Проект "Воспитание через сказку"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Проект "Воспитание через сказку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vospitanie_cherez_skazku.docx240.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 80 «ПЕСЕНКА» Г.О. ТОЛЬЯТТИ

ПРОЕКТ

12810645302517639643

СОСТАВИЛА

                                                           ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

КУЦЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

2015 год

Продолжительность: долгосрочный

Актуальность:  каждому ребенку свойственно испытывать как положительные эмоции, чувства, так и отрицательные, такие как  страх, печаль, гнев, раздражение и тд. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Как помочь ребенку, чтобы данные проблема не подрастала вместе с ним? Существует много методов, помогающих решить проблемы ребенка. Одним из них является сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми через сказку.

Цель: анализ литературы по теории сказкотерапии и практическое применение полученных знания в педагогической деятельности для поднятия уровня развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Объект: метод сказкотерапии

Предмет: сказкотерапия,  как метод развития  внутреннего потенциала ребенка, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.  

Задачи:

- Воспитать в детском сознании правильное восприятие окружающего мира и общества;  

- Привить ребенку моральные ценности и основы поведения;

- Стимулировать развитие творческих способностей;

- Научить детей самостоятельно решать соответствующие их возрасту жизненные задачи;

- Развивать речь, обогащать активный словарь.

Участники:
Педагоги, дети, родители.
Организация работы проводится по трем направлениям:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми.
- Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Предполагаемые итоги:

- Повышение эмоциональной отзывчивости на художественные произведения.
- Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
- Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
- Позитивное оптимистичное отношение к жизни.

Этапы работы:

- Подготовительный (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий, оформление демонстрационного материала)

- Основной (проведение ОД, консультаций, оформление предметно-развивающей среды)

- Заключительный (открытый просмотр, презентация)

Результаты внедрения программы в практику
- Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.
- Сделала подборку сказок для каждого возраста.

- Оформила наглядный материал.
- Провожу занятия, развлечения с использованием данной технологии.
- Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
- Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 (работа с детьми)

Сюжетно - ролевая игра « Автобус для сказок»

Задачи: развивать интерес к сказкам, налаживать контакт в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Роли. Ролевые действия.

Шофер. Ведет машину, рулит, подает сигнал, делает остановки.

Кондуктор. Продает билеты (за название сказки)

Пассажиры. Покупают билета (называют сказку, героем которой они себя считают) , занимают место в автобусе, едут, ведут диалог друг с другом

Педагог выполняет роль кондуктора (мл. гр); дает советы, контролирует действия детей (ср. гр); наблюдает (ст. гр)

Сюжетно – ролевая игра « Театр»

(старший  возраст)

Задачи: Формировать умения слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами других детей

развивать игровые умения, диалогическую речь, воображения, мышление, память

Обогащать словарь и активизировать его по теме: «Театр»

Воспитывать дружеские отношения между детьми, уважение к труду взрослых и любовь к ним, заботливое и бережное отношение к животным

Роли. Ролевые действия.

Артисты. Готовят обстановку для игры. Одевают костюмы, разыгрывают  представление

Билетерша. Продает билеты

Зрители. Покупают билеты, занимают места в зале театра.

Педагог подсказывает, дает советы и выполняет роль зрителя

Предварительная работа: выбор сказки, оформление афиши, изготовление билетов, программок, номера на стульчики, элементов театральных костюмов, биноклей.

Сюжетно – ролевая игра « Поможем сказке»

(старший возраст)

Задачи: беречь книги, помогать налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Роли. Ролевые действия.

Библиотекарь. Предлагает детям книги. Обращает внимание детей на состояние книг.

Дети. «Читают» книги. Оказывают помощь, «лечат» книги.

Педагог. Обеспечивает детей всем необходимым для починки книг. Дает советы, контролирует действия детей, чинит книги вместе с детьми.

Развивающие деятельность по сказке («Репка»)

Р/и «Найди место» (мл. гр.)

Цель: Расставить героев сказки по порядку

Р/и « Да- нет»(мл. гр)

Цель: учить узнавать и называть героев сказки.

Р/и «Что сначала, что потом?» (мл.гр., ср. гр)

Цель: Разложить карточки со сказкой по порядку событий. Рассказать сказку.

Р/и «Кто убежал?» (мл, ср. гр.)

Цель: развитие памяти, внимания.

Р/и «Который по счету?» (ср. гр.)

Цель: закрепить количественный, порядковый счет

Проблемная ситуация «Заболела внучка», «Вместо репки выросло дерево»,  (ст. гр.)

Цель: развитие логического мышления, словесного творчества, интереса к художественной литературе.

Художественно-эстетическая деятельность: «Веселая репка», «Герои сказки «Репка», «Необычная репка» (мл., ср., ст., гр.)

Конструирование «Домик для героев Репки», «Репка», «Герой сказки «Репка» (ср., ст. гр)

Театрализованная деятельность. Сказка «Репка»

Цель: формирование творческих навыков и умений, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей

Примерный список художественной литературы  по программе «От рождения до школы»

МЛАДШАЯ ГРУППА

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.«Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

СТАРШАЯ ГРУППА

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов». «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); Б.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

 «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не клюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер, Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А, Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».Х.-К Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок» пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С.Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 (работа с родителями)

Консультации:

«Как учить стихи с детьми»

«Сказка в жизни ребенка»

«Что читать ребенку»

«Воспитание сказкой»

«Как читать сказку»

«Когда лучше читать сказку»

«Сказка - ложь, да в ней намёк...» и др.

Совместное творчество детей и родителей

Книжка-малышка «Моя любимая сказка»

Рисунок «Самый находчивый сказочный герой»

Сочиняем сказку «Три поросенка и колобок»

Своими руками «Наряд для Золушки»

Герои сказок «глазами» овощей и фруктов»

Театр «Новогоднее приключение Красной шапочки» и др.

Совместная деятельность педагога и родителей

Атрибуты для театральной деятельности: ширма, веночки, сарафаны, бусы, корзинки, оформление для ширмы и др.

Шапочки для сказок «Репка», «Теремок», Красная Шапочка»  и др.

Варежковый театр «Три поросенка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.

Теневой театр  «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и др.

Ростовая кукла Машенька.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 (работа с воспитателями)

Консультации

 «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качество в личности дошкольников»

«Роль детских сказок в воспитании детей»

«Народные сказки в жизни детей»

Презентации

«Сказкотерапия»

«Угадай сказку» (для работы с детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт доведения до детей проблем экологии в детском саду через сказку

Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой.     Важнейшим условием воспи...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...

Консультация для воспитателей: СКАЗКА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ. « Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»

Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе л...

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...

О роли сказок в воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

О роли сказок в воспитании детейСказка – великая духовная культура народа, которую мы собираемпо крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа....