросает мяч одному из детей. Тот вспоминает слово, противоположное по значению, и бросает мяч обратно. Например: одеть (раздеть), дать (взять), поднять (опустить) и т.п. Аналогично проводятся игры на подбор синонимов («Слова – приятели», «На что похоже?» и т.п.)

«Закончи предложение». По кругу передаётся флажок, и тот, у кого он в руках, должен закончить предложение ведущего. Например: «Я надела тёплую шубу, шубы…Мы зажгли свет, чтобы…Мы полили цветы, чтобы…» и т.д.

«Кто скажет больше?». Детям предлагается составить длинное предложение сначала из четырёх, потом из пяти и более слов. Выигрывает тот, у кого в предложении окажется больше всего слов.

«Телефонный разговор». Ребёнок или педагог говорит что-то по телефону (шёпотом) одному из детей (используются только простые предложения), например: «Даня принеси твою машину» или «Сегодня плохая погода». Тот, кому «звонили» по телефону, громко повторяет то, что ему сказали, например: «Ваня сказал мне, чтобы я принёс мою машину» или: «Оля сказала, что сегодня плохая погода».

«Сочиним историю» или «Сказка по кругу». Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили-были…», следующий продолжает и так далее по кругу.

«Шкатулка сказок». В цветную коробку складывают различные предметы. Ребёнок вытаскивает один из них и начинает сочинять сказку или историю о нём. Произнеся первое предложение, передаёт предмет следующему, который придумывает второе предложение, и т.д. Сказка становится результатом коллективного творчества детей; при этом актуализируется лексика, развивается связная речь.

«Новая история». Педагог объявляет детям, что они все вместе будут сочинять историю. Он составляет несколько предложений, первый ребёнок продолжает, и так по очереди. Например «Однажды утром встретились ёжик и белка. Они решили найти самое лучшее грибное место в лесу. Гуляли-гуляли они по лесу и увидели под ёлкой большой гриб. Обрадовались белка и ёжик. Подбежали к ёлке. Смотрят – а это не гриб, а маленький гномик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация компонентов речевой деятельности"

В статье приводится 9 словесных игр, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и развитие умения использовать имеющиеся ср...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Памятки по развитию всех компонентов речевой системы от 1 года до 7 лет.

Текст каждой памятки краток, понятен и содержит несколько игр, формирующих отдельный компонент речи, а все вместе памятки обеспечивают принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений....

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

Сообщение на тему "Создание интерактивного пространства для активации познавательно речевой деятельности в работе с детьми с ОВЗ. С презентацией авторского проекта планета ребусов.

Сообщение на тему "Создание интерактивного пространства для активации познавательно речевой деятельности в работе с детьми с ОВЗ. С презентацией авторского проекта планета ребусов....

Формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности у детей с первым уровнем речевого развития.

Подготовительный этаплогопедической работы  на первой ступени обучениядетей с тяжелыми нарушениями речи....