Интегрированый Конспект ОД по познавательному развитию и развитию связной речи в разновозрастной группе «В гостях у русской народной сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Интегрированый Конспект ОД по познавательному развитию и развитию связной речи в разновозрастной группе
«В гостях у русской народной сказки»
Цель: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.
Задачи:
Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
Воспитывать интерес к русским народным сказкам;
Формировать навык сотрудничества, доброжелательности;
Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Предварительная работа:
1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".
4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".
5. Разгадывание загадок.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, сундучок.
Ход:
1. Организационный момент.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И играть сейчас начнём.
2.Основная часть:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я буду сказочницей. А кто такие сказочники? А вы любите сказки?
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в сказочную страну. А кто, может жить в этой стране?
Воспитатель: А на какие группы делятся сказки? (Народные и авторские).
Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?
Воспитатель: А что такое народные сказки? Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? (Ответ детей)
- Уста - это губы. Поэтому сказки - это устное народное творчество. (Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать).
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам. А кто же сочинил эти сказки? (Русский народ)
Воспитатель: А полетим мы туда на воздушных шариках.
Дыхательная гимнастика: Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). (Руками изображают шар) - А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
- Вот и попали мы с вами в сказочную страну.
- Ой, ребята, смотрите волшебный сундучок. Что же в нём? (Открываем.)
В сундучке моём чудесном
Много сказок, много песен
Только сказки до поры,
Спрятались от детворы.
Тогда закроем глазки
И очутимся в сказке.
А сундучок поможет нам
Расставить всё по местам.
Воспитатель: Все готовы? Раз, два, три – в какой мы сказке, расскажи?
1. Что за сказка: кошка, внучка,
Да ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали? («Репка».)
2. Все минуточку внимания!
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.
Не садись на пенёк
Не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке! («Маша и медведь».)
3. Как настали холода,
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днём
И растаял этот дом
Выгнала она косого
Из домика лубяного. («Заюшкина избушка».)
4. В сказке живёт
Он не ёжик и не кот,
Из муки он был печён,
На сметане был мешён
На дорожке он катился
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка,
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису
От неё уйти не смог
Что за сказка? («Колобок»)
5. Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел. («Волк и семеро козлят»)
6. У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. («Гуси-лебеди»)
7. Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! («Три медведя»)
8. Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — ...(Теремок).
Ведущий: Вижу, сказки вам читали и героев все узнали.
Молодцы! Справились с заданием!
А теперь давайте разомнемся «Физ-минутка»
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Воспитатель: Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы названия сказок. В этих сказках есть ошибки – давайте найдем их.
1. «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
2. «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
3. «Волк и семеро котят» – «Волк и семеро козлят».
4. «Петушок и гороховое зернышко» – «Петушок и бобовое зернышко».
5. «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
6. «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
7. «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
8. «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы отдохнем и. пальчиковая гимнастика зарядку проведем (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши).
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель: Ребята, а на какие виды еще делятся сказки? (сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки).
По какому признаку они различаются? (в сказках о животных главными героями являются животные, они приобретают человеческие черты; каждый герой наделен человеческим характером).
В волшебных сказках происходят чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения. Действие бытовой сказки разворачивается в повседневной жизни.
Воспитатель: Ребята, еще нам нужно вспомнить, на сколько частей делится сказка, какие это части?
*начало –зачин сказки,
*середина –кульминация сказки,
*конец –концовка сказки.
В зачине упоминаются некоторые герои сказки. В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями. В концовке мы узнаем чем сказка закончилась.
Дид.игра «Охарактеризуй героев».
Воспитатель: Какая лиса в сказках?(Хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса).
А какой зайчик?(Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка).
А петушок какой? (смелый, храбрый, хороший, красивый).
А волк какой? (злой, сильный, коварный, бессердечный,глупый).
А медведь? (неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный).
Рефлексия:
Воспитатель: Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? А, что вам больше понравилось? А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат?
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать - слабых. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированый Конспект ОД по познавательному развитию и развитию связной речи в разновозрастной группе
«В гостях у русской народной сказки»
Цель: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.
Задачи:
Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
Воспитывать интерес к русским народным сказкам;
Формировать навык сотрудничества, доброжелательности;
Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Предварительная работа:
1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".
4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".
5. Разгадывание загадок.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, сундучок.
Ход:
1. Организационный момент.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И играть сейчас начнём.
2.Основная часть:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я буду сказочницей. А кто такие сказочники? А вы любите сказки?
