Картотека дидактических игр и упражнений по формированию фонематических процессов
картотека по логопедии (старшая группа)
В картотеке представлены игры и упражнения для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 4-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_dlya_razfitiya_fonematicheskih_protsessov.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию фонематических представлений у дошкольников 4-6 лет
Кто самый внимательный? (1)
Оборудование. Для игры заготавливаются перфокарты-листы с отверстиями, на которые располагаются предметные картинки, часть которых содержит в названии один и тот же звук.
Содержание. Под каждой картинкой отверстие. Предлагается найти все картинки с заданным звуком и закрасить отверстия под ними карандашом одного цвета.
Кто самый внимательный? (2)
Цель. Научить выделять звук из слова, опираясь на картинки.
Оборудование. Сюжетные картинки, на которых нарисовано много предметов с заданными звуками (одна картинка служит для поиска нескольких звуков).
Содержание. Ребёнок рассматривает картинку один, со взрослым или с несколькими детьми. Если играет один, то он должен получить задание найти определённое количество предметов с заданным звуком; если соревнуется с кем-нибудь, то выиграет тот, кто назовёт правильно больше слов.
Найди букву (игра-перфокарта)
Цель. Нахождение заданного звука в словах на основе громкого проговаривания.
Оборудование. Папки-перфокарты: на карточке нарисованы картинки, а под каждой картинкой вырезано отверстие. Картинки подобраны так, что часть из них содержит в названиях заданный звук (звук обозначен буквой, которая помещена в правом верхнем углу перфокарты).
Содержание. Задача играющего: найти все картинки, имеющие в названии заданный звук, и закрасить отверстия под этими картинками. После листок вынимается из перфокарты, все пометки соединяются линиями. Если картинки определены правильно, должна получиться буква, обозначающая заданный звук.
Угадай, какой звук играет с тобой в прятки
Цель. Научить определять на слух, какой звук слышится в тексте
Содержание. Детям предлагается более трудное задание- определить самостоятельно, какой звук много раз повторяется в тексте стихотворения. Вначале текст произносится с утрированным, протяжным выговариванием нужных звуков. Ведущий читает текст и спрашивает «Какой звук вы слышали чаще других?» Дети должны назвать звук и привести примеры слов, которые звучали в игре. Выигрывает тот, кто больше назовёт правильных слов.
Составь слово
Цель. Учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова
Оборудование. Вначале применяются карточки из трёх картинок, чтобы составлять слова из трёх букв, затем берут карточки-ребусы из четырёх картинок
Содержание. У детей по одной карте, у ведущего- буквы. Он называет букву, но не алфавитное её название, а как звук(м)(мь). Дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившиеся слово.
Найди «сбежавший» звук
Цель. Определение первого звука в словах в собственной речи
Содержание. Ведущий читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать «сбежавший» звук. За каждый правильно названный звук даётся фишка. Выигрывает тот, кто больше наберёт фишек.
Звуковое дерево
Цель. Развивать фонематический анализ и синтез, учить выделять первый гласный и последний согласный звуки в словах.
Оборудование. Две картинки с изображением дерева, на одном дереве раскрасьте листочки красным карандашом, на втором- синим. Картинки с изображением аиста, арбуза, иглы, ивы, утки, уха, обруча, осы (начинаются на гласный), мака, жука, укропа, кота, зонта, сома, гриба, дома (оканчиваются на согласный).
Содержание. 1 вариант покажите все картинки и попросите его выбрать те из них в названии которых гласные звуки(АОУИ) стоят в начале слова и разложить их на красные листики первого дерева. 2 вариант. Покажите ребёнку все картинки и попросите его выбрать те, в названии которых согласные звуки(ПТКМ)стоят в конце слова и разложить их на синие листики второго дерева. 3 вариант. Покажите ребёнку все картинки и попросите его разложить их на оба дерева. На дерево с красными листиками- картинки с изображением животных, растений, в названии которых гласные звуки стоят в начале слова, на дерево с синими листиками- картинки с изображениями животных и растений, в названии которых согласные звуки находятся в конце слова. Так могут играть и двое детей.
Цветы
Цель. Развивать фонематический слух, выделять и дифференцировать гласные и согласные звуки в конце слова
Оборудование. Картинки с изображением двух ваз, ромашки, мака, василька, розы
Содержание. Покажите ребёнку картинки и предложите расставить цветы в вазы. В одну вазу- цветы, названия которых заканчиваются гласным звуком, в другую- согласным. Расставив цветы по вазам, ребёнок называет последние звуки в словах (А,И)
Замкни цепочку
Цель. Учить выделять в слове первый и последний звуки с предварительным проговариванием (4 года) и по представлению
Оборудование. Картинки для игры подбираются так, чтобы цепочку сделать замкнутой. Для игр на выделение первого и последнего звука в слове нужно отбирать картинки, в названии которых не должно быть звонких согласных в конце слова
Содержание. К первому слову подбирается слово, начинающее с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекидыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.
Наведём порядок
Цель. Продолжать развивать фонематический слух, анализ и синтез; ориентироваться в пространстве; закреплять понятия «вверху, внизу, в середине»
Оборудование. Шкаф для посуды из картона с тремя полками, картинки с изображением чашек, ложек (две чашки, две ложки нарисованы вместе- парами на двух картинках), половника, кастрюли, чайника, сковороды.
Содержание. «Давай поможем Маше, расставим посуду в шкафу по полочкам. На верхней полке должна стоять посуда со звуком (А) в конце слова, а на нижней - со звуком (И) в конце слова.» Ребёнок раскладывает картинки с изображением посуды по полкам: на верхнюю – кастрюля, сковорода; на среднюю – половник, чайник; на нижнюю – чашки, ложки.
