Развитие речи в подготовительной группе "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пупкова Наталья Михайловна

Развитие речи в подготовительной группе "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_rechi_vesna.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема:     К нам весна шагает быстрыми шагами.

Возрастная группа:     Подготовительная к школе группа.

Форма совместной деятельности:   групповая деятельность  (занятие по развитию речи).

Оборудование:   доска, картинки с изображениями примет весны, картинки весенние признаки, весенняя музыка, мяч.

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Обучающие:

Уточнение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренных слов, согласование существительных с прилагательными); совершенствование навыков слогового анализа слов.

Воспитательные:

Воспитание внимательного , бережного отношения к природе; воспитание эмоционального отклика инициативности, самостоятельности навыков сотрудничества на занятии.

Развивающие:

1. развитие речевого слуха, совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам); развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

2.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. 

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников, выполнение которой приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Этап. Введение в игровую ситуацию.

Цель:

Мотивировать воспитанников на включение в игровую деятельность, воспитывать отзывчивость.

 

(Звонок по телефону)

Ребята, нам кто-то звонит.

Это Весна. Она просит нас ей помочь. Злая колдунья её заколдовала и она превращается в Снежную королеву. А это значит, что Зима вновь наступит и прогонит Весну. Расколдавать Весну можем только мы, если справимся со всеми испытаниями, то злые чары разрушатся и отступят. И льдинки, которые атаковали Весну растают.

1.Собирает воспитанников вокруг себя.

2.Получает письмо.

  • 3.Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления.

4.Объясняет проблемную ситуацию.

5. Загадывает загадку.

1.Сосредотачивают внимание на педагоге.

2.Высказывают свои мысли.

3.Вступают в диалог.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, желание порадовать сказочного персонажа.

2.Этап. Игровая деятельность.

Цель: актуализировать представление о путешествии.

Игра «Отправляемся в путешествие»

-

Поможем Весне? Тогда отправляемся в путешествие? Присаживайтесь на ковер-самолет и полетели…

(Звучит весенняя музыка)

1.Задаёт, актуализирующий знания воспитанников,вопрос.

2.Выслушивает ответы всех детей.

.

1.Отвечают на вопрос, опираясь на собственный опыт.

2.Выполняют инструкцию взрослого.

Активно участвуют в общении со взрослым.

Цель: закрепить знания воспитанников о приметах и признаках весны.

Овладеть навыками действовать по установленному правилу.

Игра «Составь рассказ по картинке»

А вот и первое задание. Кто это нас встречает? Это Снеговик. Ой, а что это с ним случилось? Дети, а вы знаете , почему растаял снеговик?

Дети: Потому что наступила весна.

Вос-ль: Правильно, потому что наступила весна. И мы сейчас расскажем снеговику о весне. Давайте составим рассказ по картинкам «Весна в городе» и «Весна в лесу».

Молодцы! Справились с заданием! Ребята, смотрите одна льдинка растаяла!

Ребята, а как долго весна длится. Правильно, три месяца.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад,

Заглянул к нам месяц … март.

Снег растаял, всюду слякоть,

Будут вновь березки плакать,

Зазвенит везде капель-

Это к нам пришел… апрель.

Теперь в ветвях берёзы

Поют и соловьи,

В лугах поют стрекозы,

В полях поют ручьи.

И много, в небе рея,

Поёт пернатых стай –

Всех месяцев звончее

Весёлый месяц … май!

Вторая льдинка растаяла!

 Игра «Какое слово лишнее?»

Март, апрель, декабрь, май.

Капель, проталина, урожай, сосулька.

Подснежник, весна, листопад, грач.

Таять, капать, набухать, заготавливать.

Третья льдинка растаяла!

Упражнение «Раздели слово на слоги» (разделение слогового анализа слов)

Вос-ль: Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?

Дети: Слоги.

Вос-ль: Правильно.  (Весна, капель, ледоход, подснежники, ручей, проталинка, солнышко, снеговик, жаворонки). Вы будете хлопками показывать, сколько слогов в словах.

Четвертая льдинка растаяла!

Поставь ударение. (Весна, капель, ручей, солнышко).

Пятая льдинка растаяла!

1.Задаёт проблемный вопрос.

2.Выслушивает ответы воспитанников.

3.Необходимо «поймать» нужный вариант ответа.

4.Даёт инструкцию выполнения задания.

5.Загадывает загадки.

1.Вступают в диалог с воспитателем.

2.Делают выводы.

3.Выполняют инструкцию воспитателя.

4.Отгадывают загадки.

Умение слушать взрослого.

Умение действовать по установленному правилу.

Умение планировать свою деятельность.

Проявляет волевое начало (произвольность).

Цель: закрепить знания воспитанников весенних изменениях в природе.

Овладеть навыками действовать по установленному правилу.

Ребята, а что-то солнышко у нас стало грустным и не светит. У него нет лучиков. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»: на фланелеграф выставляется жёлтый круг - солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи.

