Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Языком не спеши, а делами не смеши»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Языком не спеши, а делами не смеши»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_razvitie_rechi_yazykom_ne_speshi.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Языком не спеши, а делами не смеши»
Автор: воспитатель
Дебирова Минара Такабудиновна
2019г.
Задачи: Вовлекать детей в диалог, побуждать к рассуждениям. Учить передавать содержание текста своими словами. Анализировать смысл многозначных слов. Подбирать синонимии. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к письменной речи.
Материалы и оборудование. Карточки с изображением и словами НОЧЬ, ДЕНЬ, СОЛНЦЕ, ЛУНА; животных: петух, кузнечик, лягушка, соловей.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
О чем будем говорить сегодня на занятии, вы узнаете, когда поможете разобраться в пословице. Садитесь на стульчики (дети садятся на стульчики).
Послушайте внимательно пословицу:
Поспешишь – людей насмешишь
Как вы понимаете эту пословицу? Почему вы так думаете? (ответы детей: Я думаю, если быстро что-то делать, то можно насмешить людей, потому что не получится выполнить работу хорошо, если торопиться, не стараться) Верно, работа не любит спешки.
Подберите к слову спешить похожее слово (торопиться). Если человек быстро все делает, то он быстрый, а если сказать что он торопится, то он какой? (торопливый)
Подберите противоположное слово к слову торопливый (медленный).
Послушайте еще две пословицы и скажите, какая из них больше подходит к нашей пословице:
Языком не спеши, а делами не смеши.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Ответы детей: Первая пословица подходит, потому что в ней тоже говорится, что нужно хорошо стараться, подумать прежде чем начать работу. Ребята, расскажите, как вы выполняете работу? (ответы детей) Молодцы! Правильно, прежде чем начать что-то делать, надо сначала подумать, что и как ты это будешь делать. Это называется придумать план работы.
Воспитатель: Вам пословицы подсказали о чем будем сегодня говорить? (ответы детей) Правильно, о времени.
Для второй пословицы: Скучен день до вечера, коли делать нечего, у меня есть сказка. Называется она «Когда можно плакать». Давайте послушаем ее:
Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит:
- Не плачь, Маша! Утром я пою "ку-ка-ре-ку", а ты плачешь, мне петь мешаешь.
Заплакала Маша днем. Вылез из травы Кузнечик и говорит:
- Не плачь, Маша! Весь день я в траве стрекочу, а ты плачешь - и никто меня не слышит.
Заплакала Маша вечером.
Прискакали из пруда лягушки.
- Не плачь. Маша! - говорят лягушки. - Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.
Заплакала Маша ночью. Прилетел из сада Соловей и сел на окно.
- Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.
- А когда же мне плакать? - спросила Маша.
- А ты никогда не плачь, - сказала мама. - Ведь ты уже большая девочка.
Воспитатель: Вам понравилась сказка? (ответы детей)
Кому мешала Маша своим плачем? (Маша мешала своим плачем петушку, кузнечику, лягушкам, соловью.
При каждом ответе воспитатель вывешивает картинки с изображением животных.
Воспитатель указывает поочередно на картинки с животными с задает вопросы:
Что сказал ей петушок? (Петушок сказал: Не плачь, Маша! Утром я пою "ку-ка-ре-ку", а ты плачешь, мне петь мешаешь).
Что сказал ей кузнечик? (Кузнечик сказал: Не плачь, Маша! Весь-день я в траве стрекочу, а ты плачешь - и никто меня не слышит)
Что сказали ей лягушки? (Не плачь. Маша! - говорят лягушки. - Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь).
Что сказал ей соловей? (Соловей сказал: Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь)
Что спросила Маша? (Маша спросила: А когда же мне плакать?)
Что ответила ей мама? (Мама ей сказала: А ты никогда не плачь. Ведь ты уже большая девочка).
Воспитатель: Как вы думаете, почему Маша плакала? (дети высказывают свои предположения)
Можно ли сказать о Маше словами поговорки: «Скучен день до вечера, коли делать нечего?» (ответы детей: Я думаю …) Почему вы так думаете? (Потому что, …)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю еще раз послушать эту сказку, а потом пересказать ее. А чтоб вам легче было пересказывать, мы с вами составим схему.
Воспитатель, прочитав сказку, читает первый абзац:
Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит:
- Не плачь, Маша! Утром я пою "ку-ка-ре-ку", а ты плачешь, мне петь мешаешь.
Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (дети могут предложить изобразить на листке восходящее солнце, девочку и петушка)
Воспитатель читает второй абзац:
Заплакала Маша днем. Вылез из травы Кузнечик и говорит:
- Не плачь, Маша! Весь-день я в траве стрекочу, а ты плачешь - и никто меня не слышит.
Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (дети могут предложить изобразить яркое солнышко, девочку и траву либо кузнечика)
Воспитатель читает третий абзац:
Заплакала Маша вечером.
Прискакали из пруда лягушки.
- Не плачь. Маша! - говорят лягушки. - Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.
Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (дети могут предложить изобразить красное солнышко, девочку, лягушку (голову)
Воспитатель читает четвертый абзац:
Заплакала Маша ночью. Прилетел из сада Соловей и сел на окно.
- Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.
Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (дети могут предложить изобразить месяц со звездами, девочку, птичку на окне).
Воспитатель читает последний абзац:
- А когда же мне плакать? - спросила Маша.
- А ты никогда не плачь, - сказала мама. - Ведь ты уже большая девочка.
Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (дети могут предложить изобразить девочку и маму)
Вот мы с вами и составили схему.
Воспитатель: Я предлагаю ее не просто рассказать, но и разыграть, для этого разделитесь на пары (дети делятся на пары и садятся рядышком) Первой паре надо будет рассказать первую часть сказки, а второй – вторую часть (воспитатель при этом указывает на часть схемы и раздает парам животных из сказки), третья пара – третью часть (и так все пять пар взяли часть сказки и по одной картинке с животным) и т.д.
Я буду Машей. Вам необходимо договориться между собой, кто будет рассказчиком, а кто будет говорить за другого героя сказки.
Дети, работая в паре должны договориться о ролях и словах которые они должны будут сказать, затем поэтапно рассказывают и разыгрывают сказку.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо у вас получилось! А сейчас встаньте в круг. Сейчас мы с вами будем учить скороговорку. Ходим по кругу и повторяем за мной. А теперь ходим быстрее и повторяем быстрее.
Повторяют 3-4 раза.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете выражение «места себе не находит»? Когда так говорят? (ответы детей: Так говорят, когда человек не может найти себе занятие, скучает) Верно. А у вас такие дни бывают, когда вы не можете найти себе места? А что нужно сделать, чтоб не было скучно? (дети: найти себе занятие - поиграть, почитать, помочь сестре, брату, маме, папе, сделать зарядку, нарисовать, слепить и т.д.)
- В детском саду нам некогда скучать почему? (Потому что мы все время заняты делом: занимаемся, играем, общаемся, рисуем, лепим, конструируем и т.д)
- Расскажите, как вы проводите свой выходной день? (рассказы 3-4 детей из личного опыта)
- Как интересно вы проводите свой выходной!
Воспитатель выложил карточки: ночь, день, солнце и луна на доску: Посмотрите на картинки. Что вы видите? (дети называют картинки)
Ребята, сочините предложения об этих картинках (дети: Ночью светит луна. Днем светит солнце. – дети могут придумать другие предложения из этих картинок).
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что больше всего понравилось? О чем оно было? Как вы будете свое время проводить? Спасибо за ваши ответы! Мне очень приятно, что вы станете выбирать интересные и полезные для себя занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Жизнь дана на добрые дела»
Развивать речь, способствовать формированию понятия «доброта»; «добрые поступки»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чув...