Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа)
Педагогическое воздействие при развитии речи дошольников - очень сложное дело, но очень важне. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Эффективным приёмом в взаимодействии воспитателя с детьми при заучивании и запоминании текстов был выбран метод мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum_mnemotehnika_r.r.docx | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида»
Семинар-практикум для родителей « Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Воспитатель: 1 кв.категории
Г.Т. Шаихова
г.Ухта, 2017г.
Цель: Познакомить родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации (методом мнемотехники)
Задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;
- вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.
Оборудование:
Презентация, ноутбук, экран, проектор, листы бумаги, карандаши,
Участники: Воспитатель, воспитанники старшей группы, родители.
Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитию и коррекции речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи и недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело, но очень важное. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.
Поиски эффективных приемов, методов развития всех компонентов речи, коммуникативных навыков, становятся все более актуальными при планировании и организации работы с нашими воспитанниками.
В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода мнемотехники как одного из эффективных приемов взаимодействия воспитателя с детьми при заучивании и запоминании текстов.
Добрый вечер, уважаемые родители! Хорошо, что вы нашли время и пришли на наш семинар-практикум « Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
1 часть:
Приятно, когда ребенок с удовольствием учит и потом декламирует стихи, близко к тексту пересказывает рассказ, сказку, может загадывать и разгадывать загадки, знает поговорки и пословицы, точно запоминает текст песни. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это? Не запоминает текст произведения, песен. Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», «болит голова». При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. Выскажите свое мнение, как правильно поступить в этом случае? (Ответы родителей)
В первую очередь, если ребёнку трудно запомнить текст, надо его успокоить (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю.
Самые простые примеры мнемотехники, которые показаны на слайде, отлично помогают, чтобы запомнить любую информацию. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.
Слова К.Д.Ушинского, которые Вы видите на слайде, подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
И так, Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
В процессе работы с детьми мы пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода мнемотехники как одного из эффективных приемов взаимодействия воспитателя с детьми при заучивании и запоминании текстов.
Мнемотаблицы в своей работе используем:
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению описательных рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов и т.д.
Кратко расскажу о Методике использования мнемотехники:
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово , его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой из Вас в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению, тексту сказки и т.д.
Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы работы над произведением
- Взрослый выразительно читает произведение: стихотворение, рассказ, сказку, текст песни; - сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу; - задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль; - выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме; - читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу; - ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Как Вы уже успели заметить, на каждую строчку стихотворения создана своя мнемодорожка, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
И так: Запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание. заучивание стихов, потешек - развивает слуховую память обыгрывание сказки – память и мышление
2. Практическая часть.
А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами
1 задание «Рисуем слова» (родители рисуют схематично называемые воспитателем слова): (листы, карандаши прост)
- ВОДА ЯБЛОКО ЯЩИК ШОКОЛАД СЛОН КУРИЦА ОВЦА ЛУК ЗВЕЗДА ТАБЛИЧКА ПОЛОТЕНЦЕ - сидит, светит, снегопад, листопад, бежит,
2 задание «Отгадай-ка!» Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение , сказка - закодирована, и объяснить, почему Вы так решили. (приготовить 4 мнемотаб. )
3 задание : Каждая из команд получит текст стихотворения, загадки, сказки . Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу. 2 команда постарается отгадать и «рассказать текст, к какому жанру относится произведение. Загадка: 1 команде – Сидит девица в темнице, а коса на улице. 2 команде – Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
3. Подведение итогов.
Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего семинара. (Высказывания родителей).
Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов, пересказ сказки, рассказа - весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.
Считаю, чем раньше развить умение детей пользоваться методом мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
4. Рефлексия.
Нам, педагогам, важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.
Анкета
- Интересна ли была тема семинара-практикума?
- Что полезного для себя Вы узнали?
- Что можно запомнить с помощью мнемотехники?
- Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?
Уважаемые родители, желаем вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности! Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников
Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...
«Развитие речи дошкольника с использованием мнемотехники.»
«Развитие речи дошкольника с использованием мнемотехники.»...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста -явление довольно редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудн...
Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...
Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников
Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...
Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...
Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.
Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...