Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Человек и его тело»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кирияк Ирина Викторовна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Человек и его тело»

Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей: активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребенка (самопознание, самовоспитание собственной личности);

учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей, открыть для себя и для других непознанные ранее грани своей индивидуальности.

2. Задачи на развитие связной речи: распространение предложений, составление предложений по вопросам, опорным словам;

составление небольшого рассказа-описания своей внешности;

формирование словаря и грамматического строя: усвоение притяжательных местоимений, закрепление навыка согласования прилагательных с существительными; усвоение глагольной лексики;

совершенствование речи в форме диалога (при показе детьми сценки работа над выразительностью исполнения).

3. Воспитательные задачи:

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;

с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого ребенка проводить коррекцию его эмоциональной сферы.

Материал к занятию. Зеркала на всех детей, иллюстрации, костюм Бабушки-Загадушки, карандаши, бумага.

            Предварительная работа. Проведение этических бесед «Вежливые слова», «Об уступчивости», «Поведение в общественных местах» и т. д., чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра». Чтение книг Г. Остера «Вредные советы». Разучивание с детьми сценки «Про нос и язык» (по Е. Пермяку).

Ход занятия

Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о человеке, а для начала проверим, хорошо ли вы знаете закономерности, и поиграем в игру.

Игра «Кто кем был?»

Воспитатель. Скажите, ребята, кто кем был раньше? (Показывает картинки.)

Воспитатель. Как вы думаете, кем был этот дедушка?

Дети. Папой.

Воспитатель. Кем он был до этого?

Дети. Юношей, мальчиком.

Воспитатель. Значит, можно сказать, что дедушка раньше был мальчиком, ребенком.

Догадайтесь, кто кем был?

Воспитатель. Курица была.

Дети.. яйцом.

Воспитатель. Помидор.

Дети.. семечком.

Воспитатель. Стол.

Дети.. деревом.

Воспитатель. Платье.

Дети.. хлопком.

Воспитатель. Лошадь.

Дети.. жеребенком.

Воспитатель. Хлеб.

Дети.. зерном.

Воспитатель. Рыба.

Дети.. икринкой.

Воспитатель. Милиционер.

Дети.. ребенком.

Воспитатель. Какое сейчас время года?

Ребенок. Сейчас весна.

Воспитатель. Как сохранить свое здоровье весной?

1-й ребенок. Нужно больше бывать на воздухе.

2-й ребенок. Принимать витамины.

3-й ребенок. Соблюдать режим дня, закаляться.

4-й ребенок. Содержать в чистоте себя, свою одежду, квартиру.

Игра «Живая радуга»

Воспитатель. Закройте глаза. Представьте себе, какого цвета. смех.

Дети.. красный.

Воспитатель. Боль.

Дети.. черный.

Воспитатель. Доброта.

Дети.. розовый.

Воспитатель. Печаль.

Дети.. серый.

Воспитатель. Красота.

Дети.. голубой, перламутровый.

Воспитатель. Ложь.

Дети.. коричневый.

Воспитатель. Счастье.

Дети.. волшебный переливающийся цвет, цвет радуги.

Раздается стук в дверь.

Бабушка-Загадушка. Здравствуйте, мои ребятки! Это я к вам в гости пришла.

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет — молодец!

Загадка

Ванька-встанька из волчка

В нем увидит толстячка.

Иностранка кукла Синди

В нем красавицу увидит,

Ну а мой знакомый Сашка

В нем увидит замарашку.

(Зеркало.)

Бабушка-Загадушка.

Верно, верно! Угадали!

Будто где его видали!

Я не просто так пришла,

Зеркала вам принесла.

Раздает детям зеркала.

Попробуйте, ребятки,

Разгадать мои загадки.

Никто ответ не подскажет,

А зеркало вам их покажет.

Загадки

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

(Нос.)

У зверюшки — на макушке,

А у нас — ниже глаз.

(Уши.)

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят.

 (Глаза.)

За красными жердочками сидят белые курочки.

(Рот: губы, зубы.)

Их не сеют, не сажают, они сами вырастают.

(Волосы.)

Есть у радости подруга в виде полукруга.

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.

(Улыбка.)

Бабушка-Загадушка. Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?

Дети. Это слово «улыбка». Остальные слова означают части лица человека.

Дидактическая игра «Мой, моя, мое»

Бабушка-Загадушка. Возьмите зеркала и рассмотрите свои лица. (Помогает детям наводящими вопросами.)