- Ребята, вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу. (Ласковое, весёлое, озорное…)

Что солнце делает?

Шестая льдинка растаяла!

1.Собирает воспитанников вокруг себя на ковре.

2.Обращает внимание на картинки с цветами.

3.Задаёт актуализирующие знания вопросы.

4.Выслушивает ответы воспитанников.

5.Необходимо «поймать» нужный вариант ответа.

6.Читает стихотворение.

1.Сосредотачивают внимание на педагоге.

2.Сосредотачивают внимание на картинки с цветами.

3.Вступают в диалог.

4.Отвечают на вопросы.

5.Делают вывод.

6.Слушают стихотворение.

Умение слушать взрослого.

Умение действовать по установленному правилу.

Умение планировать свою деятельность.

Проявляет волевое начало (произвольность).

Цель:

снизить интеллектуальную нагрузку.

Физминутка

Вот стоит весенний лес!

В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).

Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – вправо).

Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Физкультминутка «Весна, весна красная!»

Весна, весна, красная!    (идут по кругу)

Приди, весна, с радостью  (идут в другую сторону)

С радостью, с радостью (останавливаются)

С великой милостью( поднимаются на носочки)

Со льном высоким (руки вверх поднимают, делают вдох)

С корнем глубоким ( опускают руки, приседают, делают выдох)

С хлебами обильными ( взявшись за руки бегут по кругу).

1.Собирает детей вокруг себя.

2.Читает стихотворение.

3.Показывает движения.

1.Сосредатачивают внимание на педагоге.

2.Слушают стихотворение.

3.Повторяют движения за педагогом.

Расслабление.

Цель: закрепить знания воспитанников .

Овладеть навыками действовать по установленному правилу.

Мы с вами уже умеем называть различные слова ласково. Сейчас  я буду вам называть слова и бросать мяч, а вы мне будете называть эти слова в ласковом варианте и бросать мяч обратно.

Солнце, ручей, цветок, ветка,  проталина, облако, сосулька, льдина, дождь, трава, снег.

(солнышко, ручеек, цветочек, веточка, проталинка, сосулечка, льдинка, дождинка, травка, снежок)

Седьмая льдинка растаяла!

Солнышко так ярко стало светить, что снег стал…таять.

Посмотрите и скажите, какой снег весной?

Снег растаял, и побежали ручьи.

Какие ручьи? (Весёлые, звонкие…). Что ручьи делают? (Бегут, журчат…)

Восьмая льдинка растаяла!

Дети, а сейчас разделитесь на две команды. Мы ждём гостей. Кто это вы узнаете, когда разгадаете ребусы. По первым звукам названия предметов составьте слова. Картинки лежат на ваших столах.

- Кто это? (Грач)

Молодцы! Справились

И девятая льдинка растаяла!

А сейчас проверим кто из вас самый внимательный «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.

И последняя десятая льдинка тоже растаяла! Весна спасена!

1.Собирает воспитанников вокруг себя на ковре.

2.Обращает внимание на картинки с цветами.

3.Задаёт актуализирующие знания вопросы.

4.Выслушивает ответы воспитанников.

5.Необходимо «поймать» нужный вариант ответа.

1.Сосредотачивают внимание на педагоге.

2.Сосредотачивают внимание на картинках.

3.Вступают в диалог.

4.Отвечают на вопросы.

5.Делают вывод.

Умение слушать взрослого.

Умение действовать по установленному правилу.

Умение планировать свою деятельность.

Проявляет волевое начало (произвольность).

Рефлексия. Открытость

Цель:

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

А теперь, ребята, нам пора возвращаться обратно! Присаживайтесь на ковер- самолет и полетели! (Звучит весенняя музыка).

Что было трудным?

Что понравилось?

А в знак благодарности Весна передала вам подарки. Каждому по весеннему цветку- первоцвету! Только они не раскрашены. Вы их раскрасите в яркие весенние цвета и повесим в группе. Или забирете домой.

1. Собирает детей вокруг себя

2. Предлагает детям описать деятельность, которой они занимались

3. Побуждает детей к анализу деятельности

4. Задаёт вопрос детям, как помогали.

1. Участвует в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались.

2. Передают свои ощущения от проделанной работы

Умение оценивать процесс и результат коллективной деятельности

Умение планировать предстоящую самостоятельную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративная НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ФФНР." Развитие связной речи в разных видах деятельности. Экспериментирование с водой"..

конспект НОДРазвитие связной речи в разных видах деятельности в подготовительной группе. Экспериментирование с водой.  используемые технологии:...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД по развитию речи в подготовительной группе по развитию речи "В гости к нам зима пришла"

Цель:расширение и обобщение знаний детей о зиме.Программные задачи:- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;- развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова, пр...

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе. «12 апреля – День Космонавтики. Покорение космоса».

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе.«12 апреля – День Космонавтики.Покорение космоса&r...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...