Женский праздник
Цель. Развивать фонематический слух, анализ и синтез.
Оборудование. Картинки с изображением астры, утки, ириса, обруча или любые другие картинки, названия которых начинаются со звуков (АУОИ).
Содержание. Покажите картинки и спросите: «Какой из этих подарков ты подаришь Оле (произнести имя, выделяя голосом первый звук)?» Ребёнок выбирает картинку со звуком (О) в начале слова (обруч). «А какой подарок подаришь Ане?» - «Астру». «А что ты подаришь Инне?» - «Ирис». – «Уле?» - «Утку».
Лото «Назови картинку и найди первый звук»
Цель. Научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Оборудование. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте).
Содержание. Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть её фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
Прожорливый жук
Цель. Развивать фонематический анализ и синтез.
Оборудование. Карточки с буквами К,Т,П. Примеры слов: жук, веник, суп, сноп, салат, пакет, букет, мост, бант, зонт и т.д.
Содержание. «В лесу завёлся прожорливый жук, который съел последние звуки всех слов. Теперь насекомые не могут разговаривать, потому что не понимают друг друга. Давай им поможем, подберём им к словам недостающие звуки.» Дайте ребёнку карточки с буквами и предложите поиграть: «Я буду произносить слова без последнего звук, а ты поднимай подходящую букву и говори слово полностью.»
Дружные звуки
Цель. Научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.
Оборудование. Речевой материал: А-а-аня – А-а-алла, Оля – Игорь, Уля – Ира, астра- аист, осень – ослик, игры – имя, адрес – умный, обруч – утка.
Содержание. Я буду произносить по два слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если в словах звуки одинаковые.
Лото «Назови картинку и найди гласный звук»
Цель. Научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Оборудование. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте).
Содержание. Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть её фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
Звуки спрятались
Цель. Научить выделять звук из слова при условии громкого проговаривания.
Оборудование. Картинки, фишки.
Содержание. Звуки спрятались в разные слова; детям предлагается найти их в названиях картинок. «Чтобы звук нас услышал, надо его позвать, то есть сказать слово с усиленным произнесением нужного звука.» Затем ведущий называет любой звук, а дети _ нужное слово – название картинки, протягивая звук, интонируя его. Правильно названная картинка закрывается фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки фишками.
Лото «Назови картинку и найди согласный звук»
Цель. Научить детей выделять звук уз слова при условии громкого проговаривания.
Оборудование. Картинки, фишки.
Содержание. Ведущий называет любой согласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть её фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои карточки.
Найди фишке место
Цель. Научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.
Оборудование. Карточки, на каждой из которых помещена предметная картинка и схема: прямоугольник, разделённый на три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек.
Содержание. Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове – названии картинки, выкладывая на соответствующее место на схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество картинок.
Игра – перфокарта «Закрась окошко, где живёт звук»
Цель. Определение места звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.
Оборудование. Папки – перфокарты, на которых помещают по три картинки, под каждой вырезают по три отверстия – «окошечки» для звуков. В правом углу перфокарты дано изображение буквы.
Содержание. Играет несколько человек. Играющие берут себе по одной перфокарте и, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку «квартиру» в доме, состоящем из трёх квартир – отверстий. Найденное место закрашивается. Ведущий проверяет правильность выполнения задания и разрешает взять следующую перфокарту. Выигрывает тот, кто проанализировал правильно большее количество перфокарт.
Подбери картинку к схеме
Цель. Научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.
Оборудование. У детей схемы слов (прямоугольники, разделённые поперёк на три части, с раскрашенной первой частью – начало слова, раскрашенной второй частью – середина слова, раскрашенной третью частью – конец слова).
Содержание. Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных ведущим. Ведущий показывает картинки (в правом углу каждой картинки помещена буква), а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберёт по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.
Не заблудись в лабиринте (4 года)
Цель. Научить определять место звука в слове по представлению.
Оборудование. На большой карте помещено несколько предметных картинок, имеющих в названиях заданный звук в разных позициях. Соответствующая буква расположена в верхнем правом углу. Под каждой картинкой – схема слова в виде прямоугольника, разделённого поперёк на три части (начало, середина, конец). От каждой позиции проведены дорожки в виде лабиринтов.
Содержание. Задача играющего правильно выбрать дорожку, соответствующую месту заданного звука в каждом названии картинки, чтобы суметь пройти лабиринт от первой картинки до последней и , наконец вернуться опять на первую. Если позиция выбрана неправильно, дорожка приведёт в тупик.
Пройди вокруг и не заблудись
Цель. Научить определять место звука в слове по представлению.
Оборудование. Игра состоит из игровых полей (для каждого звука отдельное поле), на которых помещены картинки и схемы. От картинки к картинке проложены лабиринты: они начинаются от каждого участка схем и подходят к следующим картинкам. Только один лабиринт приведёт к следующей картинке тот, который отходит от верной позиции заданного звука (звук задан буквой, находящейся в углу игрового поля).
Содержание. Если игрок правильно определит место звука на каждой картинке, он пройдёт лабиринтом от картинки к картинке и вернётся к началу движения (двигаться надо почасовой стрелке с любой картинки). Выиграет тот, кто раньше вернётся к началу на своём игровом по
У кого какая картинка
Цель. Научить различать на слух слова, отличающиеся одним звуком.
Оборудование. Дети получают по нескольку пар сходных картинок.
Содержание. Ведущий называет любое слово – название (для этого надо заготовить карточки): «У меня есть гайка. У кого тоже гайка? » Тот ребёнок, у кого есть такая картинка, отвечает и закрывает нужную картинку фишкой. Ведущий при этом наблюдает, какую картинку закрывает ребёнок, ведь у ребёнка находиться и похожая по звучанию картинка с рисунком гальки. Если ребёнок закрывает не ту картинку, ему указывают на ошибку и фишку не дают, а карточкусо словом ведущий не откладывает в сторону, а оставляет у себя для вторичного предъявления. Выигрывает тот ребёнок, который раньше всех правильно закроет свои картинки фишками.
