НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сапунова Наталья Владимировна

Образовательная деятельность направленная на развитие речи средствами художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с художественной литературой

в подготовительной группе  «Воробышки»

Тема:«Чтение былины «Садко»

Цель: знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.

Задачи: закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси; продолжать формировать представления детей о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко»; воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам; расширять словарный запас детей; формировать и воспитывать патриотическую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, гусли, гусляр, торжище, невод, палаты белокаменные, Ильмень-озеро.

Дидактический материал: иллюстрация - репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Аудиозапись: отрывок из оперы Римского – Корсакова «Садко»: «Вступление», «Появление Морского царя».

Предварительная работа:

чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич»;

рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.

Ход занятия

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим мы сегодня с вами о былинах, о богатырях русских. Чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались.

«Былину читай да на ус мотай! » - гласит русская пословица.

Я уверена, что сегодняшняя встреча навсегда запомнится вам. А герои, которых мы с вами вспомним, будут сопровождать вас всю жизнь.

- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Какое? Кто назовет?

Дети: Россия.

Воспитатель: правильно, Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец.

А какая наша Родина?

Дети: большая, огромная, необъятная, красивая.

Воспитатель: а как называлась наша Родина раньше?

Дети: РУСЬ.

Воспитатель: но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.

Ребята, а кто защищал землю русскую в древние времена?

Дети: БОГАТЫРИ.

Воспитатель: Сказания о подвигах, которые совершали богатыри, живы в памяти народной. Они сохранились в былинах.

Былина происходит от слова – «быль», «правда», то, что было на самом деле.

Чем отличается былина от сказки?

Дети: сказку рассказывают, а былину не просто рассказывают, а рассказывают нараспев.

Кто является главными героями былин?

Дети: богатыри, они сильные, храбрые; подвиги этих былинных героев были преувеличены. Может ли один человек победить целое войско?

Дети: Давайте вспомним, какие былины мы с вами уже читали?

Дети: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

Воспитатель: давайте обратим внимание на репродукцию картины В. Васнецова «Три богатыря». Посмотрите, как художник точно передал силу, мощь, удаль, бесстрашие богатырей. Кони под ними тоже сильные.

(В центре – Илья Муромец

Справа – самый младший Алеша Попович (полон смелости)

Слева – Добрыня Никитич (может выполнить самые сложные поручения)

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности защитников Русской Земли.

А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? Кого мы можем назвать богатырями в наше время?

Дети: космонавты, военные, пожарные, врачи…

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Дети: сильный, смелый, ловкий, отзывчивый…

Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других, как и в старину.

Физминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три -

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из – под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу.

Воспитатель: А сегодня мы с вами познакомимся еще с одной былиной. Она не о богатыре, а об очень удачливом музыканте гусляре, который своей игрой покорил царя водяного. А что дальше было в былине не рассказывается, а поется. Про Садко и фильм – сказка есть и опера, отрывок из которой мы сегодня послушаем.

Чтение былины «Садко»

Воспитатель: кто является главным героем былины?

Дети: гусляр Садко

Воспитатель: в каком городе происходят события?

Воспитатель: в Новгороде.

Воспитатель: что мы узнали о Садко?

Дети: ходил по пирам, веселил купцов да бояр. Но однажды его перестали приглашать на пиры. Загрустил Садко и пошел к Ильмень – озеру.

Воспитатель: как называлось озеро, к которому ходил Садко?

Дети: Ильмень – озеро

Воспитатель: кого удивил Садко своей игрой на гуслях?

Дети: Морского царя

Воспитатель: что посоветовал Морской царь Садко?

Ну, а что было дальше, вы узнаете уже в школе.

Былины, ребята, рассказывают нам не только о ратных подвигах богатырей, но и о жизни купцов, об обычаях, об укладе жизни людей того времени. В том их и ценность.

Слушание отрывка из оперы Римского – Корсакова «Садко»: «Вступление», «Появление Морского царя».

Обобщение:

Воспитатель: А сейчас, подведем итог нашей с вами работы. Мне, кажется, что мы с вами сегодня узнали много нового и интересного.

С какой былиной мы сегодня познакомились?

Дети: с былиной «Садко»

Воспитатель: О ком эта былина?

Дети: Об удачливом гусляре Садко, который покорил Морского царя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...