Использование пособия «Ромашка» в играх и игровых упражнениях.
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
Использование пособия «Ромашка»
в играх и игровых упражнениях.
Подготовила :
воспитатель высшей категории
Гусева Людмила Владимировна
г.Киржач
2016г.
Задача детей – собрать ромашку, т.е. подобрать лепестки с картинками в соответствии с заданием.
Основные достоинства пособия:
- многофункциональная направленность, которая позволяет решать задачи различного характера, в зависимости от возраста детей;
- участвовать в игре может как один ребенок, так и группа детей;
- удобство при хранении, т.к. занимают очень мало места;
- удобство в использовании: можно использовать на магнитной доске и как настольную игру.
Дидактическая игра - тренажер "Ромашка" позволяет решать следующие задачи:
1. Освоить и закрепить состав числа из двух слагаемых до 5, 10, 20 и т.д.
Учить детей складывать слоги, называть их.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, создавать эмоциональное положительное отношение к игре с тренажером- игрушкой.
Кроме этого, "Ромашка" имеет лепестки разных цветов, что позволяет использовать игру в разных областях познания.
экологическое воспитание - можно разместить на лепестках времена года, используя цвет - зима - голубой, весна - зеленый и т.д.
художественная литература - размещаем на лепестках (кармашках) героев сказки (например, Теремок) и просим ребенка назвать их и рассказать сказку.
Варианты размещения на "Ромашке" образовательных областей могут быть различны на усмотрение педагога.
Игра «Ромашка с настроением».
- совершенствовать умение распознавать по внешним признакам различные эмоции человека и животных; формировать умение находить приемлемые способы из различных ситуаций.
Лепестки раскладываются на столе в произвольном порядке. В центре ромашки пиктограмма с определенным настроением. Детям предлагается «оживить» ромашку, подобрать лепестки на которых изображены герои с тем же настроением, как в сердцевине. Далее идет обсуждение, верно ли подобраны все лепестки. Затем у ромашки «меняется настроение» ,прикрепляем другую пиктограмму, перемешиваем лепестки и снова подбираем персонажей с заданным настроением.
Дидактическая игра "Экологическая ромашка"
Цель: закрепить представления детей о характерных явлениях в живой и неживой природе в разные сезоны, их взаимосвязи и взаимозависимости.
Материал: четыре кружочка (серединки ромашки) разного цвета (белый, зеленый, желтый, красный) в соответствии с моделями времен года и набор лепестков с изображением различных явлений в живой и неживой природе в каждое время года, например: весной в ручейке плавают кораблики, расцвел ландыш, птицы вьют гнезда и др.
Ход игры:
Играют четыре ребенка, каждому необходимо собрать лепестки ромашки соответствующего сезона и рассказать о характерных явлениях как в неживой, так и в живой природе.
«Что лишнее?»
Цель: развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.
Водящий прикрепляет лепестки с картинками к сердцевине таким образом, чтобы одна из них не соответствовала данной квалификационной группе. Задача детей найти картинку с изображением предмета, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.
«Чего не стало?»
Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания, памяти.
Педагог предлагает детям посмотреть на ромашку и запомнить картинки на ее лепестках. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос логопеда «Чего не стало?». Ответы должны быть полными: «Не стало груши».
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает лепесток из серединки с изображением предмета, игрушки, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На лепестках изображены знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он опишет игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Новоселье»
Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».
Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок на лепестках и две серединки с изображением коробок, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.
Лото «В мире растений»
Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.
Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.
Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.
Звуковая ромашка. |
Дидактическая игра «Звуковая ромашка». |
«логопедические ромашки» могут использоваться:
- при автоматизации и дифференциации звуков;
- при формировании фонетико-фонематических представлений;
- в работе над слоговой структурой слова;
- при подготовке к обучению грамоте;
- при развитии словарного запаса;
- в работе над развитием лексико-грамматического строя речи;
- при формировании связной речи;
- при формировании познавательных процессов.
Приведем некоторые варианты игр.
«Найди свою картинку»
Цель: дифференциация звуков Л – Р в словах.
На сердцевинах буквы или символы дифференцируемых звуков. Логопед раскладывает лепестки с картинками, в названии которых есть звуки Л или Р. Затем логопед распределяет детей на две команды. Одна команда подбирает картинки со звуком Л, другая – со звуком Р.
Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, твердых – мягких звуков.
«Определи первый звук в слове»
Цель: упражнение в выделении первого звука в слове.
Логопед раздает детям лепестки с картинками, спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука А ( У, И и т.д.). Тот, кто правильно называет предмет, прикрепляет лепесток к сердцевине с соответствующим символом или буквой.
«Мы ромашку собираем – слова с нужным звуком подбираем».
Цель: автоматизация звуков в словах, развитие умения подбирать слова с нужным звуком.
На сердцевине изображен символ автоматизируемого звука или буква. Детям предлагается подобрать лепестки с картинками, в названии которых есть нужный звук.
«Раздели слово»
Цель: формирование умения делить слова на слоги.
В игре используются несколько сердцевин, на которых изображены схемы односложных, двухсложных, трехсложных слов. К каждой сердцевине нужно подобрать лепестки, в названии которых есть слова с нужным количеством слогов.
«Прочитай слоги»
Цель: закреплять навыки чтения слогов.
В кармашке сердцевины буква. На лепестках находятся буквы, обозначающие гласные звуки. Дети читают прямые и обратные слоги. Игру можно провести с символами звуков.
«Где находится звук?»
Цель: закреплять умение определять позицию звука в слове.
В игре используются три сердцевины, на которых изображены схематично позиции звука в слове. Дети подбирают лепестки, в названии которых звук находится в начале (конце, середине) слова.
«Кто где живет?»
Цель: учить различать домашних и диких животных.
На сердцевинах изображения домика и елки. На лепестках изображения диких и домашних животных. Педагог предлагает детям прикрепить картинки с дикими животными к елке, а с домашними – к домику.
Так же, подобрав подходящие символы, можно провести игру на дифференциацию овощей – фруктов, животных – птиц и т.п.
«Раскрась предметы»
Цель: согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
На сердцевинах изображены цветовые пятна. На лепестках – контурные изображения предметов. Дети называют предметы, согласуя названия с прилагательным в роде и числе, например, красный мяч, красная машина, красное ведро, красные сапоги.
«Посчитай-ка»
Цель: согласование числительных с существительными.
На сердцевине цифры 1, 2, 5, 9. Дети называют картинки на лепестках, согласуя названия с числительными.
«Чей хвост (голова, лапы)?»
Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.
На сердцевине находится схематичное изображение хвоста (головы, лап). На лепестках – картинки с изображением животных или птиц. Дети прикрепляют лепестки и называют притяжательные прилагательные, например, лисий хвост ( лошадиная голова, медвежьи лапы).
«Поможем повару»
Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.
На лепестках находятся картинки с изображением фруктов, овощей, продуктов. На сердцевинах изображения стакана с соком, кастрюли, банки с вареньем и т.п. Дети образуют относительные прилагательные, например, «Я сварю картофельный суп (клубничное варенье), сделаю вишневый сок».
«Где что находится»
Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.
На сердцевинах изображены схемы предлогов. На лепестках – сюжетные картинки. Детям предлагается подобрать к схеме предлога подходящие картинки. Эту игру можно провести как на закрепление в речи одного предлога, так и на дифференциацию предлогов.
«Составь предложение»
Цель: развитие связной речи, логического мышления.
Логопед прикрепляет к ромашке лепестки с изображением предметов, не связанных друг с другом по смыслу, например, река, ослик, книга. Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Можно менять падежи и использовать другие слова. Например, «Ослик уронил в речку книгу», «Ослик на берегу реки читает книгу».
«Расскажи по порядку»
Цель: развитие связной речи, умения составлять описательный рассказ, опираясь на схему.
На лепестках находятся символы схемы для составления описательного рассказа. На сердцевину прикрепляется изображение описываемого предмета. Дети берут по одному лепестку в соответствии с порядком описания и составляют предложения.
Ромашка
Количество игроков: по количеству лепестков ромашки
Действие направлено на развитие наблюдательности и ассоциативного мышления, сообразительности и чувства юмора. Для игры потребуется изготовить из бумаги так называемую ромашку, по количеству лепестков в ней должно быть и число игроков. На каждом лепестке цветка с обратной стороны пишется какое-то задание. Участники игры по очереди подходят к ромашке, отрывают лепестки, читают задание (про себя, не вслух) и затем выполняют его, то есть изображают что-то перед остальными участниками.
Те пытаются угадать, что же игрок так усердно показывает им? Вот различные варианты заданий.
1. Пофантазировать и изобразить:
– горячий утюг;
– закипающий чайник;
– телефон;
– кофемолку;
– вентилятор.
2. Попробовать изобразить походку человека, который:
– объелся;
– которому жмут ботинки;
– мучится радикулитом;
– заблудился.
3. Изобразить мимикой, походкой:
– встревоженного кота;
– грустного пингвина;
– восторженного кролика;
– хмурого орла;
– разгневанного поросенка.
4. Попрыгать, как:
– воробей;
– кенгуру;
– заяц;
– лягушка.
5. Изобразить жестами, мимикой, эмоциями пословицу:
– на чужой каравай рот не разевай;
– за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь;
– дареному коню в зубы не смотрят;
– одна голова хорошо, а две лучше;
– доброе слово и кошке приятно.
6. Попробовать представить себе и изобразить человека, который:
– жует арбуз;
– ест тающее мороженое;
– грызет морковь;
– пьет молоко с пенками;
– ест свежий лук;
– ест виноград;
– ест яйцо всмятку;
– ест горячую картошку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.
Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...
Игры и игровые упражнения с использованием игровой деятельности с водой для детей младшего дошкольного возраста
Упражнение «Здравствуй водичка»Цель: создание позитивного настроения.-Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся.-Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. ...
Игры и игровые упражнения с использование подвижной игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста
Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми пос...
Технологическая карта № 1, игрового упражнения "Купание малышей-голышей" с использованием набора "Мытье рук" из серии игровых упражнений Практической жизнью М. Монтессори.
Карточка разработана для более успешного, адаптированного использования игровых упражнений Практической жизнью по методике М.Монтессори.Целью подготовки материала является: 1) простота и удобств...
Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед
Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...
Игры и игровые упражнения упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Развитие пространственных представлений в двигательной деятельности....
Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Игры и игровые упражнения
Список используемой литературы Марина Михайловна Борисовая...