Собери пары
Цель. Научить находить сходные по звуковому наполнению слова и устанавливать, чем они отличаются.
Оборудование. Игровой набор состоит из парных предметных картинок, названия которых представляют собой слова-паронимы: уточка-удочка, тачка-дачка, плоты-плоды и т.д.
Содержание. Весь набор картинок перемешивается и раздаётся играющим поровну. Задача играющих- быстрей освободиться от своих картинок, подобрав к ним парные. В каждый ход все играющие выкладывают на стол по одной картинки и называют их. Парные картинки откладываются в сторону, остальные дети забирают себе. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не распределятся по парам. Выигрывает тот, кто раньше отдаст все картинки. Во время игры дети должны называть свои парные картинки и устанавливать, какими звуками они отличаются.
Попроси парную картинку
Цель. Научить подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук.
Оборудование. Картинки со словами-паронимами.
Содержание. Все картинки раздают играющим поровну. Каждый сначала рассматривает свои картинки и откладывает парные, если они у него есть. Затем по очереди дети должны назвать свою любую картинку и попросить себе парную к ней, назвав нужное слово, например: «У меня есть уточка. Дайте мне удочку». Выигрывает тот, кто раньше освободиться от своих картинок.
Попроси парное слово
Цель. Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
Оборудование. У детей большие карты с картинками, а у ведущего маленькие карточки со словами.
Содержание. Ведущий читает слово, а дети должны попросить не соответствующее картинке слово, а парное ей; например, ведущий произносит слово рак, а попросить его должен тот игрок, у которого на большой карте есть картинка лак. Тот же игрок, у которого есть картинка рак, закрывает его фишкой. Выигрывает тот, кто раньше закрыл свои картинки карточками со словами или фишками.
Найди, где спрятались предметы
Цель. Развитие фонематического восприятия, зрительного восприятия, мышления.
Оборудование. Ребёнку предлагается сюжетная картинка, а у ведущего маленькие карточки со словами.
Содержание. Среди названий предметов есть пары, отличающиеся одним звуком, например: мышка – мишка. Ребёнка просят: «Найди мишку. Найди мышку»
Испорченный телефон
Цель. Научить различать слова-паронимы, выделять звук, изменяющий слово.
Оборудование. –Будьте добры, позовите врача. – Куда вы звоните? Какого грача? – Врача позовите, будьте добры. – Чего вы хотите? Какие бобры? – Будьте бобры, позовите грача. – Если бодры, так зачем же врача? В. Баширов
Содержание. Найти ошибки в употреблении слов в стихотворении и сказать, какой звук заменялся, когда возникало неправильное слово.
Дежурный звук
Цель. Обучать подбирать слова с заданным звуком.
Содержание. В начале игры договариваются, с каким звуком будут играть. Затем каждый игрок составляет по очереди предложение, в котором должно быть как можно больше слов с заданным звуком. За каждое правильное слово даётся очко. В конце игры подсчитываются очки и выявляют победителя.
Слово за словом
Цель. Обучать подбирать слова с заданным звуком.
Содержание. Играют двое. Вначале договариваются, с каким звуком будут подбирать слова и на какую тему (игрушки, посуда, деревья и т. д.). затем по очереди называют слова. Чаще всего в такую игру играют, называя слова с первым заданным звуком.
Не разорви цепочку
Цель. Закрепление умения подбирать слова по последнему звуку заданного слова.
Оборудование. Ведущему нужно следить, чтобы дети называли слова, в которых хорошо выделяется последний звук. Если названо слово со звуком в слабой позиции (со звонким согласным на конце слова, например), ведущий орфографически произносит слово и поясняет, что так пишется слово.
Содержание. Дети стоят в кругу. Ведущий называет любое слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Тот должен придумать слово, начинающиеся с последнего звука того слова, которое произнёс ведущий, и бросить мяч следующему игроку (например: дом- мост). Кто не сумеет продолжить игру и разорвёт цепочку слов, выходит из круга. Выиграет тот, кто подберёт больше слов и не выйдет из круга до конца игры.
Каждому звуку – свою комнату
Цель. Научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Оборудование. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. Содержание. В домике должны поселиться жильцы- «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома- «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для «заселения» слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путём анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.
Друг за другом
Цель. Формирование навыка полного звукового анализа с опорой на вспомогательные средства в виде схем слов и фишек.
Оборудование. Карточки с картинками и схемами под ними. Фишки. Карточки для каждого тура игры подбираются с одинаковым количеством звуков.
Содержание. В игре принимают участие от двух до четырёх детей. Каждый участник выбирает из банка любую капточку с картинкой и схемой. Затем каждый в свой ход называет первый звук слова- названия своей картинки. Если звук назван правильно, в первый квадратик выкладывается фишка. Потом по очереди называют второй звук, и так до тех пор, пока не будет проанализировано всё слово. Если ребёнок допускает ошибку при выделении того или иного звука. Фишка не кладётся на квадратик, а ребёнок в следующий ход должен исправить ошибку. Выигрывает тот, кто успел проанализировать больше карточек.
Сколько комнат в квартире
Цель. Научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.
Оборудование. Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого игрока по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3,4,5,6. У ведущего – предметные картинки.
Содержание. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.
Длинные и короткие слова
Цель. Научить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков в словах.
Оборудование. Звуковые линейки.
Содержание. Ведущий произносит вслух слово, а ребёнок называет его по звукам и одновременно освобождает окошечки звуковой линейки. Затем подсчитывает количество окошек и отвечает, сколько звуков в данном слове. Так же анализирует следующее слово и делает вывод, какое слово длиннее, а какое - короче.
Строители
Цель. Научить определять количество звуков в словах на слух.
Оборудование. У детей по нескольку домиков с разным количеством окошек. Примерный речевой материал: рак, собака, кошка, муха, петух, корова, карп, сорока, вол, жираф.
Содержание. « Представьте, что вы – строители и сейчас будете строить для слов улицу. Каждый дом – для отдельного слова. Но слова захотят жить в таких домах, в которых для каждого звука будет отдельная комната с одним окошком. Я сейчас буду называть слова, это будущие жильцы нашей улицы, а вы выкладывайте нужные домики в один ряд слева направо. В конце игры кто-нибудь вспомнит, каких жильцов мы ждём в свои домики». Затем ведущий произносит вслух слова, состоящие из трёх, четырёх, пяти и шести звуков, а дети выкладывают в один ряд домики. После этого один ребёнок называет по памяти слова, опираясь на схемы-домики.
Новоселье у зверей
Цель. Научить определять количество звуков в словах, произнесённых вслух самим ребёнком.
Оборудование. У детей - картинки различных животных и домики с окошками.
Содержание. Ведущий показывает домики, а дети выбирают нужные домики для своих животных. При этом они называют слово вслух, затем каждый звук отдельно, подсчитывают количество звуков и просят себе домик с таким же количеством окошек.
Кого позовут в гости
Цель. Научить определять количество звуков в словах, произносимых самим ребёнком.
Оборудование. Играют четверо, у каждого играющего – какой-нибудь домик. На столе разложены предметные картинки с изображением различных животных (по числу играющих), а также стопка карточек изображениями вниз. В один набор входит по четыре картинки с разным количеством звуков: картинки-«хозяева» (кот, волк, кабан, собака); картинки – «гости»: 3 звука- оса, сом, жук, рак; 4 звука- коза, сова, бобр, крот; 5 звуков- галка, жираф, сурок, мишка; 6 звуков- корова, курица, кролик, ворона.
Содержание. Дети выбирают себе нужные картинки из тех, что лежат изображениями вверх (находят хозяина домика). Затем каждый по очереди берёт по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух слово и определяет, надо позвать в гости это животное или нет. Если в слове столько же звуков, сколько в слове- хозяине, то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится неподходящая картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выигрывает тот, кто раньше созвал всех гостей.
Слоговая цепочка
Цель. Научить выделять в словах первый и последний слоги.
Оборудование. Карточки для игры раздают играющим поровну, их надо положить перед каждым игроком сверху вниз.
Содержание. Начинается игра с карточки, на которой левая половинка пустая. Играющий выставляет эту карточку, называет слово – название картинки и выделяет последний слог в данном названии. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывает её рядом с первой. Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а в названиях правых – последний слог. Игра должна завершиться, когда будут выложены все картинки, последняя карточка – с пустой правой половинкой.
Из слогов – предложение
Цель. Научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.
Оборудование. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение, в котором каждое слово помещено на отдельной строчке.
Содержание. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.
Семья (4 года)
Цель. Продолжать развивать слуховое внимание и чувство ритма; обучать слоговому анализу слов.
Содержание. Попросите ребёнка вспомнить названия членов семьи (папа, мама, сын, дочь, дедушка, бабушка, сестра, брат). Спросите у ребёнка, из каких членов семьи состоит его семья. Затем предложите «передать по телеграфу» - отстучать кулачком – количество слогов в названиях членов его семьи и их именах. Можно исключить сложные слова (бабушка, сестра, брат). Если ребёнок сам не справляется с заданием, отстучите слова вместе с ним.
Собираемся на прогулку
Цель. Продолжать развивать слуховое внимание и чувство ритма; обучать слоговому анализу слов; обогащать словарь.
Оборудование. Картинки: шуба, валенки, сандалии, шорты, шапка вязанная, сапоги резиновые, сарафан, шарфик, кофта, курточка.
Содержание. Разложите перед ребёнком картинки и предложите ему выбрать одежду, подходящую для улицы. Ребёнок выбирает картинки: шапка, курточка, сапоги, шарфик, кофта. Скажите: «Молодец, ты правильно подобрал одежду, но вот Незнайка никак не может решить, что ему надеть, и просит передать по телеграфу названия одежды, которую ты выбрал». Предложите ребёнку отхлопать соответствующие слова.
Подуй
Цель. Дифференциация длительности звучания неречевых звуков; понимание и употребление наречий «долго-недолго». Развитие физиологического дыхания.
Оборудование. Карточки с изображениями на них двух девочек, дующих на воздушный шарик; микрофон для усиления звука. От рта каждой девочки идёт дорожка в горизонтальном направлении (от первой- короткая, от второй- длинная). В конце каждой дорожки нарисован воздушный шар.
Содержание. 1. Подуть на воздушные шары вместе с первой девочкой и одновременно провести указательным пальцем по дорожке (от девочки к шару). Спросить, как долго дула девочка. (Недолго.) Затем выполнить аналогично задание со второй девочкой. Сколько дула вторая девочка?(долго) Затем вопрос: «Какая девочка дула недолго, а какая долго?»
2. Спрячьтесь за ширмой. Подуйте долго в микрофон. Спросите ребёнка, сколько вы дули. Звуки для угадывания можно давать в разной последовательности: долгий- короткий –короткий- долгий и т.д.
Разные звуки
Цель. Дифференциация неречевых звучаний.
Оборудование. Перед ребёнком выставляется 4-5предметов (например, металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки.
Содержание. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребёнок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух.
Послушай и угадай, что я делаю
Цель. Определить по слуху и рассказать о действиях взрослого возможно полнее.
Оборудование. Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка.
Содержание. Ребёнок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый производит какие-либо действия с предметами, а ребёнок должен рассказать о них в силу своих речевых возможностей. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой.
Угадай, на чём играю
Цель. Определить на слух и назвать звучащий инструмент.
Оборудование. На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п.
Содержание. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребёнку нужно только на слух, без зрительной опоры (ребёнок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, от 3 до5.
Коробочки
Цель. Узнавание и дифференциация неречевых звуков.
Оборудование. В одинаковые металлические баночки помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.
Содержание. Ребёнку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о коробочку при её встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребёнка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя.
Разведчики
Цель. Развитие слухового восприятия неречевых звуков.
Содержание. Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо, даже пол или обувь не должны скрипеть.
Что за машина?
Цель. Узнавание, дифференциация неречевых звуков, их направленности.
Содержание. Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
Найди игрушку по силе звучания
Цель. Различение силы звучания неречевых звуков.
Содержание. Взрослый назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей) и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов барабана (бубна, погремушки).
Колокольчик
Цель. Развитие слухового восприятия неречевых звуков, их направленности.
Содержание. Дети встают в круг. Незаметно для водящего дети передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка звенел колокольчик.
Угадай по звуку
Цель. Развитие слухового восприятия.
Содержание. Ребёнок садится спиной к водящему.
Угадай, чем создаются звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно мять руками бумагу, рвать её, перелистывать книгу, потирать руки, ударять предмет о предмет, расчёсывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т.д.).
Посидим в тишине
Цель. Развитие слухового восприятия неречевых звуков.
Содержание. Собрать предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.
Два колокольчика
Цель. Дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием); называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: «высокое», «низкое».
Оборудование. Два внешние похожих, но резко отличающихся по звучанию колокольчика. Картинка с изображением двух одинаковых колокольчика с нарисованными ртами (большим и маленьким).
Содержание. Предложите ребёнку послушать колокольный звон. Позвените сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким. Спросите у ребёнка, одинаково ли они поют. Предложите ему позвенеть в колокольчики по очереди. Обобщите: один колокольчик «поёт» высоким голосом, а второй – низким. Спрячьте колокольчик за ширму. Ребёнок определяет, какой колокольчик сейчас пел. Предложите ребёнку подсказку (колокольчик с большим ртом поёт песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким – высоким голосом).
Где живёт Маша
Цель. Продолжать развивать слуховое внимание, память, количественные представления.
Оборудование. Карточки с изображением домов 1-,2-,3-,4-,5-этажных, карточки с цифрами 1,2,3,4,5.
Содержание. Собрались в гости к кукле Маше, но вы забыли, в каком доме и на каком этаже она живёт. Предложите ребёнку найти её квартиру. Положите пред ним картинки с домами, это будет «улица». Попросите ребёнка внимательно послушать, сколько раз вы хлопните, и найти дом с таким количеством этажей. После того, как ребёнок найдёт нужный дом, предложите ему расставить номера этажей в доме, начиная с первого. Опять попросите послушать, сколько раз вы хлопнете, и определить, на каком этаже живёт Маша. Ребёнок считает количество хлопков и называет этаж, на котором живёт Маша. Примечание: игру следует начинать с двух хлопков и постепенно увеличивать до пяти.
Что ест мишка
Цель. Продолжать развивать слуховое внимание; слышать шёпотную речь.
Оборудование. Игрушечный медвежонок, картинки: малина, клубника, яблоко, груша, мёд.
Содержание. «Медвежонок не слушался маму, топал по лужам и промочил ноги. У него заболело горлышко и пропал голосок. Хоть медвежонок и непослушный, но его всё равно жалко. Давай послушаем, чего он хочет, и постараемся ему помочь. Сиди тихо, слушай внимательно и повторяй услышанное слово». Произносите, изображая медвежонка, шёпотом по одному слову: «Малину, клубнику, грушу, мёд». Ребёнок громко повторяет слова за «медвежонком» и даёт ему то, что он попросил.
Что пропела стрекоза?
Цель. Продолжать развивать слуховое внимание, память, восприятие шёпотной речи.
Оборудование. Картинки с изображением ромашки, мака, колокольчика, тюльпана, стрекозы.
Содержание. Разложить картинки с изображением цветов. Прочтите рифмовку: Прилетела стрекоза, Ох, огромные глаза. Куда-то улетела И на цветочек села. На какой? Скажу на ушко, А ты громко повтори! (стрекоза улетает) Шёпотом ребёнку на ушко говорите название одного из цветов. Ребёнок должен повторить название вслух и показать этот цветок на картинке.Для четвёртого года- от 3до5 слов.
В магазине
Цель. Учить воспринимать и выполнять инструкции, произнесённые шёпотом; обогащать активный словарь.
Оборудование. Картинки с изображением чайника, блюдца, молочника, сахарницы, кукла.
Содержание. Кукла Маша ждёт гостей. Она собирается пить с ними чай. Чайной посуды у неё мало, а гостей у неё будет много. Маша побежала в магазин. Пока бежала, разгорячилась и выпила холодной воды. Вот беда, голос у неё стал совсем тихий. Стала она шёпотом просить у продавца то, что она хочет купить, а продавец слушает и понять не может. Попросите ребёнка помочь Маше… Вы, изображая куклу, называете шёпотом предметы чайной посуды, а ребёнок повторяет эти слова громко. При правильном назывании картинки с изображением этого предмета «отдать» Маше (раскладывать на столе).
Услышь шёпот
Цель. Учить воспринимать и выполнять инструкции, произнесённые шёпотом.
Содержание. Ребёнок отходит от взрослого на 5 шагов. Взрослый шёпотом даёт команды, а ребёнок выполняет их. Отойти затем на 10,15,20 шагов.
Игра в команде
Цель. Узнавание шёпотной речи, слуховое сосредоточение.
Содержание. Дети сидят в кругу. Взрослый обычным голосом отдаёт команду сделать какое-нибудь движение, а затем шёпотом произносить имя того, кто должен это выполнить.
Музыканты
Цель. Узнавание и различение ритмических рисунков.
Содержание. Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отстукивании, отхлопывании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т.п.). Ритмические рисунки даются в порядке усложнения.
Кузнечик играет на бубне
Цель. Узнавание и различение ритмических рисунков.
Оборудование. Кузнечик (игрушка), бубен, ширма.
Содержание. Наш кузнечик маленький,
Зелёненький, удаленький,
Лапками стрекочет,
Бить он в бубен хочет.
Предложите ребёнку поиграть: «Давай поиграем с кузнечиком. Слушай внимательно, как он стучит в бубен, и повторяй. Хлопай в ладоши и стучи кулачком по столу».
Отстукиваете на бубне ритмы, а ребёнок повторяет.
Домашний оркестр
Цель. Развивать слуховое внимание, память, чувство ритма; обогащать словарь по лексической теме «Посуда».
Оборудование. Чашка, ложка, тарелка, кастрюля.
Содержание. «Мы будем играть на посуде. Ты оркестр, а я дирижёр. Я буду показывать, как играть, а ты повторяй за мной».
Отстукиваете ритмы, а ребёнок повторяет.
Морзянка
Цель. Узнавание и различение ритмических рисунков.
Содержание. Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается всё более трудный ритмический рисунок).
Узнай по голосу
Цель. Различение по тембру максимально сокращённого звукокомплекса.
Содержание. Взрослый предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) позвал его.
Вначале ребёнка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое «ау».
В лесу
Цель. Продолжать формировать фонематический слух; дифференцировать громкое и тихое звучание слога «ау»воспроизводить звукоподражания громко и тихо.
Оборудование. Картинка с изображением девочки и мальчика, потерявшихся в лесу.
Содержание. Предложите ребёнку помочь девочке и мальчику позвать на помощь друзей. Прочтите рифмовку: Мы в лес пойдём, громко маму позовём: «Ау-ау-ау! Мама, я тебя зову!» Потом тихо: Мы в лес пойдём, тихо маму позовём: «Ау-ау. Мама, я тебя зову».
Где потерялся ветерок
Цель. Формирование произвольного слухового внимания; различение тихих и громких звуков.
Оборудование. Картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко), берёзы, ели, куста.
Содержание. Покажите ребёнку картинки с изображением ветра и ветерка, скажите: «Это ветерок, он маленький, любит летать в лесу и в поле, а когда потеряется, зовёт папу- ветра тихим голоском – «У-у-у». Предложите послушать, кто сидит за ёлкой (ветерок или ветер), спойте тихо: «У-у-у»(ветерок), кто сидит за кустом и поёт громко: «У-у-у»(ветер) и т.д.
Как поёт, кричит?
Цель. Узнавание и различение характера, тембра, эмоциональной окраски звукоподражаний.
Содержание. Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра, и эмоциональной окраски, а затем просит ребёнка воспроизвести образец.
Весёлые куклы
Цель. Учить соотносить картинку со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: «тихо», «громко», дифференцировать громкий и тихий звук.
Оборудование. Карточки с изображением большой и маленькой куклы с идущими от них широкими дорожками (от большой куклы- длинная дорожка, от маленькой куклы- короткая).
Содержание.Провести пальцами по широкой дорожке, громко произнести звук «а». Скажите: «Кукла Маша большая, и поёт она очень громко». Проведите двумя пальцами по узкой дорожке и спойте тихим голосом звук «а»- кукла Даша маленькая, у неё тихий голос. Попросите ребёнка повторить, как плачет кукла Маша (громко). Затем спойте песенку куклы Даши (тихо). Прикройте рот экраном и произнесите звук «а» громко и тихо, спрашивая ребёнка после предъявленного звукоподражания: «Кто плакал? Как плакала кукла Маша? Тихо или громко? Повтори».
Три медведя
Цель. Узнавание и различение звукоподражаний по высоте звучания.
Содержание. Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя».затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одни и те же реплики: «Кто сидел на моём стуле?», «Кто ел из моей чашки?», «Кто ел из моей чашки?» и т. д. произносятся поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах.
Кто в домике живёт?
Цель. Дифференциация звукоподражаний, выделение звука «о» в звукоподражаниях.
Оборудование. Ширма; картинка с изображением дома, курицы, лошади, коровы, бабушки.
Содержание. Назовите изображённых на картинке персонажей. Спросите ребёнка: «Как кудахчет курица?», «Как ржёт лошадка?», «Как вздыхает бабушка?». Прочтите рифмовку: Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко». А лошадка: «И-го-го, и-го-го». А бабуля: «О-хо-хо, о-хо-хо». Повторяйте звукоподражания за ширмой или прикрыв рот экраном, чтобы ребёнок не видел вашей артикуляции: «ко-ко-ко», «и-го-го», «о-хо-хо». Ребёнок после каждого произнесения вами звукоподражания говорит, кто сейчас говорил в домике или кто в домике живёт.
Кто как кричит?
Цель. Продолжать развивать слуховое внимание; соотносить звукоподражание с игрушкой (картинкой).
Оборудование. Заборчик из картона; игрушки: паровоз, петух, курица, кот, цыплёнок, корова; картинки с их изображением.
Содержание. Прочтите стихотворение А. Барто. Попросите ребёнка отгадать, какие животные живут в деревне у бабушки. Чью песенку они услышат в стихотворении?
Доброе утро
Цель. Продолжать развивать слуховое внимание; развивать умение находить по звукоподражанию домашнее животное, называть его.
Оборудование. Игрушки (картинки): воробей, собака, петух, свинья, корова, коза, девочка.
Содержание. Прочтите отрывок из стихотворения. Попросите ребёнка по ходу чтения, услышав звукоподражание, по очереди выставлять игрушку или картинку с соответствующей птицей или животным: Зашушукались на сливе озорные «Чиви-чиви»(выставляет воробья), А среди высоких трав скачет радостное «Гав» (выставляет собаку), И уже летит за реку молодое «Ку-ка-ре-ку» (выставляет петуха), И спешит встречать зарю очень важное «Хрю-хрю» (выставляет свинью). «Му-у-у»,- поплыло из тумана (выставляет корову), А из дома рано- рано им ответили: «Бегу»(выставляет куклу- девочку).
Дождь льёт и капает
Цель. Упражнять в различении темпа звучания (частое и редкое звучание звукоподражаний), в воспроизведении звукоподражания; развивать ассоциативное мышление.
Оборудование. Картинка с изображением летнего дождя.
Содержание. Прочтите рифмовку: Дождик капнул на ладошку: кап-кап! На цветы, на Мурку- кошку: кап-кап! А потом он разыгрался, лил да лил, Вовсю старался: кап-кап, кап-кап. Предложите ребёнку показать, как медленно идёт дождь (ударять указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки, произнося: «Кап-кап»). Затем попросите ребёнка показать, как дождик идёт быстро (действия аналогичны предыдущим, но удары пальцем более быстрые и звукоподражания произносите в более быстром темпе: «Кап-кап-кап-кап»). Предложите ребёнку поиграть в эхо: «Повторяй, как я» . Из-за экрана произносите звукоподражания, а ребёнок повторяет.
Слова близкие по звуковому составу
Цель. Учить различать слова, близкие по звуковому составу.
Оборудование. Взрослый даёт ребёнку два кружка- красный и зелёный, картинка с изображением банана, клетки, витамина, альбома.
Содержание. Показать картинку и громко, медленно, чётко проговаривать звукосочетания, а ребёнок, если услышит правильное название предмета, изображённого на картинке, должен поднять зелёный флажок, если неправильное – красный.
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан.
Витанин, митавин фитамин, витаним,витамин, митанин,фитавин,виталим.
Альбом, айбом, аньбом, авьбом, альмом, альном, авлём.
Къетка, кветка, тлетка, клетка, къекта, клетта, тлетка.
Рифмушки – нерифмушки
Цель. Учить находить похожие по звучанию слова с опорой на картинки.
Оборудование. Парные картинки с рифмующимися и нерифмующимися словами.
Содержание. 1 вариант. Ребёнок называет картинки и определяет, похожи ли по звучанию два слова: лиса– коса, конфета– кубик, колено– полено…
2 вариант. Без наглядной опоры. Ребёнок повторяет за взрослым слова и определяет, похожи ли они по звучанию.
Найди похожие слова
Цель. Учить похожие по звучанию слова по слуху.
Оборудование. Картинки с предметами.
Содержание. Взрослый предлагает ребёнку назвать предметы, изображённые на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.
Звук заблудился
Цель. Учить подбирать похожие по звучанию слова- паронимы, слышать ошибочное звучание.
Оборудование. Взрослый предлагает ребёнку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его подходящим по смыслу и рифме словом.
Повторялки
Цель. Учить правильно воспринимать и воспроизводить близкие по звуковому составу слова.
Содержание. Ребёнку предлагается повторить за взрослым вначале по два, затем по три похожих слова в названном порядке: мак- так, ток- тук- так, моток-поток- каток…
Похожие имена
Цель. Различение слов, близких по звуковому составу.
Содержание. Взрослый чётко произносит пары слов и просит ребёнка определить – одинаковые он слышит имена или разные.
Люба- Люда Толя- Толя
Миша- Маша Дима- Дина
Соня- Саня Дина- Инна
Витя- Витя Витя- Митя
Четвёртое лишнее слово
Цель. Различение слов, близких по звуковому составу.
Содержание. Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать то, которое отличается от других.
Ком-кот-ком-ком.
Канава-канава-какао-канава. Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок. Будка-буква-будка-будка. Винт-винт-бинт-винт. Минута-монета-минута-минута. Буфет-букет-буфет-буфет. Билет-балет-билет, билет. Дудка-будка-будка-будка.
Четвёртое лишнее слово
Цель. Различение слов, близких по звуковому составу (с опорой на собственное проговаривание).
Оборудование. 4 картинки, где три слова (названия предметов) похожи по звучанию, а одно лишнее.
Содержание. Взрослый чётко произносит по четыре слова и просит ребёнка повторить их. Затем ребёнок из 4-х слов выбирает одно, наиболее отличающееся по звуковому составу, называет его и показывает картинку.
Найди похожее по звучанию слово
Цель. Различение слов, близких по звуковому составу с опорой на картинку.
Оборудование. Картинки к упражнению.
Содержание. Ребёнок произносит названия предметов, изображённых на картинках. Затем повторяет за взрослым слова для сравнения (по одному)и находит похожее по звучанию, пользуясь зрительной опорой.
Доскажи словечко
Цель. Учить подбирать рифмующееся слово из трёх предложенных, находить слова, близкие по звуковому составу.
Оборудование. Опорные картинки к упражнению.
Содержание. 1вариант: с опорой на три предложенных. Взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребёнок должен закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов.
2 вариант: без опоры. Взрослый предлагает ребёнку дополнить стихотворение подходящим по смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу с опорой на картинки.