— Какие у тебя глаза? (Мои глаза серые, большие, красивые.)

— Какие у тебя волосы? (Мои волосы густые, длин ные, блестящие.)

— Какой у тебя нос? (Мой нос длинный, тонкий, конопатый, курносый.)

— Какой у тебя рот? (Мой рот маленький, аккурат ный.)

— Какие у тебя уши? (Мои уши небольшие, краси вые.)

Бабушка-Загадушка просит двоих-троих детей описать свое лицо полностью.

Дидактическая игра «Один — много» (в кругу с мячом, клубочком)

 

Бабушка-Загадушка. Умные вы, ребятки! А знаете ли вы, как правильно сказать? Поиграйте с бабушкой в мяч.

Бабушка-Загадушка. Один — рот, а много?

Дети. Рты.

Бабушка-Загадушка. Один — нос, а много?

Дети. Носы.

Бабушка-Загадушка. Один — глаз, а много?

Дети. Глаза.

Бабушка-Загадушка. Одно — ухо, а много?

Дети. Уши.

Бабушка-Загадушка. Одна — шея, а много?

Дети. Шеи.

Бабушка-Загадушка. Одно — плечо, а много?

Дети. Плечи.

Бабушка-Загадушка. Одно — бедро, а много?

Дети. Бедра.

И т. д.

Бабушка-Загадушка. Ребята, а для чего человеку нос? Глаза? Уши? Язык? Руки?

Дети. Дышать и обонять, различать запахи. Видеть. Слышать. Говорить и различать вкус. Действовать и осязать.

Дидактическая игра «Большой – маленький»

Бабушка-Загадушка. У взрослого есть рука, а у ребенка?

Дети. Ручка.

Бабушка-Загадушка. У взрослого — нога, а у ребенка?

Дети. Ножка.

Бабушка-Загадушка. У взрослого — голова, а у ребенка?

Дети. Головка.

Бабушка-Загадушка. У взрослого — шея, а у ребенка?

Дети. Шейка.

Бабушка-Загадушка. У взрослого — ухо, а у ребенка?

Дети. Ушко.

Бабушка-Загадушка. У взрослого — нос, а у ребенка?

Дети. Носик.

И т. д.

Бабушка-Загадушка. Ребята, а вы все одинаковые или разные?

Дети. Разные.

Бабушка-Загадушка. А чем вы отличаетесь?

Дети. Внешним видом, характером.

Бабушка-Загадушка. Верно, вот послушайте загадки, и отгадайте, про какие характеры в них говорится.

 

Загадки

Этому мальчишке доверять нельзя никак.

Что ни скажет язычишко

— Все неправда, все не так.

(Врун.)

Он привык всегда, везде

Думать только о себе.

(Эгоист.)

Все расскажет про ребят:

Кто дерется, кто кричит.

Только про саму себя

Не расскажет, промолчит.

(Ябеда.)

 

Ах, как часто нужно нам

С кем-то чем-то поделиться!

Кто привык везде скупиться?

Кто твердит всегда: «Не дам!»?

(Жадина.)

Я красавец, я силач,

Я умелец, я лихач,

Я отличник, я всезнайка,

А зовут меня.

(Зазнайка.)

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Бабушка-Загадушка. У меня в семье пять че ловек, ровно столько, сколько пальцев на руке:

 

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

(Пальчики загибаются по очереди, начиная с большого.)

 

Бабушка-Загадушка. Какие веселые у вас пальчики и на руках! Обведите их, дорисуйте и подарите эти веселые картинки своим близким.

Тема занятия «Мое тело»

Цель: Систематизировать знания детей по теме«Наше тело»

Задачи: Коррекционно – образовательные:

- учить называть части тела человека;

- закрепить представление о строении тела человека и назначения отдельных частей тела;

- учить в употреблении в речи сложных предложений с предлогами для грамматической категории дательного падежа;

- учить составлению существительных с числительными;

- учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие:

- развивать моторику: артикуляционную, мелкую и общую;

- развивать координацию речи с движением;

- развивать связную речь, учить вести диалог (отвечать на вопросы).

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности

самостоятельности. Инициативности. Ответственности;

- воспитывать любовь и бережное отношение к друг другу.

Оборудование: Кукла Незнайка, надувные шары, картинки-схемы, мяч,предметные картинки (брови, рот, уши, руки, лоб и т. д.) мяч, лист бумаги, карандаш.

Ход: Вводный этап:

1. Организационный момент:

Дети заходят в группу и видят Незнайку.

Логопед предлагает поиграть в пальчиковую игру «Семья» вместе с Незнайкой.

Логоритмика «Семья»

Это пальчик дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик мамочка.

Этот пальчик только Я.

Вот и вся моя семья.

Ребята, посмотрите какое большой конверт вам принес Незнайка, вам интересно узнать, что там внутри? Давайте встанем в круг, кто назовет картинку, берет зеркало и садится на стульчик.

Давайте немного разомнем наши губки и поиграем с язычком (выполняются упражнения «Заборчик»«Трубочка»«Вкусное варенье»«Лошадка»).

• Игра«Найди ошибку»

Однажды Незнайка всё перепутал.

Надо ему помочь.

«Найдём ошибку»

Незнайка говорит, что ноздри нужны глазам. Так ли это?

(Ноздри нужны носу).

Ресницы нужны носу. Так ли это?

(Ресницы нужны глазам).

Локти нужны ногам. Так ли это?

(Локти нужны рукам).

Колени нужны шее. Так ли это?

(Колени нужны ногам).

Ногти нужны голове. Так ли это?

(Ногти нужны пальцам).

Затылок нужен ногам. Так ли это?

(Затылок нужен голове).

Молодцы ребята, помогли Незнайке.

• Игра с мячом«Скажи ласково»

Подойдите все ко мне. Встаньте в круг.

Поиграем в игру с мячом: Я бросаю мяч и называю слово, а вы возвращаете его и называете называете слово ласково.

Тело-тельце

Голова-головка

Рука-ручка

Палец-пальчик

Глаз-глазик

Уши-ушки

Шея-шейка

Нос-носик

Рот-ротик

Зуб-зубик

Губа-губка

Язык-язычок

Локоть-локоток

Плечо-плечико

Спина-спинка

Щека-щёчка

Лицо-личико

Ладонь-ладошка.

Динамическая пауза:

А теперь встаем на ножки,

разомнемся мы немножко.

Это глазка. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

• Игра «Для чего?»

У меня на доске картинки. Внимательно посмотрите и ответьте на вопросы.

Для чего нужна голова?

(Голова нужна, что бы думать).

Для чего нужны глаза?

(Глаза нужны, что бы смотреть).

Для чего нужны уши?

(Уши нужны, что бы слышать).

Для чего нужен нос?

(Нос нужен для того, чтобы дышать).

Для чего нужен рот?

(Рот нужен для того, что бы говорить).

Для чего нужны зубы?

(Зубы нужны, что бы жевать).

Для чего нужна шея?

(Шея нужна, что бы держать голову).

Для чего нужны руки?

• Игра«Сколько?»

Мы поиграли, а теперь пройдём на свои места.

Сколько глаз у двоих детей?

(У двоих детей четыре глаза).

Сколько ушей у двоих малышей?

(У двоих малышей четыре уха).

Сколько пальцев на двух руках?

(На двух руках десять пальцев).

Сколько пальцев на правой ноге?

(На правой ноге пять пальцев).

Сколько пальцев на левой руке?

(На левой руке пять пальцев).

Сколько ртов у четырёх мальчиков?

(У четырёх мальчиков четыре рта).

• «Нарисуй подарок» (за столом)

Ребята, что-то Незнайка Загрустил.

Надо его развеселить.

Сейчас мы выполним интересное задание.

Подойдём к рабочим местам.

У каждого лежит лист бумаги. Плотно прижмите свою ладонь к листу и обведите её при помощи простого карандаша. А затем превратим наши ладошки в весёлые лица, подарим Незнайке.

3. Заключительный этап:

Ребята, о чем мы говорили?

Какие занятия было интересно выполнять?

Занятие окончено.

Незнайка прощается с вами.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Человек и его тело.

Занятие по развитию речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ....

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"

Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду.  В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Человек и его тело.

Конспектзанятия по развитию речи в старшей группе Тема: Человек и его тело....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Части тела»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Части тела»Цель: Формирование и закрепление представления детей о строении человеческого телаОбразовательные:Закрепить в активном с...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. тема: Человек и его части тела.

Активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребенка (самопознание, самовоспитание собственной личности); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого челов...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Части тела»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Части тела»Цель: Формирование и закрепление представления детей о строении человеческого телаОбразовательные:Закрепить в акти...