Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию
методическая разработка по развитию речи
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!
На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя материалы нового поколения из методической копилки преподавателя методики речевого развития детей дошкольного возраста. Вашему вниманию предоставляется презентация (слайд- лекция) к уроку по теме: "Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию".
Цель урока: показать методику обучения детей творческому рассказыванию; отметить пути активизации связной речи детей на таких занятиях.
Задачи урока:
- закрепить знания студентов об основных приёмах обучения рассказыванию; сформировать понятие о значении воображения для обучения составлению творческих рассказов; способствовать освоению методики обучения творческого рассказывания детей дошкольного возраста (видах творческих рассказов; их тематике; методике проведения занятий);
- формировать самостоятельность через апробацию системы заданий теоретического и практического характера;
- воспитывать творческие способности студентов.
«Дистанционный курс обучения по методике речевого развития дошкольного возраста» — академический образовательный проект, с большим количеством разнообразных дидактических средств обучения: архива лекций по самым разным разделам речевого развития дошкольников; видео семинаров и мастер-классов; дидактических игры и упражнений; схем и таблиц; статей и методических пособий специалистов по дошкольному воспитанию. Изучить материалы лекции по теме: «Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию» вы можете найти в прикрепленном файле https://nsportal.ru/user/664283/page/obuchenie-det....
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД
Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).
Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."
ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.
ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.
Благодарю Вас за то, что посетили мой сайт. Желаю всем творческих успехов.
С уважением, О. Г. Гольская.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие и своеобразие творческих (придуманных) рассказов детей
Психолого - педагогические предпосылки развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Вопросы детского словесного творчества в трудах педагогов и учёных в области дошкольной педагогики и методики речевого развития Лев С… … … Выготский К… Н… Корнилов С… … … Л… … Рубинштейн А… … … В… … Запорожец Е… … … И… … … Тихеева Евгения Александровна Ф… … … М… … … Митрофановна Конина Лидия Александровна … … … Э… … … Павловна Короткова О… … … С... … …Ушакова (Семёнович ) (Пеньевская) ( Эльмира) (Мария) ( Флёрина) (Елизавета Ивановна) (Оксана Семёновна) (Константин Николаевич) (Сергей Леонидович) (Александр Владимирович)
Педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию 1.) Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни : чтение художественной литературы, особенно познавательного характера; повседневное общение с ребёнком;
- экскурсии и наблюдения;
- рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, произведений искусства
2.) О богащение и активизация словаря детей: 3.) Развитие поэтического слуха.
4.) Влияние фольклора. 5 .) Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования ( как начать, как развить действие, чем закончить) и описания выразительных средств раскрытия образа героя ( придумать имя, описать лицо, одежду, настроение основных действующих лиц ) .
6.) Правильное понимание детьми «придумать» т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал» ( хотя в опыте других подобный факт мог быть ). 7.) Личность педагога . 8.) Воспитание трудолюбия.
9.) Взаимодействие разных видов художественной деятельности
Тематика творческих рассказов с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке»; рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».
Классификация творческих рассказов 1. Рассказы реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта», «Как Катя потерялась в зоопарке»). 2. Фантастические рассказы: сказки, небылицы; стихи, загадки , считалки («Кошкины именины», «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц», «Сон Андрюши»). 3. Описания природы («Как весна шуметь умеет», «Сказка о травке», «Зима и лето», «Ветка сирени», «Рассказ про анюткины глазках», «Река осенью и весной », «Осенний букет»).
Методика проведения занятий творческому рассказыванию на разных этапах обучения детей дошкольного возраста: методика обучения умению придумывания рассказов реалистического характера (ст. гр.)
м етодика обучения умению придумывать сказки (ст., подг. гр.)
м етодика обучения умению описания природы (подг . гр.)
Методы и приёмы обучения, структура занятия творческого рассказывания I . Вводная часть. 1.1 . Сюрпризный/ игровой момент (вводная беседа/ вопрос; рассматривание предметов/ игрушек, картины, обложки книги; чтение четверостишия; сюрпризный момент; дидактические игры/ упражнения; просмотр видеофильма; прослушивание аудиозаписи музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения и т.п.). 1.2. П ластический этюд с изображением того или иного сказочного героя в разных ситуациях / тематическая , пальчиковая физкультминутка.
II . Основная часть. 2.1 . Сообщение темы занятия . 2.2 . Беседа по вопросам воспитателя (рассказывание по сюжету, предложенному педагогом; использование схемы – мнемотаблицы и т.п.). 2.3 . Образец – рассказ воспитателя (образец - рассказ воспитателя, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета). 2.4 . Составление плана – рассказа (план в виде вопросов; придумывание детьми названия будущего рассказа и составление плана ). 2.5. Составление рассказа детьми (п ридумывание детьми продолжения авторского текста) – 6- 8 детей.
2.6. Индивидуальная работа (в спомогательные вопросы; приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал ); приёмы совместного творчества: выбирают тему, называют персонажей – героев будущей сказки, советует план, подсказывает развитие сюжета). 2.7. Словарная работа (напоминает речевые обороты: аллегория, диалог, повторы, олицетворения, взятые из народных или авторских сказок) . 2.8. Процессуальная оценка воспитателя (с привлечением к анализу рассказов самих детей). 2.9. Прослушивание лучшего рассказа с аудиозаписи. 2.10. Физкультминутка (динамическая пауза).
III . Заключительная часть. 3.1. Продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация или конструирование (повторение ранее разученных стихов; чистоговорок или поговорок; драматизация отрывка литературного произведения с элементами творческого пересказа; дидактические игры или упражнения по ЗКР (ГСР или на развитие словаря); сюрпризный момент; обобщающие вопросы. 3.2. Рефлексия (итоговые вопросы).
Домашнее задание Доработать конспект – лекцию по теме урока , используя методическую литературу и учебники, электронный образовательный контент, слайд лекций, слайд тьюторинга *. Составить сказку по предложенной теме, используя художественные приемы речевых оборотов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), взятые из народных или авторских сказок. Подобрать и оформить в портфолио по ТМРР дидактические игры (упражнения) на развитие воображения детей (возрастная группа на выбор студента) для организации в период прохождения педагогической практики.
Источники: Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., 1974. Ворошнина, Л.В. Творческое рассказывание / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9 . Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию / Л.В. Ворошнина // Конспекты занятий для средней группы. – Пермь, 1991. Гербова, В.В. Обучение рассказыванию / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 6 . Гербова, В.В. Рассказывание по восприятию / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 9.
Карпинская Н. С. Русская народная сказка в моральном воспитании советского ребенка-дошкольника / Н. С. Карпинская. — М., 1948. Короткова , Э.П. Воспитывать интерес к творческому рассказыванию / Э.П. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 6, 7 . Краслюва В. А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников (на материале сказок): автореф . дис . ... канд. пел. наук. — М., 1999. Логинова , В.И. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию речи / В.И. Логинова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.
Спасибо за внимание и работу на уроке! Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна Соловьева О. И. Русские народные волшебные сказки в воспитании детей дошкольного возраста // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1949 . Обучение детей дошкольного возраста творческому ...nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Карты Проппа , как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
Этапы работы по соченению творческих сказок в детском саду....
Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"
На мастер - классе представлен матер по применению в работе с детьми техники "Карты Проппа"...
Методика обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ
Обучение детей составлению описательного рассказа по картине....
Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса: Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...
Эффективность использования карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию
Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.Поэтому принято считать, что к...
«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».
Конспект ОД по речевому развитию с применением педагогических технологий...
Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"
Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...