3 вариант: по представлению. Взрослый предлагает ребёнку дополнить стихотворение подходящим по смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу с опорой на картинки.
Успокой Таню
Цель. Выделять звук (А) из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы: «плачет», «уронила».
Оборудование. Ширма, кукла, мячи.
Содержание. Прочтите отрывок стихотворения: Наша Таня громко плачет: А-а-а! Уронила в речку мячик. Предложите ребёнку успокоить Таню тогда, когда она заплачет. Чётко, не торопясь, произнесите ряд гласных звуков: « А-У-И-А-О-А». Предложите ребёнку поднять над головой куклы Тани мячик тогда, когда она услышит звук (А).
Паровозик
Цель. Учить выделять звук (У) из ряда других гласных звуков; активизировать в речи глаголы настоящего времени «бежит», «гудит».
Оборудование. Экран; игрушка паровоз, картинка с изображением паровоза.
Содержание. Предложите ребёнку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит «гудок» паровоза (звук У). При произнесении звука прикройте рот экраном. Звуки произносите чётко и неторопливо: «А-У-А-О-Ы-У».
Кто зовёт?
Цель. Различение гласных звуков А-И –У.
Оборудование. Картинки с изображением девочки, птички и поезда.
Содержание. Взрослый объясняет: «Поезд гудит: у-у-у, девочка плачет: а-а-а, птичка поёт: и-и-и». Далее произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки.
Что хочет маленький сынок?
Цель. Развивать фонематический слух, дифференцировать звуки (А)и (У) в слогах.
Оборудование. Кукла- пупс, паровоз, барабан.
Содержание. Маленький сыночек устроил суету, Он всё время маму просит то: «Та-та», то: «Ту-ту». Давай поможем маме его успокоить и дадим ему ту игрушку, которую он просит. Разложите игрушки: барабан, паровоз. Пупс «говорит»: «Та-та»,- ребёнок предлагает ему барабан. Пупс «кричит»: «Ту-ту»,- он предлагает ему паровоз.
Положим малышей спать
Цель. Учить дифференцировать гласные звуки (А), (О), (У), (И).
Оборудование. Игрушки (картинки): кукла, бычок, мишка, мышка.
Содержание. Кукла- куколка, бай-бай, спи спокойно, засыпай: «А-а,а-а,а-а». На кроватке спит бычок, он улёгся на бочок: «У-у, у-у, у-у». Мишка-Мишенька, бай-бай, спи спокойно, засыпай: «О-о, о-о, о-о». Захотела мышка спать и полезла под кровать: «И-и, и-и, и-и».
Спросите ребёнка, какую колыбельную песенку пели для куклы (о-о-о), для мишки (о-о-о), для бычка (у-у-у), для мышки (и-и-и). Предложите ребёнку внимательно послушать колыбельные и сказать, кому и какую песенку пела мама. Прикройте рот экраном, произнесите медленно и чётко гласные звуки (И), (О),(А),(У). После предъявленного каждого звука ребёнок должен угадать, кому и какую песенку пела мама.
На плите сварилась каша
Цель. Развивать фонематический слух, дифференцировать звукоподражания.
Оборудование. Ширма; плита, кастрюля с кашей, кран, два медведя разного размера (медвежонок и мама-медведица); экран, картинки с изображением кастрюли, крана с текущей водой.
Содержание. Покажите ребёнку маму-медведицу и медвежонка. Изображая медведицу, прочтите рифмовку: На плите сварилась каша: п-п-п, Где большая ложка наша? Я тебе перед едой Лапы вымою водой. Предложите ребёнку внимательно послушать и сказать, что происходит за ширмой. Прикройте рот экраном и вразнобой несколько раз произнесите звуки (С), (П). (С-с-с)- медвежонок моет лапки. (П-п-п)- каша пыхтит в кастрюле.
Назови лишний слог
Цель. Учить различать слоги.
Содержание. Взрослый произносит несколько слогов. Дети определяют лишний слог. Слоговые ряды усложняются: на-на-па, на-но-на, па-ба-па-па.
Нажми на слог
Цель. Учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога.
Содержание. Ребёнок повторяет за взрослым слоговой ряд со сменой ударного слога: та-та-та-, та-та-та, та-та-та.
Повтори слоговую цепочку
Цель. Учить различать и воспроизводить слоги: 1 вариант-с одним согласным и разными гласными. Содержание. Воспроизведение слогов с одним согласным и с разными гласными: та-то-ту, ты-та-то. 2 вариант- с разными согласными и одинаковыми гласными. Содержание. Воспроизведение слогов с разными согласными и одинаковыми гласными: та-ка-на, ка-на-па. 3 вариант- отличающиеся по звонкости и глухости. Содержание. Воспроизведение слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости и глухости: па-ба, по-по-бо, па-ба-па. 4вариант- отличающиеся по твёрдости и мягкости. Содержание. Воспроизведение слогов с согласными звуками, отличающимися по мягкости и твёрдости: па-пя, да-дя, пы-пи, ду-дю. 5 вариант- с наращиванием стечения согласных звуков. Содержание. Воспроизведение слогов: па-пта, та-пта, фа-тфа, та-фта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование игр и игровых упражнений по формированию фонематических процессов в работе с детьми с ОНР".
Использование игр и игровых упражнений в работе с детьми с ОНР....
Картотека дидактических игр и упражнений на развитие фонематического слуха
Овладение основами первоначальной грамотности...
Дидактические игры и упражнения по формирования фонематических процессов.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприят...
Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»
Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»...
Игры и упражнения для формирования фонематических процессов
Игры на развитие фонематических процессов для детей с 3х лет....
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию фонематического слуха в помощь воспитателю.
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...
Дидактические игры по развитию и формированию фонематических процессов
Да, да, вначале было не слово, а игра, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети...