Конспект комплексного занятия «Весна- красна» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Попова Татьяна Витальевна

Конспект комплексного занятия «Весна- красна» (старшая группа)

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе: в жизни птиц, насекомых, зверей и в растительном мире.

Задачи:

- развивать у детей любознательность, интерес к природным явлениям, воспитывать бережное отношение к природе.

- развивать умение детей строить свой ответ в соответствии с формулировкой вопроса, следить за ответами детей, уметь дополнить ответ;

- формировать умение детей последовательно, логично рассказывать, опираясь на результат экскурсий и наблюдений;

- продолжать учить детей читать стихи эмоционально, соблюдая смысловые ударения, паузы, интонации, соответствующие характеру стихотворения;

- уточнение и активизация словаря: протальник, снегогон, травень, проталины, капель, сосульки, журчат, бегут ручьи.

Предварительная работа.

- ежедневные наблюдения весенних изменений в жизни природы в разное время дня;

- чтение художественной и природоведческой литературы, пословиц, поговорок;

- ведение календаря природы;

- рассматривание картин: И. И. Левитана «Весна. Большая вода», И. Р. Гембицкого «Весенний посев», А. К. Саврасова «Грачи прилетели», К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

Ход  занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, о каком времени года говорится в ней:

 

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла…

ДетиВесна

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о весне, вспомним все, что мы с вами наблюдали, какие стихи, пословицы, поговорки знаем о весне. Сколько месяцев длится весна? Назовите месяцы весны по порядку.

Дети: Весна длится три месяца:  март, апрель, май.

Воспитатель: Мы поговорим о первом месяце весны. Как он называется?

Дети : Первый месяц весны называется Март.

Воспитатель:  Правильно. В народе этот месяц называют протальник. Как вы думаете, почему его так называют?

Дети: Появляются первые проталины.

Воспитатель: Верно. Какие пословицы о марте вы знаете?

Дети: « Весна красна цветами, а осень пирогами»

«Без первой ласточки весна не обходится»

« После самой лютой зимы всё равно придёт весна»

Воспитатель: Скажите, а какие ещё вы заметили изменения в природе в марте?

Дети: Начинается таяние снега, появляются первые цветы  подснежники, на крышах появляются сосульки, прилетают птицы.

Воспитатель:  Как говорят о весенних птицах в народе? «Увидел грача, весну встречай», «Скворец с сорокой в одном гнезде не живут». Первыми прилетают грачи, они могут найти себе корм на проталинах. У грачей крепкий нос, они целые дни носом в земле копаются, достают личинки, зернышки.

Воспитатель: Посмотрите на картины, и найдите картину, на которой изображена ранняя весна

Дети: К. Ф. Юон «Мартовское солнце», А. К. Саврасов «Грачи прилетели».

 

Физминутка: «Желтые цветочки»

Наши жёлтые цветочки

Распускают лепесточки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши жёлтые цветочки

Закрывают лепесточки

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Выполняют движения по тексту)

 

Воспитатель: Ребята, а как называется второй месяц весны?

Дети: Второй весенний месяц называется  Апрель.

Воспитатель: В народе этот месяц называют снегогон. Почему его так называют? Кто расскажет, какая погода в апреле?

Дети: В апреле теплее, чем в марте. Солнце светит ярко и начинает  греть, снег дружно стал таять. Текут  ручьи, на дорогах лужи, грязь. Люди одеты  по - весеннему. Погода часто меняется, то дует холодный ветер, то теплые деньки, идёт дождь.

Воспитатель: Правильно. А какие пословицы вы знаете об апреле?

Дети: « Апрель – батюшка в поле зовёт» « Апрель водою славен» «Апрель землю красит»

Воспитатель: Расскажите, какие изменения еще происходят в природе в апреле?

Дети: Зазеленела трава, распустились почки на деревьях, просыпаются насекомые: бабочки, божьи коровки, муравьи, солдатики. В конце апреля громко квакают лягушки.

Воспитатель:  Послушайте еще приметы об апреле месяце: «Гуси высоко летят – воды будет много», «Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету».

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картины. На какой картине изображен  месяц апрель?

Дети: «Весенний посев» художника И. Р. Гембицкого.

В апреле месяце в полях начинается  посев, труженики села сеют пшеницу, просо, овес, подсолнух. В огородах сеют морковь, свеклу, редис. Сажают картофель. Все очень стараются работать, так как земля не ждет, весна подгоняет, надо все работы закончить быстро, пока земля сырая. В сырой земле зерно быстрее прорастает ,об этом в народе,  говорят «Что посеешь, то и пожнешь», «Весенний день – год кормит».

Воспитатель: А теперь поговорим о последнем месяце весны. Назовите его.

Дети. Месяц  Май.

Воспитатель: В народе его называют травень. А почему его так называют. Кто расскажет, что происходит с природой в мае?

Дети: Быстро растет трава, дни стали длинными и теплыми. Цветут яблони и вишни, черемуха и сирень, на деревьях распустились листья, идут холодные дожди, появилось много комаров.

Воспитатель: Как в народе говорят о мае? « Пришёл май- только успевай да не зевай» « Май холодный- год голодный»

Воспитатель: Ребята, а какие еще изменения произошли в мае?

Дети: Прилетели ласточки, кукушки, соловьи, появились гусеницы, майские жуки. Зацвели одуванчики, ландыши, шиповник. На поле закончили сев зерновых.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, а каким будет лето по нашим приметам.

Дети: В этом году должен быть хороший урожай, потому что в мае было холодно, прошло много дождей. И лето будет мокрым, потому что снег дружно таял.

Воспитатель: А теперь, ребята прочитают нам стихи о весне.

В. Косовицкий «Цвет весны», А. Плещеев «Травка зеленеет», С.А Есенин « Черёмуха»

Дети читают стихи.

Воспитатель: Ребята, мы с вами  сегодня говорили о весне, узнали много нового. После весны наступает лето. И мы с вами пойдем на экскурсию на луг, к озеру. Будем наблюдать за изменениями. Я вас познакомлю с народными приметами, пословицами, поговорками о лете. Будем учить стихи о лете и узнаем много интересного про животных и птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kompleksnogo_zanyatiya.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия «Весна- красна» (старшая группа)

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе: в жизни птиц, насекомых, зверей и в растительном мире.

Задачи:

- развивать у детей любознательность, интерес к природным явлениям, воспитывать бережное отношение к природе.

- развивать умение детей строить свой ответ в соответствии с формулировкой вопроса, следить за ответами детей, уметь дополнить ответ;

- формировать умение детей последовательно, логично рассказывать, опираясь на результат экскурсий и наблюдений;

- продолжать учить детей читать стихи эмоционально, соблюдая смысловые ударения, паузы, интонации, соответствующие характеру стихотворения;

- уточнение и активизация словаря: протальник, снегогон, травень, проталины, капель, сосульки, журчат, бегут ручьи.

Предварительная работа.

- ежедневные наблюдения весенних изменений в жизни природы в разное время дня;

- чтение художественной и природоведческой литературы, пословиц, поговорок;

- ведение календаря природы;

- рассматривание картин: И. И. Левитана «Весна. Большая вода», И. Р. Гембицкого «Весенний посев», А. К. Саврасова «Грачи прилетели», К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

Ход  занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, о каком времени года говорится в ней:

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла…

ДетиВесна

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о весне, вспомним все, что мы с вами наблюдали, какие стихи, пословицы, поговорки знаем о весне. Сколько месяцев длится весна? Назовите месяцы весны по порядку.

Дети: Весна длится три месяца:  март, апрель, май.

Воспитатель: Мы поговорим о первом месяце весны. Как он называется?

Дети : Первый месяц весны называется Март.

Воспитатель:  Правильно. В народе этот месяц называют протальник. Как вы думаете, почему его так называют?

Дети: Появляются первые проталины.

Воспитатель: Верно. Какие пословицы о марте вы знаете?

Дети: « Весна красна цветами, а осень пирогами»

«Без первой ласточки весна не обходится»

« После самой лютой зимы всё равно придёт весна»

Воспитатель: Скажите, а какие ещё вы заметили изменения в природе в марте?

Дети: Начинается таяние снега, появляются первые цветы  подснежники, на крышах появляются сосульки, прилетают птицы.

Воспитатель:  Как говорят о весенних птицах в народе? «Увидел грача, весну встречай», «Скворец с сорокой в одном гнезде не живут». Первыми прилетают грачи, они могут найти себе корм на проталинах. У грачей крепкий нос, они целые дни носом в земле копаются, достают личинки, зернышки.

Воспитатель: Посмотрите на картины, и найдите картину, на которой изображена ранняя весна

Дети: К. Ф. Юон «Мартовское солнце», А. К. Саврасов «Грачи прилетели».

Физминутка: «Желтые цветочки»

Наши жёлтые цветочки

Распускают лепесточки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши жёлтые цветочки

Закрывают лепесточки

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Выполняют движения по тексту)

Воспитатель: Ребята, а как называется второй месяц весны?

Дети: Второй весенний месяц называется  Апрель.

Воспитатель: В народе этот месяц называют снегогон. Почему его так называют? Кто расскажет, какая погода в апреле?

Дети: В апреле теплее, чем в марте. Солнце светит ярко и начинает  греть, снег дружно стал таять. Текут  ручьи, на дорогах лужи, грязь. Люди одеты  по - весеннему. Погода часто меняется, то дует холодный ветер, то теплые деньки, идёт дождь.

Воспитатель: Правильно. А какие пословицы вы знаете об апреле?

Дети: « Апрель – батюшка в поле зовёт» « Апрель водою славен» «Апрель землю красит»

Воспитатель: Расскажите, какие изменения еще происходят в природе в апреле?

Дети: Зазеленела трава, распустились почки на деревьях, просыпаются насекомые: бабочки, божьи коровки, муравьи, солдатики. В конце апреля громко квакают лягушки.

Воспитатель:  Послушайте еще приметы об апреле месяце: «Гуси высоко летят – воды будет много», «Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету».

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картины. На какой картине изображен  месяц апрель?

Дети: «Весенний посев» художника И. Р. Гембицкого.

В апреле месяце в полях начинается  посев, труженики села сеют пшеницу, просо, овес, подсолнух. В огородах сеют морковь, свеклу, редис. Сажают картофель. Все очень стараются работать, так как земля не ждет, весна подгоняет, надо все работы закончить быстро, пока земля сырая. В сырой земле зерно быстрее прорастает ,об этом в народе,  говорят «Что посеешь, то и пожнешь», «Весенний день – год кормит».

Воспитатель: А теперь поговорим о последнем месяце весны. Назовите его.

Дети. Месяц  Май.

Воспитатель: В народе его называют травень. А почему его так называют. Кто расскажет, что происходит с природой в мае?

Дети: Быстро растет трава, дни стали длинными и теплыми. Цветут яблони и вишни, черемуха и сирень, на деревьях распустились листья, идут холодные дожди, появилось много комаров.

Воспитатель: Как в народе говорят о мае? « Пришёл май- только успевай да не зевай» « Май холодный- год голодный»

Воспитатель: Ребята, а какие еще изменения произошли в мае?

Дети: Прилетели ласточки, кукушки, соловьи, появились гусеницы, майские жуки. Зацвели одуванчики, ландыши, шиповник. На поле закончили сев зерновых.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, а каким будет лето по нашим приметам.

Дети: В этом году должен быть хороший урожай, потому что в мае было холодно, прошло много дождей. И лето будет мокрым, потому что снег дружно таял.

Воспитатель: А теперь, ребята прочитают нам стихи о весне.

В. Косовицкий «Цвет весны», А. Плещеев «Травка зеленеет», С.А Есенин « Черёмуха»

Дети читают стихи.

Воспитатель: Ребята, мы с вами  сегодня говорили о весне, узнали много нового. После весны наступает лето. И мы с вами пойдем на экскурсию на луг, к озеру. Будем наблюдать за изменениями. Я вас познакомлю с народными приметами, пословицами, поговорками о лете. Будем учить стихи о лете и узнаем много интересного про животных и птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия для детей старшей группы

конспект комплексного занятия для детей старшей группы"Зимующие птицы" Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста  «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (Воспитатель МДОУ № 8 «Тер...

Конспект комплексного занятия "Савватий пчельник" ( старшая группа)

Комплексное занятие "Савватий -пчельник" ( коммуникация + художественное творчество(лепка)) целесообразно проводить согласно народного календаря в начале октября  (со 2 по 10 октября). Народ прим...

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «История возникновения Москвы»

Конспект комплексного занятия об истории возникновении Москвы в старшей группе детского сада....

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «Рождение Невы»

Конспект комплексного занятия об истории появления реки Невы, как места основания города Санкт-Петербург...

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы "Сердце русской матери"...

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы « Путешествие в поисках Весны»

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы « Путешествие в поисках Весны» Задачи: Образовательные: 1) Продолжать формировать представления детей о весенних явлениях в природе, ...