НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Образовательная деятельность направленная на развитие речи средствами художественной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект по ознакомлению с художественной литературой
в подготовительной группе «Воробышки»
Тема:«Чтение былины «Садко»
Цель: знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.
Задачи: закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси; продолжать формировать представления детей о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко»; воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам; расширять словарный запас детей; формировать и воспитывать патриотическую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.
Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, гусли, гусляр, торжище, невод, палаты белокаменные, Ильмень-озеро.
Дидактический материал: иллюстрация - репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Аудиозапись: отрывок из оперы Римского – Корсакова «Садко»: «Вступление», «Появление Морского царя».
Предварительная работа:
чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич»;
рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»;
рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.
Ход занятия
Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим мы сегодня с вами о былинах, о богатырях русских. Чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались.
«Былину читай да на ус мотай! » - гласит русская пословица.
Я уверена, что сегодняшняя встреча навсегда запомнится вам. А герои, которых мы с вами вспомним, будут сопровождать вас всю жизнь.
- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Какое? Кто назовет?
Дети: Россия.
Воспитатель: правильно, Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец.
А какая наша Родина?
Дети: большая, огромная, необъятная, красивая.
Воспитатель: а как называлась наша Родина раньше?
Дети: РУСЬ.
Воспитатель: но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.
Ребята, а кто защищал землю русскую в древние времена?
Дети: БОГАТЫРИ.
Воспитатель: Сказания о подвигах, которые совершали богатыри, живы в памяти народной. Они сохранились в былинах.
Былина происходит от слова – «быль», «правда», то, что было на самом деле.
Чем отличается былина от сказки?
Дети: сказку рассказывают, а былину не просто рассказывают, а рассказывают нараспев.
Кто является главными героями былин?
Дети: богатыри, они сильные, храбрые; подвиги этих былинных героев были преувеличены. Может ли один человек победить целое войско?
Дети: Давайте вспомним, какие былины мы с вами уже читали?
Дети: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Воспитатель: давайте обратим внимание на репродукцию картины В. Васнецова «Три богатыря». Посмотрите, как художник точно передал силу, мощь, удаль, бесстрашие богатырей. Кони под ними тоже сильные.
(В центре – Илья Муромец
Справа – самый младший Алеша Попович (полон смелости)
Слева – Добрыня Никитич (может выполнить самые сложные поручения)
Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности защитников Русской Земли.
А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? Кого мы можем назвать богатырями в наше время?
Дети: космонавты, военные, пожарные, врачи…
Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?
Дети: сильный, смелый, ловкий, отзывчивый…
Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других, как и в старину.
Физминутка «Богатыри»
Дружно встанем – раз, два, три -
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из – под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу.
Воспитатель: А сегодня мы с вами познакомимся еще с одной былиной. Она не о богатыре, а об очень удачливом музыканте гусляре, который своей игрой покорил царя водяного. А что дальше было в былине не рассказывается, а поется. Про Садко и фильм – сказка есть и опера, отрывок из которой мы сегодня послушаем.
Чтение былины «Садко»
Воспитатель: кто является главным героем былины?
Дети: гусляр Садко
Воспитатель: в каком городе происходят события?
Воспитатель: в Новгороде.
Воспитатель: что мы узнали о Садко?
Дети: ходил по пирам, веселил купцов да бояр. Но однажды его перестали приглашать на пиры. Загрустил Садко и пошел к Ильмень – озеру.
Воспитатель: как называлось озеро, к которому ходил Садко?
Дети: Ильмень – озеро
Воспитатель: кого удивил Садко своей игрой на гуслях?
Дети: Морского царя
Воспитатель: что посоветовал Морской царь Садко?
Ну, а что было дальше, вы узнаете уже в школе.
Былины, ребята, рассказывают нам не только о ратных подвигах богатырей, но и о жизни купцов, об обычаях, об укладе жизни людей того времени. В том их и ценность.
Слушание отрывка из оперы Римского – Корсакова «Садко»: «Вступление», «Появление Морского царя».
Обобщение:
Воспитатель: А сейчас, подведем итог нашей с вами работы. Мне, кажется, что мы с вами сегодня узнали много нового и интересного.
С какой былиной мы сегодня познакомились?
Дети: с былиной «Садко»
Воспитатель: О ком эта былина?
Дети: Об удачливом гусляре Садко, который покорил Морского царя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...