Конспект занятия по Речевому развитию в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Быстрицкая Людмила Афанасьевна

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему

«Помогаем  доброму волшебнику»

Воспитатель ГБДОУ №7

Быстрицкая Людмила Афанасьевна

 


Программное содержание:


Развивать подвижность артикуляционного аппарата, активизировать речевое дыхание и совершенствовать фонематический слух.


Продолжать учить подбирать слова-антонимы и добавлять рифмы в чистоговорках.


Развивать творческое воображение и связную речь. Закреплять умение вести диалог с помощью карточек-моделей, последовательно пересказывать сказку с опорой на схему.


Воспитывать в детях умение радоваться и получать удовольствие от совместной деятельности


Материал: Весёлый язычок, Гриб-звуковик, весёлый мячик, кочки-рифмовки, гора «наоборот», елка, картинки-загадки, схемы сказок, «Волшебная конфета», конфеты по количеству детей.

Оформление: зал стилизован под «волшебный лес».


Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие.

В зале здесь у нас сидят,

Строго так на всех глядят.

-Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? Нет?.. А какие?.. Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц (спокойные, улыбающиеся, внимательные, добрые, весёлые, светлые, открытые…) 

И не строго, а с улыбкой.

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами…

Чем ответим? ДО-БРО-…(ТОЙ)

-Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе «Доброе утро»!


-Ребята, представляете, к нам в детский сад сегодня пришло необычное письмо. От кого бы вы думали? … Письмо от доброго волшебника Ням-няма из сказочной страны Сладостей.

-А вы знаете, что такое сладости?.. Какие вы знаете сладости?..

-Только вот у Ням-няма случилась беда. Злой волшебник испортил все сладости и превратил их в пустые фантики. Жителям страны Сладостей грозит голод. Ням-ням просит нас о помощи… Давайте поможем Ням-няму вернуть сладости!

-Мы с вами отправимся в путешествие, полное опасностей, препятствий и приключений. Дорога поведет нас через заколдованный лес. А чтобы мы не сбились с пути, из сказочной страны к нам прибыл добрый помощник. Да-да. Это гномик Сладкоешка. Ой, а где же он?... Вот он. Спит… устал и немного вздремнул. Давайте его потихоньку разбудим с помощью нашей любимой игры «Гномик»

Как в огромнейшей горе (показать руками гору) 

Дремлет гномик на заре (сложить ладошки, закрыть глаза): 

Восходит солнце над горой (изобразить шар) 

Словно шарик золотой.

Поют птички: «Чик-чирик!» (сложить пальцы в клюв),

Лежебока, встань не спи!» (по очереди соединять и раскрывать большой и остальные пальцы).

Гном не слышит песни той,

Спит и спит весь день-деньской (махнуть рукой)

Но вот усатенький жучок (указательным и средним пальцами пошевелить, как усами).

Забрался гному под бочок

Потом залез под мышку усатенький плутишка (пошевелить пальцами)

По шее к щечкам побежал (пробежать пальцами по шее), 

Усами нос пощекотал (пощекотать нос)

И скрылся вмиг под колпаком (пробежать пальцами по голове)

«А-пчхи, а-пчхи!» (прикрыть рот ладошками) 

Проснулся гном (развести руки в стороны, потянуться).

Гном:- Здравствуйте, ребятки!

В: - Здравствуй, Сладкоешка!

Я рассказала ребятам про письмо, про заколдованный лес. Мы готовы помочь жителям сказочной страны.

Гном: Хорошо, тогда последнее условие: на каждой остановке после выполнения задания нужно будет найти вот такие бумажные конфетки и сложить их в этот конвертик. Если в конце путешествия эти бумажные конфетки превратятся в настоящие – значит мы всё сделали правильно и помогли жителям сказочной страны.

- Вам все понятно? Тогда в путь-дорогу! (под «Веселую песенку» Г.Струве)……..

1. Перед нами опушка леса. Здесь живёт веселый язычок. Он скажет волшебные слова «крекс-фекс-пекс» - и ваши язычки превратятся в «ЧАСИКИ». Улыбнитесь, приоткройте рот. Наш язычок стал маятником. Прикоснитесь его кончиком к правому углу рта, затем к левому (показ рукой).

^ Вы играть в часы готовы?

Словно маятник часов

Язычок качаем так:

Тик-так, тик-так.

-А теперь наш язычок покачается на «качелях». Поднимаем язычок к носу и опускаем к подбородку (показ рукой).

На качелях я качаюсь 

И всё выше поднимаюсь.

Вверх-вниз, вверх-вниз.

-А теперь мы – «МАЛЯРЫ». Потолок покрасим мы.

