«Использование интеллект-карт в работе по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Эффективность использования данного метода в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_kosterina_s.a._2022_2.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профессионального саморазвития педагога
«Использование интеллект-карт в работе по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Костерина Светлана Александровна
Пояснительная записка
Актуальность проблемы:
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Эффективность использования данного метода в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения.
В дальнейшем метод интеллект-карт стал использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Составление интеллект-карт является формой свободного творчества, требующая от автора умение находить в предложенном материале существенные признаки, делать выводы и кратко их формулировать. Я считаю, что эти способности очень востребованы в современной жизни.
Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.
Цель: повышение профессиональной компетентности в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста и создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода интеллект – карты.
Задачи для воспитателя:
- Повысить личный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
- Определить особенности и преимущества использования технологии «Интеллект-карты» в рамках воспитательно-образовательного процесса;
- Описать и испытать практическую работу по использованию технологии «Интеллект-карты» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи для детей:
- Создать условия для формирования навыков самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, проявлять активность при разговоре;
- Способствовать формированию умения отвечать на вопросы распространенно, расширять и уточнять словарный запас;
- Способствовать развитию сенсорных чувств, речи, внимания;
- Содействовать воспитанию доброжелательных отношений друг к другу.
Задачи для родителей:
- Способствовать развитию интереса со стороны родителей к использованию интеллект-карт через вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.
Работа воспитателя:
- Повысить личный уровень знаний путём изучения различной методической, психолого-педагогической литературы, официальных и нормативных документов по данному вопросу и информации в интернет- ресурсах;
- Выявить возможности дошкольников в овладении технологией «Интеллект-карты»;
- Повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Ознакомить педагогов с эффективным методом в образовательно-познавательной деятельности с детьми интеллект –карты через разные формы работы с коллективом: мастер –класс, открытый просмотр ООД с использованием интеллект -карт;
- Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;
Работа с родителями:
- Изучить, насколько готовы родители к работе с ДОУ;
- Заинтересовать родителей в совместном проведении исследования, а также привлечь к подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
- Обеспечить открытость ДОУ для родителей.
Работа с детьми:
- Развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
- Развивать умение визуализировать и проговаривать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
- Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе.
Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы.
Ожидаемый результат:
- Повысился интерес детей к занятиям, возросла их речевая активность, любознательность и творческий потенциал;
- Сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;
- Связная речь детей стала грамотнее, логичнее;
- Повышение профессионального мастерство педагогов;
- Родители повысили свою педагогическую грамотность, вовлечены в воспитательно - образовательный процесс.
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, повышение своих практических и теоретических знаний, умений и навыков;
- Умение активизировать творческие способности и применять полученные знания на практике;
- Овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (работа с интеллект-картами);
Планируемые результаты самореализации:
- Разработан список полезной литературы по теме «Интеллектуальные карты».
- Создан информационный уголок для родителей «Интеллектуальные карты для речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
- Разработан перспективный план освоения технологии «Интеллект-карты» детьми старшей группы в соответствии с КТП.
- Подготовлены интеллект-карты по различным темам: «Моя семья», «Сказки П.Бажова», «Игривая зима», «Признаки зимы», «Моя мама лучше всех!».
- Созданы индивидуальные интеллект-карты (совместно с родителями) на тему «Наши любимые сказки».
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 уч. год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 уч. год.
Перспективный план 2022 – 2023 уч. год.
Сроки | Формы работы | Цель | Продукт |
Сентябрь 2022 | Сбор и анализ информации, работа с методической литературой; изучение интернет – ресурсов по теме проекта. | Внедрение в активную практику технологии «интеллект-карты» для формирования у детей старшего дошкольного возраста любознательности и развития речевой активности. | Список использованной литературы. |
Октябрь 2022 | Консультация для родителей «Использование метода интеллект - карт в детском саду» | Информация в уголок для родителей «Интеллектуальные карты». | |
Ноябрь 2022 | Разработка перспективного плана по использованию метода интеллект - карт в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Составление интеллектуальной карты «Семейные традиции» | Перспективный план в соответствии с КТП Интеллект – карта «Моя семья» | |
Декабрь 2022 | Занятие по речевому развитию «Беседа по сказкам П. Бажова «Серебряное копытце»» | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | Интеллект-карта «Сказки П. Бажова» |
Январь 2023 | Занятие по речевому развитию с использованием метода интеллект - карт на тему «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | Интеллект – карта «Игривая зима» |
Февраль 2023 | Занятие по речевому развитию с использованием метода интеллект - карт на тему «Обучение рассказыванию. Д/у «Что это?»» | Упражнять детей в творческом рассказывании, в умении употреблять обобщающие слова. | Интеллект-карта «Признаки зимы» |
Март 2023 | Занятие по речевому развитию с использованием метода интеллект - карт на тему «Наши мамы» | Учить употреблять в речи добрые, ласковые слова по отношению к маме, расширять словарный запас. | Интеллект – карта «Моя мама лучше всех!» |
Апрель 2023 | Совместная деятельность родителей и детей. | Активизация позиции родителей в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми. | Индивидуальные интеллект – карты по теме «Наши любимые сказки» |
Май 2023 | Мастер-класс для педагогов «Использование интеллектуальных карт в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» | Привлечение интереса к использованию интеллектуальной карты для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению. | Индивидуальные интеллект-карты по разным темам. |
Список используемой литературы:
1. Интернет-ресурсы
2.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016,- 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагогического коллектива ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста
В связи с тем, что произошли кардинальные изменения в системе дошкольного образование, внедрение и реализация ФГОС основной и очень важной целью является сохранения и укрепления здор...
Перспективный план работы по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в группе среднего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Моделирование, как форма работы по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»
Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников.Что же такое моделирование? В чем особенность и значение моделирования? Сущность метода моделирования. Закономерности форм...
Методическая разработка к организации НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Весна» (с использованием мнемотаблицы)
Цель: закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях. Задачи: продолжать формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;совершенс...
Статья "Использование детской художественной литературы при реализации образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста"
Статья о том, как в наше время увлечь детей художественной литературой, не просто увлечь, а так чтобы это было с пользой!...
Использование графического моделирования в работе по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста
Проблема речевого развития детей, на сегодняшний день, одна из самых основных. На мой взгляд, этому способствует то, что дети слышат, запоминают и повторяют речь окружающих (дома, в детском саду, на у...
"Рассказ о звуке Ш" с использованием интеллект карты. Участие в территориальном дистанционном логопедическом конкурсе для детей старшего дошкольного возраста "Трудный звук – ты мой друг!"
quot;Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками"Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соо...