Игровое пособие «Ромашка вопросов».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Игры с пособием Ромашка вопросов формируют умение у детей формулировать вопросы разного типа с использованием моделей ТРИЗ-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_romashka_voprosov.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое пособие «Ромашка вопросов».
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста умения самостоятельно формулировать разные типы вопросов с использованием моделей ТРИЗ-технологии.
Задачи: - Расширять представления детей об объектах окружающего мира.
- Закреплять у детей навык использования обобщённой модели разных типов вопросов.
- Развивать коммуникативную компетентность у детей.
Предварительная работа: - Знакомство с именами признаков и их значением, моделирование.
- Знакомство со схемой составления вопроса (3 части - вопросное слово, объект, имя признака).
Требования к пособию «Ромашка вопросов».
- «Ромашка» состоит из семи лепестков, соответствующих семи типам вопросов.
- Необходимо, чтобы лепестки у «Ромашки» были мобильные, т.е. легко отсоединяться от сердцевины и присоединяться обратно.
- Лепестки присоединяются постепенно, по мере ознакомления детей с новым типом вопроса.
- Модель вопроса придумывается самими детьми, может иметь любое обозначение.
- Пособие должно быть двухстороннее. Модели типов вопросов находятся на одной стороне лепестков, с другой стороны лепестки без каких-либо обозначений, непрозрачные.
- Все лепестки одного цвета, чтобы исключить возможность выбора типа вопроса детьми по памяти.
Работа с пособием:
Пособие «Ромашка вопросов» может использоваться в непосредственной образовательной деятельности, свободной и игровой деятельности, как отдельная игра, а так же как дополнительный наглядный материал в других играх.
Пособие «Ромашка вопросов» вначале используется в совместной деятельности детей и взрослого, а затем, по мере освоения нового материала, в самостоятельной деятельности.
Педагог стремится к тому, чтобы дети могли задавать различные типы вопросов. Нужно подвести детей к умению задавать вопросы не только о внешних проявлениях, но и о том, что скрыто и словами не сказано.
Знакомя детей с новым типом вопроса, воспитатель проводит игру «Закодируй вопрос». Дети придумывают модель вопросного слова, затем с помощью этой модели и карточек, изображающих имя признака и объект, выкладывают схему вопроса. Дети сами выбирают себе объект и признак, про который будут спрашивать. После того, как дети усвоили данный тип вопроса, модель, придуманная ими, занимает место на лепестке «Ромашки».
Требования к вопросам.
- Вопросы должны быть чёткими, целенаправленными и выражать основную мысль.
- Вопрос состоит из трёх частей и содержит вопросное слово, объект, имя признака.
Игры с использованием пособия «Ромашка вопросов».
«Закодируй вопрос»
Цель. Формирование умения моделировать вопросы различных типов.
Ход. Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня она идет играть к ребятам в соседний сад, которые не умеют читать. Ей необходимо нарисовать или составить картинку вопроса. Как можно схематично изобразить вопрос «кто это?», «что это?», «где?», «когда?», «как?». Выслушиваются ответы детей, воспитатель предлагает их зарисовать. Затем воспитатель предлагает для удобства объединить все эти вопросы одним значком-моделью. Детям предлагается задать интересующие их вопросы с этими словами ребятам из соседнего сада. Модель помещается на один из лепестков «Ромашки».
Аналогично проводится работа по созданию моделей других типов вопросов.
«Спроси меня»,
Цель. Формирование умения задавать различные типы вопросов объекту.
Ход. Перед детьми выкладываются предметные картинки. Дети рассматривают их, затем воспитатель предлагает детям попросить от имени объекта задать вопрос, называя при этом признак.
Например, спросите меня о том, какой я по форме (по размеру, по месту, по времени и т.д.). Игра может проводиться при рассматривании картины. Для этого вначале выделяются объекты на картине, затем дети придумывают вопросы для них.
«Объект задает вопрос»
Цель. Формирование умения задавать вопрос от имени объекта.
Ход. Эта игра аналогична игре «Спроси меня», но усложняется тем, что ребёнок должен встать на позицию объекта и задавать вопросы детям.
Например. Какие у меня части? Какой я по месту? и.т.д.
«Тайна»
Цель. Упражнение детей в умении задавать вопрос каузального типа.
Ход. Воспитатель предлагает разгадать тайну объекта. На схеме вопроса скрыто имя признака. Дети сами подставляют его (части, температура, структура или рельеф) и задают вопрос.
Например, объект – утюг. Почему я не могу гладить бельё, когда я холодный
«Спрошу себя»
Цель. Упражнение детей в умении задавать вопрос субъективного типа.
