Открытое занятие по театральной деятельности,
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по театральной деятельности, подготовительная к школе группа «Б» показ сказки «Сказка о маленьком мышонке».
Продолжительность спектакля: 35-40 минут; количество актеров: от 2 до 16.
1. Цель: развитие речи и коммуникативных отношений через театрализованную деятельность.
2. Задачи:
- пробуждать интерес детей к драматизации, создавать условия для её проведения.
- Развивать умение имитировать характерные действия персонажей.
- обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
- создавать положительный эмоциональный настрой.
- вовлекать дошкольников в игровое общение со сверстниками, достигать согласованности движений всех детей, единство в создании образа и настроения. Способствовать сплочению детского коллектива. Устанавливать межличностные контакты; создавать в группе благоприятный микроклимат. («Социально – коммуникативное развитие»);
- Совершенствовать художественно – речевые, интонационные, мимические, исполнительские навыки в драматизации. Развивать диалогическую форму речи и логическое мышление. («Речевое развитие»);
- развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшую сказку («Художественно - эстетическое»);
- развивать и обогащать двигательный опыт детей. (Физическое развитие»).
3. Методы и приёмы:
- практические (игра – приветствие, игра - драматизация, игра подражание голосам, движения под музыку, слушание музыки);
- наглядные (маски – шапочки; костюмы героев сказки; декорации);
-словесные (загадки).
4. Предварительная работа: Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра и русских народных сказок, их драматизации, рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания сказок, подвижные игры, занятия по театрализованной деятельности, просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.
Действие первое
Мышиная нора. Посреди сцены стоит маленькая колыбелька. Появляется Рассказчик.
Рассказчик
Жил да был малыш-мышонок,
Капризуля – просто жуть!
На сцену выбегает Мышонок, за ним гонится мама-Мышь. Она пытается его поймать, он убегает. Наконец ей удается поймать его и посадить в колыбельку.
Мышь (ласково)
Спать пора! Уснул теленок,
И тебе пора уснуть.
Мышь укладывает Мышонка в колыбельку и поправляет одеяло.
Мышь (поет)
В теплой норке спят мышата,
Спит за печкою сверчок,
Спят у речки камышата,
Спит на грядке кабачок.
Спят усталые ромашки,
И полянки тоже спят.
Спят под листиком букашки,
Ручейки во сне журчат…
Ноты и mp3-файл к этой песне вы можете скачать здесь: Колыбельная «В теплой норке спят мышата».
Мышонок пытается выбраться из колыбельки.
Мышонок (капризно)
Не хочу я спать нисколько!
Мама-мышь снова укладывает Мышонка.
Мышь (ласково)
Спи, мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
(снова начинает петь колыбельную)
Баю-баю, мой мышонок…
Мышонок опять выглядывает из колыбельки.
Мышонок (капризно)
Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Рассказчик
Позвонила мышка-мать –
Стала Утку в няньки звать.
Мышь достает телефон и набирает номер.
Мышь (по телефону)
Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать!
На сцену под музыку важно выходит Утка и садится возле колыбельки. Мышь уходит.
Утка (важно)
Здравствуй, деточка! Я Утка!
Утка укладывает Мышонка в колыбельку и начинает ее качать.
Утка (громко поет)
Кря! Кря! Кря! Усни, малютка!
После дождика в саду
Червячка тебе найду!
Спи скорее засыпай,
Червячков во сне копай!
Мышонок выглядывает из кроватки.
Мышонок (капризно)
Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Утка уходит.
Рассказчик
Позвонила мышка-мать –
Стала Жабу в няньки звать.
Мышь достает телефон и набирает номер.
Мышь (по телефону)
Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать!
На сцену под музыку выходит Жаба и садится возле колыбельки. Мышь уходит.
Жаба (монотонно поет)
Ква-ква-ква, не надо плакать,
Разводить в кроватке слякоть!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара,
Дам сороконожку,
Дам жука и мошку!
Мышонок выглядывает из кроватки.
Мышонок (капризно)
Нет, твой голос нехорош.
Слишком скучно ты поешь!
Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Жаба уходит.
Рассказчик
Позвонила мышка-мать –
Стала Лошадь в няньки звать.
Мышь достает телефон и набирает номер.
Мышь (по телефону)
Приходи к нам, тетя Лошадь,
Нашу детку покачать!
На сцену под музыку выходит Лошадь и садится возле колыбельки. Мышь уходит.
Лошадь
Здравствуй, крошка! Я Лошадка!
Лошадь укладывает Мышонка в колыбельку и начинает ее качать.
Лошадь (поет)
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!
Не уснешь, копытом
Буду бить в корыто!
Мышонок выглядывает из кроватки.
Мышонок (капризно)
Нет, твой голос нехорош.
Слишком страшно ты поешь!
Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Лошадь уходит.
Рассказчик
Позвонила мышка-мать –
Стала Свинку в няньки звать.
Мышь достает телефон и набирает номер.
Мышь (по телефону)
Приходи к нам, тетя Свинка,
Нашу детку покачать!
На сцену под музыку выходит Свинья и садится возле колыбельки. Мышь уходит.
Свинья (поет хриплым голосом)
Буду, буду хрюкать,
Деточку баюкать!
Баю-баюшки-хрю-хрю,
Две морковки подарю
И ведро помоев!
Спи, ну, что ж такое!
Мышонок выглядывает из кроватки.
Мышонок (капризно)
Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Свинья уходит.
Рассказчик
Позвонила мышка-мать,
Стала Клушу в няньки звать.
Мышь достает телефон и набирает номер.
Мышь (по телефону)
Приходи к нам, тетя Клуша,
Нашу детку покачать!
На сцену под музыку выходит Курица и садится возле колыбельки. Мышь уходит.
Курица
Здравствуй, детка! Я наседка!
Курица достает Мышонка из колыбельки.
Курица
Куд-куда! Не бойся, детка.
Забирайся под крыло, –
Там и тихо и тепло.
Курица засовывает Мышонка себе под крыло и начинает баюкать.
Курица (поет)
Куд-куда-куда-куда…
Мышонок вырывается.
Мышонок (капризно)
Это сущая беда!
Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Курица уходит.
Рассказчик
Позвонила мышка-мать –
Стала Щуку в няньки звать.
Мышь достает телефон и набирает номер.
Мышь (по телефону)
Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать!
На сцену под музыку выходит Щука и садится возле колыбельки. Мышь уходит. Щука укладывает Мышонка, качает колыбельку, открывает рот, но ничего не слышно. Мышонок выглядывает из колыбельки.
Мышонок (капризно)
Где же песня, тетя Щука?
Не услышал я ни звука!
Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Щука уходит.
Рассказчик
Позвонила мышка-мать –
Стала Кошку в няньки звать.
Мышь достает телефон и набирает номер.
Мышь (по телефону)
Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать!
На сцену под музыку выходит Кошка и садится возле колыбельки. Мышь уходит.
Кошка
Здравствуй, сладенький! Я Кошка!
Кошка берет Мышонка на руки и начинает баюкать.
Кошка (поет вкрадчивым сладким голосом)
Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, чтобы спать,
Не нужна тебе кровать,
Не нужна подушка,
Спи, моя игрушка!
Мышонок (сонным голосом)
Голосок твой так хорош…
Очень сладко ты поешь.
Мышонок засыпает. Кошка убегает с ним со сцены. Наступает утро. Возвращается Мышь.
Рассказчик
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет своего мышонка,
А мышонка не видать.
Мама-мышь закрывает мордочку лапками.
Действие второе
Слева кусты, справа забор.
Рассказчик
Унесла мышонка Кошка.
Из-за кустов выходит Кошка с Мышонком на руках. Мышонок вырывается.
Мышонок (испуганно)
Отпусти!
Кошка (вкрадчиво)
Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Кошка отпускает Мышонка.
Кошка
Ну, давай, малыш, смелее!
Кошка трогает Мышонка лапой, он пятится.
Мышонок (испуганно)
Я, наверно, не умею!
В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
Кошка (раздраженно)
Ну, а мне какое дело,
Что она вам не велела?
(сменив тон на ласковый)
Поиграй со мной, мой свет!
(снова сердито)
Ты играешь или нет?
Мышонок
Поиграл бы я немножко,
Только чур я буду кошкой!
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!
Кошка
Вот еще! Я – кошка Мурка!
Слушай, дымчатая шкурка,
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать!
Не уйти тебе от Мурки!
Кошка наступает и снова трогает Мышонка лапой, он пятится.
Мышонок (испуганно)
Ну, тогда сыграем в жмурки,
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.
Кошка (нехотя)
Ладно! Завяжи мне глазки!
Мышонок завязывает Кошки глаза. Кошка сдвигает повязку с одного глаза и ловит Мышонка.
Мышонок (жалобно)
Ты глядишь из-под повязки.
Не дала мне отбежать,
А уже когтями – хвать!
Кошка отпускает Мышонка и снова ловит, катая его по сцене, как мячик.
Рассказчик
Кошке – смех, мышонку – горе…
Но нашел он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок и исчез.
Мышонок подбегает к забору и исчезает. Кошка снимает повязку и оглядывается.
Кошка
Мяу-мяу, где ты, крошка?
Заигрались мы немножко.
Покажись скорей, мой свет!
Мышонок (из-за забора)
Там, где был, меня уж нет!
Мышонок теряет равновесие и с громким писком исчезает. Вместе с ним исчезает забор и Кошка.
Рассказчик
Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
На сцене появляется пригорок с норой. Мышонок кубарем скатывается по склону и падает возле входа в нору.
Рассказчик
В этой норке жил зверек –
Длинный узенький хорек.
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.
Вот пришел хорек с охоты.
Из-за кустов выходит Хорек и направляется к Мышонку. Мышонок поднимается и отряхивается.
Хорек
Отвечай скорее, кто ты?
Коль попал ко мне в нору,
Поиграй в мою игру!
Мышонок
В кошки-мышки или в жмурки?
Поиграем, я ведь юркий!
Хорек медленно и хищно приближается.
Хорек (коварно)
Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим «уголки».
Мышонок
Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй.
Я – зверек,
И ты – зверек,
Я – мышонок,
Ты – хорек,
Ты хитер,
А я умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!
Мышонок бросается бежать, Хорек гонится за ним. Они носятся по сцене и скрываются за кустами. Пригорок исчезает.
Рассказчик
Рассердившись на мышонка,
Побежал хорек вдогонку,
А мышонок – прямо в лес
И под старый пень залез.
Посреди сцены появляется пень. Мышонок выбегает и прячется за пень. Хорек пробегает мимо. Из-за кустов выбегают две белки и начинают под музыку резвиться на полянке. Одна из них забирается на пенек и начинает на нем прыгать.
Мышонок (испуганно)
Кто там прыгает?
Белки (хором)
Мы, белки!
Первая Белка
Выходи играть в горелки!
Мышонок осторожно выглядывает из-за пня.
Вторая Белка
Самый шустрый победит!
Мышонок
Без игры спина горит!
Белки убегают.
Рассказчик
В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Назывался зверь тот еж.
Справа выходит Еж.
Рассказчик
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
С другой стороны выходит Ежиха. Мышонок прячется. Еж и Ежиха подходят к пню и сердито его обнюхивают.
Еж
Я большой колючий еж!
От меня ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною – в чехарду.
Выходи скорей – я жду!
Ежиха
Да, мы ждем! Ты что не слышал?
Голос Мышонка
Слышал!
Еж
Почему ж не вышел?
Голос Мышонка
Не хочу я в чехарду:
На иголки попаду!
Рассказчик
Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул – и был таков!
Мышонок быстро пробегает за спинами ежей и прячется в кусты. Пенек и ежи исчезают. Темнеет. Солнце садится, всходит луна. На сцене появляется лопух и стог сена. Мышонок выбегает из-за кустов и останавливается на середине сцены, тяжело дыша.
Рассказчик
Перевел он дух едва,
Глядь, к нему летит сова!
Вылетает Сова и начинает кружить над Мышонком, стараясь схватить его. Мышонок уворачивается.
Мышонок (испуганно)
Как снаряд по небу мчится,
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.
А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки!
Сова
Я тебя поймаю! Ух!
Из-под лопуха выглядывает Белка.
Белка
Быстро прячься под лопух!
Мышонок прячется под лопух. Сова продолжает с уханьем кружить над спрятавшимися.
Рассказчик
А сова все ближе, ближе,
А сова все ниже, ниже...
Сова
Я – царица тьмы ночной!
Поиграйте же со мной!
Мышонок
Я согласен только в прятки!
Сова вырывает лопух.
Мышонок (Белке)
Побежали?
Белка
Без оглядки!
Белка и Мышонок с визгом и писком разбегаются в разные стороны. Мышонок прячется в стог. Сова улетает вслед за Белкой.
Мышонок (радостно)
Мягко в скошенной траве,
Не найти меня сове!
Сова еще несколько раз пролетает над сценой. Всходит солнце.
Рассказчик
До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села старая на дуб
И глазами – луп да луп.
Сова садится на край сцены и засыпает. Мышонок осторожно выбирается из стога и начинает отряхиваться и прихорашиваться.
Рассказчик
А мышонок вымыл рыльце
Без водички и без мыльца
И пошел искать свой дом,
Где остались мать с отцом.
Мышонок шагает по сцене.
Мышонок (поет)
Солнце светит на дорожку,
В небе радуга цветет.
Ни одна на свете кошка
Лучше мамы не поет!
Я капризничать не стану
Ни за что и никогда,
Если есть на свете мама,
Остальное – ерунда!
Рассказчик
Шел он, шел, взошел на горку
И свою увидел норку.
На сцене появляется нора с украшенным входом. Из нее выбегает Мышь и обнимает Мышонка.
Рассказчик
То-то рада мышка-мать –
Ну мышонка обнимать!
Из норы выбегает целая толпа мышат и обнимают Мышонка.
Мышонок (радостно)
Эй, сестренки и братишки!
Поиграем в мышки-мышки?
(зрителям)
Для мышонка, детвора,
Это лучшая игра!
Мышонок и его друзья мышата веселятся на сцене под музыку. Конец.
© Автор. Самуил Яковлевич Маршак. 1923 г., 1955 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по театрально-игровой деятельности младших дошкольников на основе фольклорного материала.
Открытое занятие по театрально-игровой деятельности младших дошкольников на основе фольклорного материала.Цель:Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности.Формировать умение следить за ра...
Конспект открытого занятия по театральной деятельности в 1 младшей группе.
"Путешествие в сказку"...
Конспект открытого занятия по театральной деятельности на тему: «Теремок» С.Я. Маршака»
Учить детей, разыгрывать с помощью воспитателя знакомую сказку....
Конспект открытого занятия по театральной деятельности в средней группе «Теремок»
Конспект открытого занятия по театральной деятельности в средней группе «Теремок»...
Конспект открытого занятия по театральной деятельности в младшей группе "Мы в театре"
Конспект открытого занятия по театральной деятельности в младшей группе «Бусинки».Тема: «Мы в театре». Цель: создание условий для развития творческой и речевой активности ...
Открытое занятие по театральной деятельности «Легко ли быть артистом?»
актуализировать и дополнить представление детей о профессии «актер».продолжать учить детей выражать разные эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и т.д.)развивать связную речь, умени...