Картотека игр на формирование фонематического компонента
картотека по развитию речи
игры на формирование фонематического компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_formirovanie_fonematicheskogo_komponenta.docx | 63.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на формирование фонематического компонента
Этапы формирования фонематического компонента:
1)различение изолированных фонем (звуков);
2) различение звукоподражаний;
3) различение слогов, сходных по звучанию.
СЕНТЯБРЬ
«Укладываем куклу спать»
Чему учится ребенок: различать речевые звуки (а-а-а) изолированно, воспроизводить их; пополнять активный словарь (а-а-а, Ляля, бай-бай); играть с куклой (укладывать ее спать).
Оснащение: небольшая кукла, кукольная кроватка.
Ход игры: Покажите малышу куклу, назовите ее: «Это Ляля, онахочет спать. Давай покачаем Лялю». Положите куклу на руки ребенка и помогите ему покачать ее, напевая: «А-а-а-а». Побуждайте малыша к повторению звукоподражаний. «Ляля спит, положим Лялю в кроватку»,— положите куклу в кровать.
ОКТЯБРЬ
«Успокой куклу»
Чему учится ребенок: дифференцировать на слух гласные звуки А-О; напевно их произносить; играть с небольшой куклой (укладывать ее спать); получать радость от совместной игры с мамой.
Оснащение: две небольшие куклы, одна на руках у ребенка, вторая — у мамы.
Ход игры: скажите: «Кукла плачет, надо ее успокоить. Посмотри, как я укладываю свою Лялю спать».Укладывайте куклу, негромко напевая на звуке [а-а-а] любой известный вам напев. «А теперь ты покачай». Затем напевайте, произнося другие гласные («о-о-о-о» или «а-а-а-а»).
НОЯБРЬ
«Мы поем»
Чему учится ребенок: различать изолированные фонемы [а] и [о]; напевно их произносить; сопровождать напевное произношение гласных звуков движениями рук.
Оснащение: зеркало.
Ход игры: «Мы сейчас будем вместе петь, долго и плавно». «А-а-а-а»,— разведите руки ребенка в стороны и при необходимости помогите малышу.
«О-о-о»,— поднимите руки вверх.
Предложите ребенку повторить игру вместе с вами у зеркала.
Когда ребенок начнет уверенно выполнять движения, предложите ему выполнить их самостоятельно, а сами напевайте звуки изолированно.
Если у ребенка не получается, пойте и делайте соответствующие движения руками ребенка.
ДЕКАБРЬ
«Мишка работает»
Чему учится ребенок: дифференцировать сходные по звучанию слоги (ба-па); проговаривать их в разном темпе (медленно, быстро); пополнять активный словарь новыми звукоподражаниями; прививать новые игровые навыки
Оснащение: игрушечный медведь средних размеров, игрушечный молоток.
Ход игры: посадите мишку к себе на колени, «вложите» ему в лапы молоток, удерживайте молоток своими руками.
Игра начинается с того, что мишка приглашается что-то починить: «Мишка, у нас стульчик сломался, почини его!» Постукивайте молотком и приговаривайте: «Па-папа».
Затем предложите постучать ребенку. Побуждайте малыша к повторению звукоподражания.
Затем постучите с убыстрением: «Ба-ба-ба!» При проведении игры побуждайте малыша к повторению звукоподражаний, приговаривая: «Повтори», «Скажи», «Давай скажем вместе».
ЯНВАРЬ
«Мишка и снежки»
Чему учится ребенок: дифференцировать близкие по звучанию слоги (ба-бо); вырабатывать умение произносить слоги в разном ритме; получать радость от совместной игры.
Оснащение: игрушечный медведь, «снежки» (скомкайте листы бумаги и сложите их в корзинку).
Ход игры: мишка хочет играть. Давай поиграем с ним в снежки. Берите «снежки» один за другим и бросайте их в мишку, произносите при этом: «Ба-ба-ба».
Предложите то же сделать ребенку. Меняйте звукоподражания (ба-бо-бу).
Можно предложить поиграть в «снежки» и с другой любимой игрушкой — куклой или мягкой игрушкой.
ФЕВРАЛЬ
«Помоги пройти по дорожке»
Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию звукоподражания (му-ме); соотносить звукоподражания с образами домашних животных (коза, корова); получать радость от совместной игры и общения со взрослым.
