Воспитание через сказку.
статья (средняя группа) на тему
«Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
К.И. Чуковский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_cherez_skazku.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …» А.В. Сухомлинский
Всё начинается в детстве. Ребёнок растёт, формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрении, он начинает знакомиться с нравственными понятиями , человеческими ценностями. Воспитание как организованный целенноправленный процесс помогает вхождение личности ребенка в общество, социализироваться. На этом пути возникает много вопросов, ведь педагогический процесс бывает не простым. И тут на помощь приходит сказка. Именно этот популярный фольклорный жанр так помогает воспитать в ребёнке человечность, эту удивительную способность человека переживать, чувствовать, волноваться, радоваться.
Сказка всегда, во все времена, играла огромную и важную роль в воспитании детей. Ведь в сказках заключена мудрость народа, который их создавал, в них — основа национальной культуры, традиции, обычаи, жизненный опыт. В лучших своих образах она открывает ребенку мир, суть человеческих отношений, нюансы человеческих чувств — доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания, и тем самым несет в себе богатый нравственный потенциал. Важная роль сказки в развитии человеческой души, не исчерпывается прямыми учениями — это всегда ненавязчивое воспитание.
В настоящее время в практике педагогического образования широко используется такой термин, как сказкотерапия. Это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Хотя как говорят всё новое хорошо забытое старое. Ведь с древнейших времён люди рассказывают сказки друг другу, и это можно сказать было практической психологией. Сказки появились не случайно. Она результат слияния фантазии и жизненного опыта многих людей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, свой жизненный опыт и отношению к миру.
Благодаря сказке ребёнок может найти ответ на интересующий его вопрос, сформировать свои взгляды на жизнь, понять свои ошибки поведения и сделать из этого выводы.
Использование сказок в воспитании не имеет границ. Для этого подходят как народные, так и авторские сказки. Но недостаточно просто рассказать ребёнку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребёнка и особенностей его характера. Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5—6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
Очень хорошим и эффективным приёмом будет сочинить сказку самим или вместе с ребёнком. В этом случае воспитательный эффект поданный в мягкой форме, без нотации и требований будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребёнка, с учетом его характера и проблемы которую нужно решить. Главное выбрать подходящий момент и подходящий рассказ.
В конце любой сказки родители могут задать вопросы ребенку, «О чем сказка?», «Чему она может научить?» или обсудить поступки героев. Предложите ребёнку подумать как он бы поступил в той или иной ситуации. Постарайтесь не навязывать ребёнку мораль или свою точку зрения, пусть он сам сделает выводы.
В современном мире на полках книжных магазинов и интернет-ресурсах представлено большое количество детских книг для каждого возраста на различные темы, поэтому всегда можно подобрать именно ту, которая придется по душе вашему ребёнку. Рассмотрим современные воспитательные сказки которые можно найти свободно в сети интернет, вот некоторые из них:
- «Поучительные сказки для детей» в них собранна серия сказок про мальчика Федю Егорова: «Как Федя превращается в мышонка»; «Благородный Федя спас лес»; «Обещайкин» и тд.
- «Добрые сказки» от Нелли К. которые учат детей быть чуткими, внимательными, честными и самыми хорошими детьми на свете!
- «Поучительные сказки» (серия «Добрые сказки») автора Н. Климовой. В книжке главной героине Софии придется столкнуться с разными испытаниями и познакомиться со своей ленью и завистью. «Путешествие во Врунляндию», «Как София в гости к Лени ходила» т.д.
- «50 исцеляющих сказок от 33 капризов» автор И. Маниченко (2-7 лет). В этой книге собраны не простые сказки и рассказы, где со своим капризом борется персонаж, похожий на вашего ребенка. Это позволяет детям отзеркалить свое поведение. В этой книге решаются следующие проблемы: «Не засыпает»; «Плохо ест»; «Рождение второго ребенка»; «Не любит одеваться»; «Не хочет ходить в садик»; «Отбирает чужие игрушки»; «Ведет себя агрессивно» и т.д.
- «Практическое руководство для родителей непослушных детей» - автор Р. К. Хазиева «Сказка про Павлика и Доброго Волшебного Зайца», «Аринины сказки», «Удивительные слова», «Сказка о том, как Вася пытался поступить в школу».
Многие из этих сказок помогают формировать представление об окружающей среде, о добре и зле. Наблюдая за сказочными персонажами, ребенок лучше начинает осознавать хорошие и плохие поступки. Произведения не только развивают, учат, но и воспитывают. Ведь проецируя на сказочных персонажах чаще всего самого себя, ребенок вместе с героем находит выход из любых трудно сложившихся ситуаций.
И в конце хочется сказать: читайте или рассказывайте, сочиняйте сказки детям как можно чаще, особенно перед сном, ведь это самое таинственное время. Не бойтесь, что если вы будете рассказывать своему ребенку сказки, то из него вырастет нелепый мечтатель, не приспособленный к жизни. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание через сказку
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Проект "Воспитание через сказку"
Проект "Воспитание через сказку"...
Воспитание через сказку
Воспитание через сказкуАктуальность.Почему именно сказка?Народная сказка сопровождает ребенка с раннего детства. Это необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жиз...
Консультация Воспитание через сказку
В. А. Сухомлинский:«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»...
Воспитание через сказку
Добрые сказки-учат всегда добру!...
Консультация для родителей «Воспитание через сказку»
консультация для родителей...
"Нравственное воспитание через сказку"
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...