План-конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Лесная прогулка» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; физическое развитие. Задачи: - Образовательные:
- Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения
- Обобщить и систематизировать материал по теме: «Дикие животные»;
- Формировать в умение изменять слова при помощи суффиксов.
- Развивающие
- Развивать умение сравнивать;
- Развивать умение различать на слух слова с определенным звуком.
- Воспитательные
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы и приёмы: Методы | Прием | Словестные (метод имитации, метод разговора, метод сочинения, рассказывания) | Беседа Чтение | Наглядные | Рассматривание картин диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк ,заяц), | Практические методы | Рассказ по картине | Репродуктивные методы (воспроизведение) | Выполнение заданий по образцу | Проблемно-поисковые методы: | Постановка проблемных ситуаций, вопросов | | | Самостоятельная работа | | | | | | Игровой метод | Пальчиковые игры Дидактические игры и т.д. | Создание ситуации успеха | | | | | |
Формы организации совместной деятельности: Выбрать из приложения 3 Приложение 3 Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности | Двигательная | , физминутки, | Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), | Познавательно-исследовательская | Наблюдения, | Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, | Музыкальная | | Изобразительная | | Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, | Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование | Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, |
Материалы и оборудование: снежинки, мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинка совы, картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк ,заяц), модули, снежок. Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных. Логика образовательной деятельности (В группе на полу по кругу разложены снежинки). Воспитатель: "Собрались все дети в круг,( дети встают на снежинки) Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу). Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки). И друг другу улыбнёмся"(улыбаются) Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем! «Здравствуйте девочки и мальчики средней группы. Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!» Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей? (ответы детей) Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться! Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку». (выполнение движений по тексту) Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи) Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте) Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку») Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку) Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик) А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук) Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней) И хотя я маленький (руки на пояс,) У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку) Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте) На горку поднимусь (руки поднять вверх) И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз) Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. ( по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел? (на столе лежит картинка совы- воспитатель берёт картинку в руку.) Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали? (ответы детей) Сова: Кто я? (ответы детей) Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика? Дети: з-з-з-з Сова: песенку жука? Дети: ж-ж-ж-ж Сова : ветра? Дети: ш-ш-ш-ш, Сова : водички? Дети: с-с-с-с Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите: Песенку комарика (З) - заяц, машина, коза, зима, снег; забор, велосипед . песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ёжик, ножик; песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина; песенку водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево. - Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети. Дети: До свидания, сова! Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка. Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились! Дети: Здравствуй, белочка! Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом. Дидактическая игра: "Назови одним словом" Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза Дети: насекомые; Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр Дети: деревья; Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка Дети: птицы; Белочка: брусника, земляника, малина, смородина Дети:ягоды; Белочка: ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек Дети: цветы; Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик Дети: животные Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой" Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие Дети: лапищи. Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой Дети: носище. Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие Дети: глазищи. Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше! Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания! Дети: До свидания! (По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание). Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы. Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём! Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём. А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик! Зайчик: Здравствуйте, ребята! Воспитатель: А почему ты прячешься? Зайчик: Я боюсь. Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть. Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне! Дидактическая игра "Назови ласково" гриб – грибочек, лист - листочек, , ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, трава - травка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако- облачко. Словесная игра "Большой - маленький?" Лиса - лисёнок, волк - волчонок, медведь - медвежонок, белка - бельчонок, ёж – ежонок, тигр – тигренок, слон – слоненок, лев – львенок, заяц –зайчонок, мышь – мышонок. Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живёт ёж. Счастливого пути! Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой? (ответы детей) Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим. Дидактическая игра «Загадаю - отгадай» Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?.. (лиса) Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет, Был он там… Теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Так ведь это… (белочка) Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (ёж) Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? (медведь) У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (заяц) Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… (волк) Ежик: Молодцы! Много знаете! Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик! Ёжик: До свидания, ребята! Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад. Двигательное упражнение «По снегу побежали». (выполнение движений по тексту) Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.) Друг за другом дружно встали И по снегу побежали! (бег на месте) Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся. Скажите, где мы гуляли? (ответы детей) Воспитатель: Кого мы встретили в лесу? (ответы детей) Воспитатель: Вам понравилась прогулка? С кем вам больше всего понравилось играть? (ответы детей). |