Воспитание через сказку
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Корепина Елена Владимировна

Воспитание через сказку

Актуальность.
Почему именно сказка?

Народная сказка сопровождает ребенка с раннего детства. Это необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

Сказки для детей – это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знание о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые, при необходимости, активизируются.

Сказка развивает в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

Цель сказки не только развлечение, но и извлечение урока. 
Она может быть полезна не только для детей, но и для родителей. Родителям порой также будет полезно задуматься о своих друзьях и коллегах, приятелях и знакомых; научиться не терять надежду и веру, в любой ситуации искать положительный выход.

Цель:
- знакомство детей с содержанием сказки «Заюшкина избушка» через «театральные» приемы.


Задачи:
- расширять представления детей о сказках, сказочных героях;

- формировать умение оценивать поступки сказочных героев и свои; 
- продолжать знакомить с нравственными категориями: добро, зло, дружба;
- пробуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказки;
- развивать логику, мышление, любознательность, активность, творческие способности;
- развивать навыки творческого рассказывания, коммуникативные навыки;
- развивать речь ребенка (научить рассуждать, делать выводы и отвечать на вопросы полными предложениями);
- обогащать словарный запас (дети должны узнать значение слова «лубяная»);

- Воспитывать дружелюбие, умение сочувствовать и сопереживать, а так же желание помогать тем, кто попал в беду.

- воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам.

 

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» и «Познание», «Социализация», «Физическая культура».

Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Для решения поставленных задач проводилась следующая работа:

 

1. Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Беседа с детьми по содержанию сказки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла в садик и около дверей группы нашла вот этот сундучок. Посмотрите, какой он интересный. Посмотрим, что в нём? Что-то он не открывается, наверное этот сундучок волшебный и надо сказать волшебное слово. А, какое, вы мне подскажите. 
(Дети говорят «пожалуйста», сундучок открывается, воспитатель достаёт письмо и читает).

Воспитатель: Ребята, здесь написано, что сундучок из сказки, а в нём заколдованные животные. Что бы их расколдовать, надо отгадать загадки:

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
А зовут её - ….(Лиса,)   

Прыгает ловко
Любит морковку
Летом шубку серую
А зимою белую
Носит попрыгайчик
Боязливый… (зайчик,)  

Кто рано встаёт, голосисто поёт,
Детям спать не даёт (петушок,)  

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может  громко зареветь,
А зовут его…. (медведь,) 

Воспитатель: Это не просто животные, это герои сказки. Ребята, давайте вспомним вместе сказку, которую мы читали и в которой встречаются наши герои. 
Дети: Сказка называется «Заюшкина избушка»

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Воспитатель: Вспомните, какая избушка была у лисы?

Дети: У лисы ледяная избушка.
Воспитатель: из чего сделана ледяная избушка?

Дети: Сделана изо льда. 
Воспитатель: Что, случилось с ледяной избушкой, когда пришла весна?

Дети: Избушка растаяла. 
Воспитатель: Ребята, какая избушка была у заюшки?

Дети: У заюшки избушка лубяная. 
Воспитатель: Правильно, лубяная, это избушка сделана из коры. Вспомните, кто выгнал зайку из его избушки?

Дети: Заюшку выгнала лисичка. 
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо поступила лисичка, какая она?

Дети: Нет. Лисичка хитрая, коварная, злая, ленивая (не желала потрудиться дом построить лубяной).
Воспитатель: Давайте вспомним, кто помогал заюшке в его беде?
Дети: (перечисляют героев) 
Воспитатель: Эти животные какие?
Дети: Они добрые.
Воспитатель: Кто выгнал лису из избушки?
Дети: Петушок. 
Воспитатель: Ребята, а какой петушок в сказке?

Дети: Петушок добрый, смелый, храбрый, умный.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Вы очень внимательно слушали сказку. А как вы думаете, надо друг другу помогать?

Дети: Да, надо помогать друг другу.

Воспитатель: правильно, всегда надо приходить на помощь друг другу. А как вы думаете, чему учит нас сказка «Заюшкина избушка»?

(Ответы детей)

Молодцы! Сказка учит нас тому, что в дружбе должна быть помощь и взаимовыручка. Петушок поступил очень хорошо, он заступился за слабого зайчика.

 я предлагаю поиграть в игру «Пожалей заиньку». (Цель игры воспитывать у детей такие качества как доброта, чуткость, отзывчивость, душевность, сострадание)

3. Драматизация сказки " Заюшкина избушка".

Материал: костюмы сказочных персонажей

Из детей, желающих участвовать назначаются герои сказки, остальные становятся зрителями.

Вот и закончилась наша сказка. Понравилась? (Ответ детей: да)

- А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем. Сегодня ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Лиса и зайцы».
- А какие зайчики? Как вы думаете, что происходит, когда зайцы видят лису (ответы детей). 
- Давайте вы будете зайками, а лисой буду я. Лиса будет спать, а вы побежите на лесную полянку веселиться, но помните, когда лиса проснется, увидит вас, то вам нужно будет бежать в свои домики. Домиками будут стульчики.
Текст игры «Лиса и зайцы».
На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки. (дети прыгают, изображая зайчиков)
Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. Вот какие зайки, зайки – побегайки. (садятся, делают движения руками, роют)
Вдруг бежит лисичка - рыжая сестричка. Смотрит где же зайки, зайки – побегайки. (оббегает сидящих детей)
Видит зайцев и говорит: «Ах, вот вы где! » (лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают в свои домики)
Игра повторяется по желанию детей несколько раз.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте встанем в кружок и похлопаем друг другу и улыбнемся.
 

Вывод:

 

 

    Народная сказка, как средство нравственного воспитания детей была включена, в соответствии с ФГОС ДО, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической и т.д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей, начиная с младшего возраста.

  Для ознакомления воспитанников с русскими народными сказками используется непосредственно образовательная деятельность, во время которой дошкольники слушали сказки в исполнении воспитателя, знакомились с жанром сказки, его особенностями, обсуждали характер героев, поступки. Анализ произведения организовывала так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор.

Вопросы к сказке формулировала, чтобы они могли помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки, ведь правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам. После прочтения или рассказывания сказки я проводила беседу. Сначала это были вопросы «Кто? Что? Как? Где?», в дальнейшем, побуждала детей размышлять о прочитанном, сравнивать. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.

 

Во время свободной деятельности дети рассматривали иллюстрации русских художников к сказкам. Для закрепления знаний использую дидактические игры на материале знакомых сказок. Они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

В работе над формированием нравственных качеств я использовала театрализованную деятельность,  так как она является одной из форм активного восприятия сказки, позволяет сформировать опыт социальных  навыков поведения. Такой вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. 

Пальчиковые и артикуляционные гимнастики по сказочным сюжетам запоминаются легко и быстро, а дети их часто воспроизводят в самостоятельной деятельности. 


 

Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

“Кем бы ты ни стал, ученым или артистом, политическим человеком или кем хочешь – но обязательно ты должен стать человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах. 
Но эти слова остаются актуальными и для современного ребенка, да и взрослого человека”
А.И. Герцен

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_cherez_skazku.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт  развития образования

Кафедра социально-педагогического образования

Зачетная работа

на тему:

«Воспитание через сказку»

Работу выполнила

слушатель курсов

 «Воспитание дошкольников на основе ценностей

традиционной культуры в условиях реализации профстандарта»

Корепина Елена Владимировна

Санкт-Петербург 2019

Воспитание через сказку

Актуальность.
Почему именно сказка?

Народная сказка сопровождает ребенка с раннего детства. Это необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

Сказки для детей – это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знание о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые, при необходимости, активизируются.

Сказка развивает в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

Цель сказки не только развлечение, но и извлечение урока. 
Она может быть полезна не только для детей, но и для родителей. Родителям порой также будет полезно задуматься о своих друзьях и коллегах, приятелях и знакомых; научиться не терять надежду и веру, в любой ситуации искать положительный выход.

Цель:
- знакомство детей с содержанием сказки «Заюшкина избушка» через «театральные» приемы.


Задачи:
- расширять представления детей о сказках, сказочных героях;

- формировать умение оценивать поступки сказочных героев и свои; 
- продолжать знакомить с нравственными категориями: добро, зло, дружба;
- пробуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказки;
- развивать логику, мышление, любознательность, активность, творческие способности;
- развивать навыки творческого рассказывания, коммуникативные навыки;
- развивать речь ребенка (научить рассуждать, делать выводы и отвечать на вопросы полными предложениями);
- обогащать словарный запас (дети должны узнать значение слова «лубяная»);

- Воспитывать дружелюбие, умение сочувствовать и сопереживать, а так же желание помогать тем, кто попал в беду.

- воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» и «Познание», «Социализация», «Физическая культура».

Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Для решения поставленных задач проводилась следующая работа:

1. Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Беседа с детьми по содержанию сказки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла в садик и около дверей группы нашла вот этот сундучок. Посмотрите, какой он интересный. Посмотрим, что в нём? Что-то он не открывается, наверное этот сундучок волшебный и надо сказать волшебное слово. А, какое, вы мне подскажите. 
(Дети говорят «пожалуйста», сундучок открывается, воспитатель достаёт письмо и читает).

Воспитатель: Ребята, здесь написано, что сундучок из сказки, а в нём заколдованные животные. Что бы их расколдовать, надо отгадать загадки:

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
А зовут её - ….(Лиса,)   

Прыгает ловко
Любит морковку
Летом шубку серую
А зимою белую
Носит попрыгайчик
Боязливый… (зайчик,)  

Кто рано встаёт, голосисто поёт,
Детям спать не даёт (петушок,)  

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может  громко зареветь,
А зовут его….
 (медведь,) 

Воспитатель: Это не просто животные, это герои сказки. Ребята, давайте вспомним вместе сказку, которую мы читали и в которой встречаются наши герои. 
Дети: Сказка называется «Заюшкина избушка»

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Воспитатель: Вспомните, какая избушка была у лисы?