Ход. Игра проводится тогда, когда объект рассмотрен по основным именам признаков.
Вопрос – что я об этом знаю? может быть, как обобщающим.
«Выбор»
Цель. Упражнение детей в умении задавать оценочные вопросы.
Ход. Воспитатель предлагает детям два объекта. Эти объекты должны выполнять одну функцию.
Например – дом и нора, вилка и ложка, сланцы и валенки, самолёт и автомобиль т.д. Детям предлагается задать вопрос и сделать выбор в определённых условиях для себя или какого-то героя.
Игра «Закрытая картинка».
Цель. Упражнение детей в умении задавать вопросы описательного и восполняющего типа.
Ход. Воспитатель показывает на перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем он просит детей: Сделай то же самое, что девочка делает на этой картинке. Дай мне такой же мячик, как на этой картинке. Дай столько же кубиков, сколько на этой картинке.
Дети поставлены перед необходимостью задать вопрос воспитателю: Что делает девочка? Какой мячик по цвету? Сколько кубиков по количеству? и т. д.
Игра «Телефон».
Цель. Упражнение детей в умении задавать вопросы описательного и восполняющего типа.
Ход. Воспитатель достает зазвонивший телефонный аппарат. Снимает трубку и просит детей догадаться, о чем же его спрашивает заведующая детским садом. Воспитатель громко отвечает на воображаемые вопросы, после каждого из них дети дают свой вариант вопроса: Я в детском саду. (Где вы находитесь?)
Хорошо занимаются. (Как ребята занимаются?)
Музыкальное занятие. (Какое занятие у них будет потом?)
Пшенная каша. (Какая еда была на завтрак?) и др.
Если детей увлекла эта игра, можно достать второй аппарат и предложить двоим детям поговорить, например, о любимых играх, о веселом лете. Каждый ребенок, ответив, сам должен задать вопрос собеседнику.
Игра «Сказочный зверь».
Цель. Упражнение детей в умении задавать вопросы описательного и восполняющего типа.
Ход. Воспитатель рассказывает о портрете необыкновенного зверя. Зверь этот сказочный, чудесный, небывалый. Она сама придумала этого зверя, и если дети будут правильно задавать вопросы, они тоже смогут представить себе этого зверя и даже нарисовать его.
«Волшебная шкатулка».
Цель. Формирование умения задавать вопросы различного типа.
Ход. Воспитатель предлагает отгадать, что лежит в «Волшебной шкатулке». Дети задают вопросы различного типа и по ответам пытаются понять что там.
«Чудесный мешочек».
Цель. Формирование умения задавать вопросы описательного типа.
Ход. Воспитатель предлагает ребёнку тактильно обследовать объект в мешочке и ответить на вопросы детей. Дети задают описательные вопросы и по ответам пытаются понять что там.
«Интервью».
Цель. Формирование умения задавать вопросы субъективного типа.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в телевидение. Дети договариваются, кто будет журналистом, а кто гостями программы (людьми разных профессий). «Журналисты» проводят интервью и спрашивают мнение «гостей» о каком-либо объекте или явлении.
«Задай вопрос герою».
Цель. Упражнение детей в умении задавать вопросы разного типа.
Ход. Проводится после чтения художественной литературы. Играют 7 детей. На «Ромашке вопросов» каждый ребёнок выбирает лепесток с моделью вопроса. Воспитатель играет от имени любого героя, которому нужно задать вопрос. Ребёнок должен сформулировать вопрос не только про внешний вид, но и про чувства героя. Нужно подвести детей к пониманию скрытого смысла произведения, умению задавать вопросы не о том, что очевидно, а о том, что словами не сказано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Ромашки"
Пособие поможет при обучении грамоте...
Методика работы с универсальным дидактическим пособием «Ромашка вопросов» по технологии ТРИЗ
В процессе коррекционной работы было отмечено, что дети старшего дошкольного возраста задают в основном однотипные, стереотипные вопросы в одной и той же форме, начиная со ...
Игровое пособие "Ромашка"
Игровое пособие "Ромашка", выполненное своими руками...
Дидактическое пособие «Ромашка»
Дидактическое пособие "Ромашка"цель: Совершенствование звукового анализа.закрепить умения выделять первый звук в словах,делать звуковой анализ слова....
Мастер-класс по изготовлению игрового пособия из бросового материала "Ромашка и пчела"
Мастер-класс по изготовлению игрового пособия из бросового материала "Ромашка и пчела"...
Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича.
Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича....