Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в сказку с лисичкой-сестричкой"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками и с помощью драматизации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
Старшая группа
«Путешествие в сказку с лисичкой-сестричкой»
Подготовила: Умнова Ю. Ю., воспитатель ГБДОУ №14 компенсирующего вида Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством знакомства с художественной литературой и с помощью драматизации.
Задачи: Образовательные:
-Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев, образовывать притяжательные прилагательные; стимулировать собственную речевую активность детей в игре-драматизации, развивая при этом воображение, умение мимикой, движениями, интонацией передавать образы героев сказки.
-Подготовка к драматизации сказки «Заюшкина избушка»: знакомить с лексикой (лубяная, закоулочек, коса); учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев
Развивающие:
-Поддерживать интерес к сказкам, развивать мелкую моторику руки через пальчиковую игру.
Воспитательные:
- способствовать развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться; создавать условия для самореализации
Материал:
Солнышко с улыбкой,
Музыкальные записи
Игрушка бибабо лисичка
Фланелеграф
1 коробочка с фигурами для фланелеграфа курочки, уточки, скалочки, собачки
2 коробочка с пальчиковыми оригами лисы и волка
3 коробочка с прищепками и фигурами животных и 2мя конвертами с разрезными картинками на магнитах, магнитную доску
Сундучок с парными картинками
Модули
Предварительная работа: чтение русских народных сказок про лису («Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка»)
Ход занятия
ОРГ. МОМЕНТ. НАСТРОЙ ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ
Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)
Воспитатель: Здравствуйте ладошки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
Воспитатель: Здравствуйте щёчки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
Воспитатель: Здравствуйте губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)
Здравствуйте, гости! (помахать рукой)
Воспитатель (достает солнышко): Посмотрите, солнышко вам улыбается, улыбнитесь и вы ему и закончите предложение.
Солнышко улыбается тому, кто слушает…
Солнышко улыбается тому, кто не обижает…
Солнышко улыбается тому, кто внимательно…
Солнышко улыбается тому, кто не перебивает…
Воспитатель: Солнышко вам сияет и на стульчик провожает!
(Дети садятся)
МОТИВАЦИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЖА
Звучит музыка (Гр. Гладков «Падал прошлогодний снег», финальная тема)
Воспитатель: Ой, слышите? Слышите? Кто-то плачет! (достает спрятанную игрушку лису) Кто это?
Дети: Лиса
Воспитатель: Это лиса не простая, а сказочная. Как же мне к ней обратиться? Как ее зовут в сказках?
Дети: Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, кумушка.
Лиса: Ох, я бедная, несчастная!
Воспитатель: Лиса Патрикеевна, что же с тобой случилось?
Лиса: Я заблудилась: Испугалась, так быстро бежала, что свою сказку потеряла.
Воспитатель: Поможем лисе найти ее сказку? Я один секрет знаю: чтобы очутиться в лисичкиной сказке, надо хлопнуть и топнуть столько раз, сколько слогов в слове «лиса». Сколько слогов в слове лиса? (Дети отвечают)
Воспитатель: Скорее вставайте, отправляемся в сказку.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Звучит тема лисы
Ли-са, хлопни!
Ли-са, топни!
Вокруг себя обернись
И в сказке окажись.
Воспитатель: В какой же сказке мы оказались? Смотрите, здесь какая-то коробочка, заглянем в нее.
1я коробочка с загадками и картинками, картинки – на фланелеграф, когда отгадают.
- Она кудахчет по утрам,
Неся яйцо в подарок нам. (курица)
Повторите за мной скороговорку:
Бедным курицам не спится,
Если им лисица снится.
- Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку
Что за птица это?... (утка)
Какой первый звук в слове «утка»?
- На цепи сидит,
Дом сторожит. (собака)
Сколько слогов в слове «собака»?
- Чтобы вылепить пельмешки,
Нужно тесто раскатать.
Подскажите-ка, ребятки,
Что мне нужно в руки взять? (скалка)
Какая бывает скалка?
(Деревянная, кухонная, большая, прочная, белая, большая, тяжелая, обыкновенная)
Воспитатель: Догадались, что это за сказка?
Дети: «Лисичка со скалочкой»
Воспитатель: Поставьте по порядку картинки из этой сказки и назовите их ласково (скалочка, курочка, уточка, собачка)
1 ребенок ставит и называет. – Все правильно?
Воспитатель: Может, ты из этой сказки, лисичка-сестричка?
Лиса: Нет, скалочку я не помню, не из этой.
Воспитатель: Скажем заклинанье и отправимся в другую сказку.
Звучит тема лисы
Ли-са хлопни,
Ли-са топни,
Вокруг себя обернись
И в сказке окажись.
2 коробочка, а в ней пальчиковые фигуры оригами волки и лисы
Воспитатель: Смотрите, какие сюрпризы в этой сказке. Надевайте скорее на пальчики, волка на левую, а лисичку на правую: волк с лисичкой хотят побеседовать.
« Разговор лисы и волка»: упражнение чистоговорка с использованием пальчиковых фигур. (дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Каким голосом говорит лиса? (высоким, ласковым, вкрадчивым) А волк? (низким, грубым)
Волк: Да-да-да-да – наступили холода,
Лиса: Ма-ма-ма-ма – Съем рыбку я сама
Волк: Ам-ам-ам-ам – Я поймаю рыбку сам,
Лиса: Оз-оз-оз-оз – А у волка хвост примерз.
Воспитатель: Узнали сказку? Как она называется? ( «Лисичка-сестричка и серый волк»)
Лиса: И эта сказка не моя, в моей теплее было.
Воспитатель: Давайте оставим лисичку и волка в этой сказке, а сами отправимся в другую.
Звучит тема лисы
Ли-са хлопни,
Ли-са топни,
Вокруг себя обернись
И в сказке окажись. (Движения по тексту)
3я коробочка, а в ней: прищепки с частями животных и разрезные картинки с изображение лисы и петуха.
Воспитатель: Что-то здесь все рассыпалось, давайте соберем. Называйте, какая у вас часть животного и чья. (Дети на фланелеграфе присоединяют прищепками части животных)
Хвост петуха – петушиный
Гребешок петуха - петушиный
Лапа медведя – медвежья
Хвост лисы – лисий
Уши зайца – заячьи
Хвост зайца - зайчий
Хвост собаки – собачий
Хвост волка – волчий
Воспитатель: Вы узнали сказку? (Да, «Заюшкина избушка»)
Лиса: Как будто что-то припоминаю!
Воспитатель: А хорошо ли вы ее знаете, сейчас проверим.
Игра на развитие слухового внимания:
Воспитатель: Это правда или нет?
- Была у лисы избушка лубяная, а у зайчика – ледяная.
Что значит «ледяная»? Что значит «лубяная»?
(Ледяная – из льда, а лубяная из луба. Луб – это внутренняя часть коры деревьев. В старину ее часто использовали.)
-Пришла осень-красавица, у лисы избушка и растаяла.
Почему весной тает ледяная избушка? (Потому что солнце стоит выше и дольше светит, нагревает землю)
-Как выскочу, как выпрыгну, полетят пух и перья!
Что такое закоулочек? (Закоулочек – это узенькая улочка)
-Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу топор на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи!
Для чего нужна коса? А для чего топор? (Топор нужен, чтобы рубить, а коса, чтобы косить траву)
А теперь давайте поиграем и вспомним всю сказку. Становитесь в круг.
Физкультминутка «Заюшкина избушка»
Зайка наш в избушке жил, (зайкины ушки, домик треугольником)
Никогда он не тужил, (покачать головой)
Лиса хитрая была (показать лису)
И зайчишку прогнала. (хлопнуть в лодоши)
Теперь зайчишка грустный ходит, («плачет»)
Себе он места не находит. (развести руками)
Собака, волк и медведь (показать животных)
Ну давай его жалеть. (погладить себя по голове)
К зайцу нашему подходят, (сойтись)
Но ни с чем они уходят.(разойтись)
Только петя-петушок (похлопать руками-крыльями)
Зайцу нашему помог.
И теперь живут в дому (домик руками)
Припеваючи, в ладу. (дружно обняться)
Лиса: Я вспомнила! Моя, моя эта сказка, я здесь и сундучок припрятала.
Игра на передачу эмоционального состояния героев
Достает сундучок, в нем парные по цвету картинки. Раздать их детям.
Довольная лиса – грустный зайчик
Веселый зайчик – испуганная лиса.
Найдите себе пару по цвету. Посмотрите на обе картинки.
Воспитатель: Как вы думаете, у вас начало или конец сказки? Почему?
Кто хочет показать своих зайчика и лисичку?
Двое детей показывают начало сказки, двое – конец.
• Первый вариант
Лиса:
Движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны.
Мимика: хитрое выражение лица.
Зайчик:
Движения: положение — сидя на корточках, ушки — ручки опущены, вздыхает.
Мимика: грустное лицо.
• Второй вариант
Лиса:
Движения: руки широко распростерты, убегает.
Мимика: испуг, неожиданность в лице.
Зайчик:
Движения: положение — стоя, одна нога чуть вперед, руки заложены за спину, подбородок поднят.
Мимика: уверенный взгляд.
Лиса: Вот так я петушка испугалась и из сказки убежала. Только мне ведь возвращаться некуда, нет у меня домика! Бедная я, несчастная! (плачет)
Воспитатель: Мы можем тебе помочь, но только если ты исправишься и будешь не злая, а (какая?) добрая, не хитрая, а бесхитростная, не лживая, а правдивая, не жадная, а щедрая. (дети подсказывают слова-антонимы)
Лиса: Обещаю исправиться!
Воспитатель: Ну тогда построим тебе избушку!
Звучит веселая музыка. Дети под музыку строят из модулей домик. Воспитатель сажает в него лисичку.
Воспитатель: Пора нам и домой возвращаться.
Ли-са хлопни,
Ли-са топни,
Вокруг себя обернись
И домой воротись!
(Движения по тексту)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего понравилось?
Захотелось ли вам показать мамам и папам сказку «Заюшкина избушка»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"
Цель: 1. Учить детей выразительно рассказывать сказку 2.Закреплять умение детей пересказыват...

Конспект занятия по развитию речи "Мудрые сказки"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, его цель: формировать понятие о том, как не нужно поступать с людьми, на примере знакомых детям сказок....
Конспект занятия по развитию речи "Изучение сказки "Заюшкина избушка"
Изучение сказки "Заюшкина избушка". Беседа с детьми о лисе....

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавель».
Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и жураваль" . Часть 1...

Конспект занятия по развитию речи: "Пересказ сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».Задачи: 1. Продолжать учить де...