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в сказочную страну. А кто, может жить в этой стране?
Воспитатель: А на какие группы делятся сказки? (Народные и авторские).
Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?
Воспитатель: А что такое народные сказки? Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? (Ответ детей)
- Уста - это губы. Поэтому сказки - это устное народное творчество. (Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать).
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам. А кто же сочинил эти сказки? (Русский народ)
Воспитатель: А полетим мы туда на воздушных шариках.
Дыхательная гимнастика: Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). (Руками изображают шар) - А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
- Вот и попали мы с вами в сказочную страну.
- Ой, ребята, смотрите волшебный сундучок. Что же в нём? (Открываем.)
В сундучке моём чудесном
Много сказок, много песен
Только сказки до поры,
Спрятались от детворы.
Тогда закроем глазки
И очутимся в сказке.
А сундучок поможет нам
Расставить всё по местам.
Воспитатель: Все готовы? Раз, два, три – в какой мы сказке, расскажи?
1. Что за сказка: кошка, внучка,
Да ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали? («Репка».)
2. Все минуточку внимания!
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.
Не садись на пенёк
Не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке! («Маша и медведь».)
3. Как настали холода,
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днём
И растаял этот дом
Выгнала она косого
Из домика лубяного. («Заюшкина избушка».)
4. В сказке живёт
Он не ёжик и не кот,
Из муки он был печён,
На сметане был мешён
На дорожке он катился
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка,
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису
От неё уйти не смог
Что за сказка? («Колобок»)
5. Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел. («Волк и семеро козлят»)
6. У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. («Гуси-лебеди»)
7. Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! («Три медведя»)
8. Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — ...(Теремок).
Ведущий: Вижу, сказки вам читали и героев все узнали.
Молодцы! Справились с заданием!
А теперь давайте разомнемся «Физ-минутка»
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Воспитатель: Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы названия сказок. В этих сказках есть ошибки – давайте найдем их.
1. «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
2. «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
3. «Волк и семеро котят» – «Волк и семеро козлят».
4. «Петушок и гороховое зернышко» – «Петушок и бобовое зернышко».
5. «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
6. «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
7. «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
8. «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы отдохнем и. пальчиковая гимнастика зарядку проведем (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши).
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель: Ребята, а на какие виды еще делятся сказки? (сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки).
По какому признаку они различаются? (в сказках о животных главными героями являются животные, они приобретают человеческие черты; каждый герой наделен человеческим характером).
В волшебных сказках происходят чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения. Действие бытовой сказки разворачивается в повседневной жизни.
Воспитатель: Ребята, еще нам нужно вспомнить, на сколько частей делится сказка, какие это части?
*начало –зачин сказки,
*середина –кульминация сказки,
*конец –концовка сказки.
В зачине упоминаются некоторые герои сказки. В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями. В концовке мы узнаем чем сказка закончилась.
Дид.игра «Охарактеризуй героев».
Воспитатель: Какая лиса в сказках?(Хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса).
А какой зайчик?(Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка).
А петушок какой? (смелый, храбрый, хороший, красивый).
А волк какой? (злой, сильный, коварный, бессердечный,глупый).
А медведь? (неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный).
Рефлексия:
Воспитатель: Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? А, что вам больше понравилось? А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат?
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать - слабых. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно-речевому развитию «Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет» по мотивам русских народных сказок.
В данном материале представлены методы развития речи детей с использованием русских народных сказок ( драматизация, кукольный спектакль, рассказывание по картинке)....
Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"
Семинар - практикум Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками ...
Конспект по познавательному развитию и развитию связной речи в средней группе по теме "Домашние птицы"
Конспект по познавательному развитию детей дошкольного возраста....
"Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки".
Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста. ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у русской народной сказки».
Программное содержание.Цель: углублять и расширять знания детей о русских народных сказках, формировать интерес к устному народному творчеству. Задачи:Образовательные:Закрепить в памяти дет...
План-конспект НОД «Сказки, как средство развития связной речи детей 4-5 лет» (по мотивам русских народных сказок)
План-конспект НОД «Сказки, как средство развития связной речи детей 4-5 лет»(по мотивам русских народных сказок)...
Игра для развития связной речи в разновозрастной группе для детей с ТНР «Собери сказку»
Возраст: 5-7 летЦель: формирование у детей навыков составления навыков связного рассказа на основе последовательно выложенной серии картинокЗадачи: Учить узнавать сказку по иллюстрациям; закрепить нав...