Широко откроем рот. Язык подняли к верхним зубкам и проводим по верхнему нёбу вперед-назад. Плавно двигается наш язычок, как кисточка маляра (показ рукой).

-А теперь весёлый язычок предлагает нам спеть «песенки гласных звуков»

Открываем мы глаза,

Вдох – и тянем долго А-А-А.

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем О-О-О.

Днём по горкам едем мы Ы-Ы-Ы.

Ночью смотрим на луну,

Сверху вниз слетает У-У-У.

Закрываем мы глаза

Снова тянем долго А-А-А.

- Ну что ж, мы неплохо справились с первым заданием. А вот и первая бумажная конфетка.


Гномик: - Идем дальше с веселой песенкой.

2. Вот грибок на пути – нам его не обойти! Не простой это гриб – это ГРИБ-ЗВУКОВИК. Он нам что-то говорит…

Он говорит: «Поиграйте с моим говорящим мячиком, тогда пропущу вас дальше».

- Ну что ж, можно попробовать. Станьте в круг. 

Ты катись, веселый мячик

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый мячик – прошипи-ка нам (Ш-Ш-Ш)

…Просвисти-ка нам (С-С-С)!

Прожужжи-ка нам (Ж-Ж-Ж)!

…Прорычи-ка нам (Р-Р-Р)!

-Гриб говорит вам спасибо. Повеселили вы его. А вот и бумажная конфетка – и снова в путь!!!


3. Гном: Ой, БОЛОТО на пути – нам его не обойти! Но можно перебраться по кочкам. А кочки не простые. Это «кочки-рифмовки». Я начну читать, а вы кончайте.

Ра-ра-ра – начинается…игра

Ре-ре-ре – стоит домик на …горе

Ры-ры-ры – у мальчиков…шары

Ру-ру-ру – продолжаем мы …игру

Ор-ор-ор – созрел красный…помидор

Ир-ир-ир – мой папа…командир

Ло-ло-ло – на улице…светло

Лу-лу-лу – стул стоит в …углу

Жа-жа-жа – есть иголки у …ежа

Жу-жу-жу – молока дадим…ежу

Са-са-са – в лесу бегает …лиса

Су-су-су – было холодно в …лесу

-Молодцы! Вот сколько бумажных конфет мы набрали…


4. Гном: Ра-ра-ра – впереди у нас…ГОРА

-Называется она «^ СКАЖИ НАОБОРОТ»

Вам нужно закончить предложение, подобрав слово, противоположное по смыслу. А помогут нам эти картинки. Не забывайте отвечать полным предложением.

Заяц трусливый, а лев…

Суп горячий, а мороженое…

Собака сытая, а волк…

Воздушный шар лёгкий, а гиря…

Великан сильный, а Дюймовочка…

Настенька добрая, а Марфуша…


Молодцы! Не забудьте взять бумажные конфетки!..


5. Дальше ЁЛКА на пути – нам её не обойти! А на елке растут не шишки, а овощи и фрукты. А какие – мы сейчас узнаем с помощью вот этих картинок (дети в парах с помощью карточек-моделей задают друг другу вопросы и отгадывают, что нарисовано на картинке: груша, яблоко, помидор, морковь)… Молодцы. Можно двигаться дальше.

6. Мы снова вышли на опушку – это ОПУШКА ЗАКОЛДОВАННЫХ СКАЗОК. Сказки спрятаны в этих рисунках. Нам нужно расколдовать эти сказки – назвать сказку и рассказать её.

Первая сказка называется «Про курочку Рябу».

Следующая сказка «Колобок».

И последняя сказка…

Молодцы!

В: - Ну вот мы и выполнили все задания. Прошли все испытания. Собрали много бумажных конфеток.

^ Гном: - А теперь проверим, помогли ли мы доброму волшебнику Ням-няму.

В: - А как?

Гном: - С помощью волшебной конфеты. Закройте глазки… Вот эта конфета. Смотрите! Сейчас она пустая. Высыпайте в неё бумажные конфетки… Закрываем… Если наши бумажные конфетки превратятся в настоящие, значит мы помогли Ням-няму…

(Звучит таинственная музыка)…

Гном: Я конфетку покручу,

Я конфетку поверчу,

Если справились с заданьем – 

Вас конфеткой угощу…

-УРА, получилось!!! Значит и в мою волшебную страну вернулись сладости! Спасибо вам, ребята. Угощайтесь, пожалуйста.


В: - И тебе, Гномик, спасибо за интересное путешествие. До свиданья! А всех гостей мы приглашаем тоже отведать сладостей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему

«Помогаем  доброму волшебнику»

Воспитатель ГБДОУ №7

Быстрицкая Людмила Афанасьевна


Программное содержание:


Развивать подвижность артикуляционного аппарата, активизировать речевое дыхание и совершенствовать фонематический слух.


Продолжать учить подбирать слова-антонимы и добавлять рифмы в чистоговорках.


Развивать творческое воображение и связную речь. Закреплять умение вести диалог с помощью карточек-моделей, последовательно пересказывать сказку с опорой на схему.


Воспитывать в детях умение радоваться и получать удовольствие от совместной деятельности


Материал: Весёлый язычок, Гриб-звуковик, весёлый мячик, кочки-рифмовки, гора «наоборот», елка, картинки-загадки, схемы сказок, «Волшебная конфета», конфеты по количеству детей.

Оформление: зал стилизован под «волшебный лес».


Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие.

В зале здесь у нас сидят,

Строго так на всех глядят.

-Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? Нет?.. А какие?.. Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц (спокойные, улыбающиеся, внимательные, добрые, весёлые, светлые, открытые…) 

И не строго, а с улыбкой.

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами…

Чем ответим? ДО-БРО-…(ТОЙ)

-Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе «Доброе утро»!


-Ребята, представляете, к нам в детский сад сегодня пришло необычное письмо. От кого бы вы думали? … Письмо от доброго волшебника Ням-няма из сказочной страны Сладостей.

-А вы знаете, что такое сладости?.. Какие вы знаете сладости?..

-Только вот у Ням-няма случилась беда. Злой волшебник испортил все сладости и превратил их в пустые фантики. Жителям страны Сладостей грозит голод. Ням-ням просит нас о помощи… Давайте поможем Ням-няму вернуть сладости!

-Мы с вами отправимся в путешествие, полное опасностей, препятствий и приключений. Дорога поведет нас через заколдованный лес. А чтобы мы не сбились с пути, из сказочной страны к нам прибыл добрый помощник. Да-да. Это гномик Сладкоешка. Ой, а где же он?... Вот он. Спит… устал и немного вздремнул. Давайте его потихоньку разбудим с помощью нашей любимой игры 
«Гномик»

Как в огромнейшей горе (показать руками гору) 

Дремлет гномик на заре (сложить ладошки, закрыть глаза): 

Восходит солнце над горой (изобразить шар) 

Словно шарик золотой.

Поют птички: «Чик-чирик!» (сложить пальцы в клюв),

Лежебока, встань не спи!» (по очереди соединять и раскрывать большой и остальные пальцы).

Гном не слышит песни той,

Спит и спит весь день-деньской (махнуть рукой)

Но вот усатенький жучок (указательным и средним пальцами пошевелить, как усами).

Забрался гному под бочок

Потом залез под мышку усатенький плутишка (пошевелить пальцами)

По шее к щечкам побежал (пробежать пальцами по шее), 

Усами нос пощекотал (пощекотать нос)

И скрылся вмиг под колпаком (пробежать пальцами по голове)

«А-пчхи, а-пчхи!» (прикрыть рот ладошками) 

Проснулся гном (развести руки в стороны, потянуться).

Гном:- Здравствуйте, ребятки!

В: - Здравствуй, Сладкоешка!

Я рассказала ребятам про письмо, про заколдованный лес. Мы готовы помочь жителям сказочной страны.

Гном: Хорошо, тогда последнее условие: на каждой остановке после выполнения задания нужно будет найти вот такие бумажные конфетки и сложить их в этот конвертик. Если в конце путешествия эти бумажные конфетки превратятся в настоящие – значит мы всё сделали правильно и помогли жителям сказочной страны.

- Вам все понятно? Тогда в путь-дорогу! (под «Веселую песенку» Г.Струве)……..

1. Перед нами опушка леса. Здесь живёт веселый язычок. Он скажет волшебные слова «крекс-фекс-пекс» - и ваши язычки превратятся в «ЧАСИКИ». Улыбнитесь, приоткройте рот. Наш язычок стал маятником. Прикоснитесь его кончиком к правому углу рта, затем к левому (показ рукой).

^ Вы играть в часы готовы?

Словно маятник часов

Язычок качаем так:

Тик-так, тик-так.

-А теперь наш язычок покачается на «
качелях». Поднимаем язычок к носу и опускаем к подбородку (показ рукой).

На качелях я качаюсь 

И всё выше поднимаюсь.

Вверх-вниз, вверх-вниз.

-А теперь мы – «
МАЛЯРЫ». Потолок покрасим мы.

Широко откроем рот. Язык подняли к верхним зубкам и проводим по верхнему нёбу вперед-назад. Плавно двигается наш язычок, как кисточка маляра (показ рукой).

-А теперь весёлый язычок предлагает нам спеть «
песенки гласных звуков»

Открываем мы глаза,

Вдох – и тянем долго А-А-А.

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем О-О-О.

Днём по горкам едем мы Ы-Ы-Ы.

Ночью смотрим на луну,

Сверху вниз слетает У-У-У.

Закрываем мы глаза

Снова тянем долго А-А-А.

- Ну что ж, мы неплохо справились с первым заданием. А вот и первая бумажная конфетка.


Гномик: - Идем дальше с веселой песенкой.

2. Вот грибок на пути – нам его не обойти! Не простой это гриб – это ГРИБ-ЗВУКОВИК. Он нам что-то говорит…

Он говорит: «Поиграйте с моим говорящим мячиком, тогда пропущу вас дальше».

- Ну что ж, можно попробовать. Станьте в круг. 

Ты катись, веселый мячик

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый мячик – прошипи-ка нам (Ш-Ш-Ш)

…Просвисти-ка нам (С-С-С)!

Прожужжи-ка нам (Ж-Ж-Ж)!

…Прорычи-ка нам (Р-Р-Р)!

-Гриб говорит вам спасибо. Повеселили вы его. А вот и бумажная конфетка – и снова в путь!!!


3. Гном: Ой, БОЛОТО на пути – нам его не обойти! Но можно перебраться по кочкам. А кочки не простые. Это «кочки-рифмовки». Я начну читать, а вы кончайте.

Ра-ра-ра – начинается…игра

Ре-ре-ре – стоит домик на …горе

Ры-ры-ры – у мальчиков…шары

Ру-ру-ру – продолжаем мы …игру

Ор-ор-ор – созрел красный…помидор

Ир-ир-ир – мой папа…командир

Ло-ло-ло – на улице…светло

Лу-лу-лу – стул стоит в …углу

Жа-жа-жа – есть иголки у …ежа

Жу-жу-жу – молока дадим…ежу

Са-са-са – в лесу бегает …лиса

Су-су-су – было холодно в …лесу

-Молодцы! Вот сколько бумажных конфет мы набрали…


4. Гном: Ра-ра-ра – впереди у нас…ГОРА

-Называется она «
^ СКАЖИ НАОБОРОТ»

Вам нужно закончить предложение, подобрав слово, противоположное по смыслу. А помогут нам эти картинки. Не забывайте отвечать полным предложением.

Заяц трусливый, а лев…

Суп горячий, а мороженое…

Собака сытая, а волк…

Воздушный шар лёгкий, а гиря…

Великан сильный, а Дюймовочка…

Настенька добрая, а Марфуша…


Молодцы! Не забудьте взять бумажные конфетки!..


5. Дальше ЁЛКА на пути – нам её не обойти! А на елке растут не шишки, а овощи и фрукты. А какие – мы сейчас узнаем с помощью вот этих картинок (дети в парах с помощью карточек-моделей задают друг другу вопросы и отгадывают, что нарисовано на картинке: груша, яблоко, помидор, морковь)… Молодцы. Можно двигаться дальше.

6. 
Мы снова вышли на опушку – это ОПУШКА ЗАКОЛДОВАННЫХ СКАЗОК. Сказки спрятаны в этих рисунках. Нам нужно расколдовать эти сказки – назвать сказку и рассказать её.

Первая сказка называется «Про курочку Рябу».

Следующая сказка «Колобок».

И последняя сказка…

Молодцы!

В: - Ну вот мы и выполнили все задания. Прошли все испытания. Собрали много бумажных конфеток.

^ Гном: - А теперь проверим, помогли ли мы доброму волшебнику Ням-няму.

В: - А как?

Гном: - С помощью волшебной конфеты. Закройте глазки… Вот эта конфета. Смотрите! Сейчас она пустая. Высыпайте в неё бумажные конфетки… Закрываем… Если наши бумажные конфетки превратятся в настоящие, значит мы помогли Ням-няму…

(Звучит таинственная музыка)…

Гном: Я конфетку покручу,

Я конфетку поверчу,

Если справились с заданьем – 

Вас конфеткой угощу…

-УРА, получилось!!! Значит и в мою волшебную страну вернулись сладости! Спасибо вам, ребята. Угощайтесь, пожалуйста.


В: - И тебе, Гномик, спасибо за интересное путешествие. До свиданья! А всех гостей мы приглашаем тоже отведать сладостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"

Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. «Друг познается в беде»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.«Друг познается в беде»           Цель: формировать знания детей об дружбе.Задачи: 1...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...