Оснащение: небольшие игрушки (корова, коза); лист картона размером А4 с двумя желтыми полосками («дорожками»).
Ход игры: обратитесь к ребенку: «Смотри! Я сейчас помогу корове пройти по дорожке». «Проведите» корову по дорожке, имитируя движение. При этом произносите: «Му-му-му».
Скажите ребенку: «Покажи, как ты поможешь корове!»
Игрушки меняются: берется коза (ме-ме-ме). Когда ребенок проведет козу, попросите его провести по дорожке корову. Спросите ребенка, как мычит корова. Попросите его помычать сначала громко, затем тихо.
МАРТ
«Паровоз и машина»
Чему учится ребенок: различать и произносить новые звукоподражания (туту, би-би); соотносить звукоподражания транспорта (паровоз, машина); продолжать выработку коммуникативных навыков.
Оснащение: небольшой игрушечный паровоз и легковая машина (игрушки должны быть соразмерны).
Ход игры: 1. Проверьте, различает ли малыш эти игрушки. Спросите: «Где паровоз? Где машина?» 2. Продолжайте: «Паровоз гудит — ту-ту, машина — би-би». Спросите: «Как гудит паровоз?» Если малыш затрудняется, скажите сами и предложите сказать вместе с вами. Потом спросите малыша: «Как гудит машина» (проведите игру аналогично игре с паровозом).
3. Предложите малышу обе игрушки. Попросите катать ту игрушку, сигнал которой он слышит в данный момент. Закройте нижнюю часть лица экраном и произнесите длительно: «Ту-ту-у-у-у-у». Ребенок должен покатать паровоз. Если он затрудняется это сделать, покатайте его вместе, напевая: «Ту-ту-у-у-у». Так же обыграйте машину.
Если ребенок усвоил предложенные звукоподражания, можно усложнить игру: предложить два паровоза (большой и маленький). Петь звукоподражания громко (гудит большой паровоз) и тихо (гудит маленький паровозик). Аналогично можно поиграть и с двумя машинами.
АПРЕЛЬ
«Топаем и стучим»
Чему учится ребенок: различать звукоподражания, сходные по звучанию, произносить их в различном темпе; получать радость от совместной игры с вами; продолжать развивать умение определять темп звучания звукоподражания.
Ход игры: сядьте с ребенком на стулья друг напротив друга. Сначала говорите и делайте одновременно:
Мы топаем ногами: топ-топ-топ. (Как мы топаем?)
Мы стучим молотком: тук-тук-тук. (Как мы стучим?)
Затем говорите и делайте паузу, чтобы малыш докончил фразу сам.
Мы топаем ногами... Мы стучим...
Если ребенок молчит, договаривайте за него.
Когда вы провели игру, можно еще раз потопать ногами, произнося «топ-топ» вместе с малышом, и постучать молотком, имитируя движение и произнося «тук-тук».
МАЙ
«Кто пришел домой»
Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию двусложные слова (мама—папа, баба—деда, Ваня—Маня) и произносить их; соотносить слово с изображением на фотографии; продолжать совершенствовать коммуникативные навыки.
Оснащение: картонные карточки 20x10 см с фотографиями или рисунками из книг; на каждой карточке — два портрета: Ваня—Маня, папа—мама, деда— баба.
Ход игры: игра начинается с рассматривания одной карточки, которая выкладывается перед ребенком: «Где папа? Где мама?» «Это... Это... (малыш договаривает)». Остальные карточки рассмотрите так же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по формированию фонематического восприятия.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:...
Картотека игр по формированию фонематического восприятия
Подборка игр для коррекционной работы с детьми с ОНР...
Картотека игр по формированию фонематических процессов у дошкольников. Методическая разработка
Картотека игр по формированиюфонематических процессов у дошкольников.Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. ...
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематических компонентов речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР)
Тема: «Звуки Т-ТЬ»Цель. Создать условия для развития у детей навыков различения звуков Т-Ть.Задачи.Коррекционно-образовательные:Уточнение и активизация словаря по теме «Животные&raqu...
Консультация для родителей по формированию фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Консультация предназаначена для родителей детей, имеющих нарушения речи. Этот материал знакомит родителей с понятием фонематический слух. Впрезентации представлены игры на развитие слухового внимания ...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию фонематических процессов
В картотеке представлены игры и упражнения для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 4-6 лет....
Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста
Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста...