"Активизация компонентов речевой деятельности"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Паутова Екатерина Сергеевна

В статье приводится 9 словесных игр, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и развитие умения использовать имеющиеся средства в речевой деятельности.

 

1. "Кто быстрее?"

2. "Пара к паре"

3. "Домашние животные"

4. "Подбор прилагательных"

5. "Любопытный"

6. Игра с мячом "Скажи наоборот"

7. "Закончи предложение"

8. "Кто скажет больше?"

9. "Телефонный разговор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_komponentov_rechevoy_deyatelnosti.docx13.91 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация компонентов речевой деятельности

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых - обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр - в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

«Кто быстрее?». Педагог произносит какое-либо слово (существительные, конкретные и абстрактные, глаголы, прилагательные, наречия), в ответ дети называют слово, которое первым пришло им в голову. Например, бабочка - красивая, дерево - сухое, стоит - столб, петь - песню, сердитый - папа, высоко - лететь и т.п. Фишку получает ребенок, который быстрее произнесет слово. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждого ребенка и определяется победитель.

«Пара к паре». Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии. Например, «огурец -овощ, а ромашка... (цветок); помидор -огород, а яблоко... (сад); телефон - ухо, а телевизор... (глаз)».

«Домашние животные». Из предложенных слов дети выбирают название домашнего животного и как можно быстрее его произносят. Аналогичные игры можно проводить по темам «Транспорт» (только воздушный), «Овощи» (только красные), «Фрукты» (только круглые) и др.

«Подбор прилагательных». Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту, например: стол - деревянный, кухонный, столовый, старый, новый, удобный и т.п. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков, чем другие.

«Любопытный». Дети образуют круг. Водящий («любопытный») называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы типа; «Кто?», «Что делает?», «Какой?», «Когда?», «Зачем?» и т.п. Задача играющих - отвечать как можно скорее. Например, объявлен звук р. Возможные ответы: рак, рисует, розовый, ранним утром. Если ребенок затрудняется с ответом, «любопытный» обращается к другому участнику. За быстрый ответ игрок награждается фишкой.

Игра с мячом «Скажи наоборот». Взрослый или ребенок называет слово и бросает мяч одному из детей. Тот вспоминает слово, противоположное по значению, и бросает мяч обратно. Например: одеть (раздеть), дать (взять), поднять (опустить) и т.п. Аналогично проводятся игры на подбор синонимов («Слова-приятели», «На что похоже?» и т.п.).

«Закончи предложение». По кругу передается флажок, и тот, у кого он в руках, должен закончить предложение ведущего. Например: «Я надела теплую шубу, чтобы... Мы зажгли свет, чтобы... Мы полили цветы, чтобы...» и т.д.

«Кто скажет больше?». Детям предлагается составить длинное предложение сначала из четырех, потом из пяти и более слов. Выигрывает тот, у кого в предложении окажется больше всего слов.

«Телефонный разговор». Ребенок или педагог говорит что-то по телефону (шепотом) одному из детей (используются только простые предложения), например: «Даня, принеси твою машину» или «Сегодня плохая погода». Тот, кому «звонили» по телефону, громко повторяет то, что ему сказали, например: «Ваня сказал мне, чтобы я принес мою машину» или: «Оля сказала, что сегодня плохая погода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье из опыта работы раскрываются основные направления работы по формированию речевой активности детей....

Обобщение педагогического опыта воспитателя ДОУ по теме: «Активизация познавательно-речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством камешков Марблс»

Обобщение педагогического опыта воспитателя ДОУ по теме: «Активизация познавательно-речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством камешков Марблс»...

Коррекционная работа над компонентами речевой деятельности.

Развитие и коррекция компонентов речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста имеющими тяжелые нарушения речи....

Формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности у детей с первым уровнем речевого развития.

Подготовительный этаплогопедической работы  на первой ступени обучениядетей с тяжелыми нарушениями речи....