Дети: У лисы ледяная избушка.
Воспитатель: из чего сделана ледяная избушка?

Дети: Сделана изо льда. 
Воспитатель: Что, случилось с ледяной избушкой, когда пришла весна?

Дети: Избушка растаяла. 
Воспитатель: Ребята, какая избушка была у заюшки?

Дети: У заюшки избушка лубяная. 
Воспитатель: Правильно, лубяная, это избушка сделана из коры. Вспомните, кто выгнал зайку из его избушки?

Дети: Заюшку выгнала лисичка. 
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо поступила лисичка, какая она?

Дети: Нет. Лисичка хитрая, коварная, злая, ленивая (не желала потрудиться дом построить лубяной).
Воспитатель: Давайте вспомним, кто помогал заюшке в его беде?
Дети: (перечисляют героев) 
Воспитатель: Эти животные какие?
Дети: Они добрые.
Воспитатель: Кто выгнал лису из избушки?
Дети: Петушок. 
Воспитатель: Ребята, а какой петушок в сказке?

Дети: Петушок добрый, смелый, храбрый, умный.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Вы очень внимательно слушали сказку. А как вы думаете, надо друг другу помогать?

Дети: Да, надо помогать друг другу.

Воспитатель: правильно, всегда надо приходить на помощь друг другу. А как вы думаете, чему учит нас сказка «Заюшкина избушка»?

(Ответы детей)

Молодцы! Сказка учит нас тому, что в дружбе должна быть помощь и взаимовыручка. Петушок поступил очень хорошо, он заступился за слабого зайчика.

 я предлагаю поиграть в игру «Пожалей заиньку». (Цель игры воспитывать у детей такие качества как доброта, чуткость, отзывчивость, душевность, сострадание)

3. Драматизация сказки " Заюшкина избушка".

Материал: костюмы сказочных персонажей

Из детей, желающих участвовать назначаются герои сказки, остальные становятся зрителями.

Вот и закончилась наша сказка. Понравилась? (Ответ детей: да)

- А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем. Сегодня ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Лиса и зайцы».
- А какие зайчики? Как вы думаете, что происходит, когда зайцы видят лису (ответы детей). 
- Давайте вы будете зайками, а лисой буду я. Лиса будет спать, а вы побежите на лесную полянку веселиться, но помните, когда лиса проснется, увидит вас, то вам нужно будет бежать в свои домики. Домиками будут стульчики.
Текст игры «Лиса и зайцы».
На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки. (дети прыгают, изображая зайчиков)
Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. Вот какие зайки, зайки – побегайки. (садятся, делают движения руками, роют)
Вдруг бежит лисичка - рыжая сестричка. Смотрит где же зайки, зайки – побегайки. (оббегает сидящих детей)
Видит зайцев и говорит: «Ах, вот вы где! » (лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают в свои домики)
Игра повторяется по желанию детей несколько раз.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте встанем в кружок и похлопаем друг другу и улыбнемся.

Вывод:

    Народная сказка, как средство нравственного воспитания детей была включена, в соответствии с ФГОС ДО, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической и т.д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей, начиная с младшего возраста.

  Для ознакомления воспитанников с русскими народными сказками используется непосредственно образовательная деятельность, во время которой дошкольники слушали сказки в исполнении воспитателя, знакомились с жанром сказки, его особенностями, обсуждали характер героев, поступки. Анализ произведения организовывала так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор.

Вопросы к сказке формулировала, чтобы они могли помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки, ведь правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам. После прочтения или рассказывания сказки я проводила беседу. Сначала это были вопросы «Кто? Что? Как? Где?», в дальнейшем, побуждала детей размышлять о прочитанном, сравнивать. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.

Во время свободной деятельности дети рассматривали иллюстрации русских художников к сказкам. Для закрепления знаний использую дидактические игры на материале знакомых сказок. Они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

В работе над формированием нравственных качеств я использовала театрализованную деятельность,  так как она является одной из форм активного восприятия сказки, позволяет сформировать опыт социальных  навыков поведения. Такой вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. 

Пальчиковые и артикуляционные гимнастики по сказочным сюжетам запоминаются легко и быстро, а дети их часто воспроизводят в самостоятельной деятельности. 


Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

“Кем бы ты ни стал, ученым или артистом, политическим человеком или кем хочешь – но обязательно ты должен стать человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах. 
Но эти слова остаются актуальными и для современного ребенка, да и взрослого человека”
А.И. Герцен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание через сказку

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Проект "Воспитание через сказку"

Проект "Воспитание через сказку"...

Воспитание через сказку.

laquo;Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою»....

Консультация Воспитание через сказку

В. А.  Сухомлинский:«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»...

Воспитание через сказку

Добрые сказки-учат всегда добру!...

"Нравственное воспитание через сказку"

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...