"Нравственное воспитание через сказку"
статья (подготовительная группа)

Алякина Наталья Ивановна

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nravst_vospit_cherez_skaz.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание через сказку.

Сказка - один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. 
Разновидностей сказок очень много – литературные, и фольклорные, бытовые и о животных, но, наверное, самые захватывающие, интересные, любимые – это волшебные сказки. Те самые, где конь умеет говорить человеческим голосом, жар-птицу можно поймать руками, а наградой за бесстрашие и твердость духа станет свадьба с любимой, а часто и царство в придачу.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
 Роль детских сказок в развитии детей многогранны – от развития фантазии до развития правильной речи.

 Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства - сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок – развивать фантазию и воображение ребенка, а также его творческий потенциал.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка.                                                                                Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных волшебных сказок. Эти сказки помогут показать: например в сказке «Теремок», мы видим какие все герои дружные, они всех приглашают в свой теремок понимая, что всем вместе веселей будет. В сказке «Волк и семеро козлят», маленькие, добрые, доверчивые козлята побеждают злого волка. В  сказке не говорится о том, как надо вести себя правильно: слушать взрослых, не уходить без разрешения взрослых далеко от своего дома, уважать и почитать старших, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Три медведя» предостерегает детей от того, чтобы  в лес они одни не ходили, так как можно попасть в беду, а уж если так случилось – не пугайтесь, старайтесь  найти выход из сложной ситуации или спасайтесь бегством; сказки « Теремок», « Зимовье» учат дружить, трудиться сообща. Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках « Гуси - лебеди», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Снегурочка». Страх и трусость высмеивается в сказке « У страха глаза велики», «Пузырь, соломинка и лапоть», хитрость – в сказках « Лиса и журавль», « Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка – Хаврошечка», « Мороз Иванович», « Царевна – лягушка», мудрость восхваляется « Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил». Забота о близких, поощряется в сказках: «Бобовое зернышко», «Курочка-Ряба».

В основе сюжета волшебной сказки – рассказывается о превращениях из одного героя в другого, а чтобы что-то добыть или кому-то помочь герою, обязательно нужны чудесные помощники. Но получить такого помощника непросто – нужно пройти испытание, выбрать правильный ответ или верный путь. Ну, а заключением становиться чаще всего свадебный пир, тот самый, на котором «и я был, мед-пиво пил…», и награда в виде царства. 
Сказочное повествование вневременное: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит - сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих, персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. В сказках девочки - умницы, красавицы, рукодельницы, а если это отрицательная героиня, то она ленивица, упрямая, злая. Мальчики  — добрые молодцы, смелые, сильные, честные, трудолюбивые, любящие Родину. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность., но в ее содержании всегда заложен нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе с вами многократно возвращаются к тексту сказки. Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец или грибок-боровичок, олицетворяющий такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»). Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных, которые действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку («Иван-царевич и серый волк»). Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет — нарушение — кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5—6 лет. Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), то есть когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых нет полной семьи: внучка, живет с дедушкой и бабушкой, отец — с тремя сыновьями, девочка — с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дает только полная семья, только присутствие матери. В страшилках, нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, то есть ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка. Из всего этого следует: нравственное, моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах. Сказочное повествование вневременное: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит - сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Волшебные народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия. В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, с взрослыми. Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.                            Многие волшебные народные, сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.                                                                                        Русские народные сказки преподносят детям     и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.                                                             Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности.            И в заключении хотим добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать и той атмосферы, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.                                                   Волшебный мир сказки знакомит с необыкновенными героями и их удивительными приключениями, открывают дальние страны, неведомый мир с его неожиданностями и тайнами. А главное – воспитывают в детях нравственность, доброту и милосердие, любовь ко всему живому, развивают творческую фантазию и воображение, закладывают основы нравственного воспитания.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются переходящими, временными, за ними обычно приходит радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать с самого раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтобы они проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – сказки, которые обращают детские сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут верх над злом.

Из всего следует: моральное воспитание через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание через сказку

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...

"Нравственное воспитание через сказку"

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и пост...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СКАЗКАМИ

™В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,  агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ   «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать...