Методическая разработка к организации НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Весна» (с использованием мнемотаблицы)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель: закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
Задачи:
- продолжать формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;
- совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о весне, используя мнемотаблицу;
- расширять, уточнять и обогащать словарь детей;
- развивать связную речь, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, координацию движений, самостоятельность, творческое воображение, мышление;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками;
- формировать умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna.docx | 740.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
к организации НОД
по речевому развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
«Весна»
(с использованием мнемотаблицы)
Составил:
воспитатель ГБДОУ детского сада №11
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Теличко Светлана Сергеевна
Санкт-Петербург
Петергоф
2018
Методическая разработка предназначена для детей старшей группы в рамках Образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В группе воспитывается 23 ребенка, в возрасте 5-6 лет, 12 из которых мальчики.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблицы – схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихотворений.
Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приемы работы с памятью.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.
В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие
В ходе НОД были использованы следующие формы, методы и технологии:
Формы: фронтальная форма образовательной деятельности
Методы:
Наглядные: демонстрация картинок, мнемотаблица
Практические: игры «Скажи наоборот», «Бывает - не бывает!», физминутка
Словесные: беседа, диалог, вопросы, составление рассказа с помощью мнемотаблицы
Технологии:
- игровые технологии;
- здоровьесберегающая технология
- мнемотехника
Оборудование: мнемотаблица «Весна», картинки признаки весны, мяч, магнитная доска
Предварительная работа:
- Наблюдения на прогулке за весенними признаками.
- Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».
- Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»; Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.
- Заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна».
- Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы»
Цель: закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
Задачи:
- продолжать формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;
- совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о весне, используя мнемотаблицу;
- расширять, уточнять и обогащать словарь детей;
- развивать связную речь, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, координацию движений, самостоятельность, творческое воображение, мышление;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками;
- формировать умение работать в коллективе.
Ход НОД:
Воспитатель:
Подходи ко мне дружок.
Становись скорей в кружок.
Справа друг и слева друг,
Каждый каждому тут друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: А теперь ребята, внимательно слушайте загадку.
Загадка.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла … (Весна)
Дети.
Воспитатель: Почему вы так думаете? Почему весна?
Дети.
Игра c мячом «Скажи наоборот»
Зима ушла, а весна – … (пришла).
Зима холодная, а весна – … (тёплая).
Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети.
Воспитатель: Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года?
Дети.
Воспитатель: А сколько месяцев длится весна?
Дети.
Воспитатель: Как называется первый месяц весны?
Дети.
Воспитатель: Правильно! Первый месяц весны называется март. В народе его называют протальник. А знаете, почему его так называют?
Дети.
Воспитатель: Проталины – это, то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок?
Дети.
Воспитатель: Правильно! А почему он так называется?
Дети.
Воспитатель: Назовите второй месяц весны?
Дети.
Воспитатель: А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему?
Дети.
Воспитатель: Третий месяц весны - самый красивый. Как он называется?
Дети.
Воспитатель: А май называют цветень. Как вы думаете, почему?
Дети.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Физминутка.
Солнце, солнце высоко
(На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло
(Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей,
(Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните,
(Ходьба по кругу).
(звучит красивая, весенняя музыка)
Воспитатель: Ребята! Вы слышите? Что это за музыка? Какая она?
Дети.
Воспитатель: Ребята! Пока звучит эта красивая, весенняя музыка, вам необходимо будет пройти по группе и найти картинки с приметами весны.
Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.
Воспитатель: Молодцы! А теперь, давайте, составим интересный рассказ о весне. Рассказ будем составлять с помощью схем.
Дети составляют рассказ с опорой на схемы.
Воспитатель: Молодцы! Замечательный рассказ у нас получился.
Дидактическая игра (с мячом) «Бывает - не бывает!»
- Весной ярко светит солнышко.
- Весной на деревьях распускаются желтые листочки.
- Весной тает снег.
- Весной в лесу собирают грибы.
- Весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую одежду.
- Весной собирают урожай.
- Весной идет дождь.
- Весной лепят снеговиков.
- Весной появляются первые цветочки.
- Весной птицы улетают на юг
Рефлексия: Вы ребята, молодцы! Потрудились от души. Вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Что было сложно? Что запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»
Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...
Методическая разработка для педагогов ДОУ по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Познаем мир»
Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому необходимо ребенку постоянно получать новые впечатления о живой и неживой природе....
Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» (с использованием ИКТ)
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда;расширять знания детей об ист...
Статья "Использование детской художественной литературы при реализации образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста"
Статья о том, как в наше время увлечь детей художественной литературой, не просто увлечь, а так чтобы это было с пользой!...
Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник изумрудного города»
Цель: Способствовать развитию интеллектуальных способностей у детей.Задачи:Образовательные:Закреплять умение в счете от 1до 10;Закреплять умение классифицировать предметы по двум призна...
«Использование интеллект-карт в работе по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Эффектив...
Использование графического моделирования в работе по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста
Проблема речевого развития детей, на сегодняшний день, одна из самых основных. На мой взгляд, этому способствует то, что дети слышат, запоминают и повторяют речь окружающих (дома, в детском саду, на у...