Конспект по ознакомлению детей со сказкой.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Ознакомление детей со сказкой "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_oznakomleniyu_so_skazkoy_2015_g.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Конспект занятия
по ознакомлению детей со сказкой
Ермакова И.Р.
учитель-логопед
г. Советский, 2015 г.
Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Программное содержание: Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Развивать интерес детей к событиям, изображенным в сказке. Учить детей узнавать сказку по традиционному сказочному зачину: «Жили-были…» и концовке: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец». Учить объяснять, почему это литературное произведение называется сказкой. Продолжать учить детей составлять графический план произведения. Развивать мелкую моторику.
Пособия: иллюстрации к русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», простые карандаши, тетради, таблицы с графическим изображением сказки.
Методы:
- Словесный.
- Наглядный.
- Репродуктивный.
Приемы:
- Рассказывание сказки.
- Беседа, вопросы.
- Выборочное чтение отрывков.
- Составление графического плана сказки.
Словарная работа:
- объяснить значение выражений: остались одни-одинешеньки; жар донимает; окунули в ключевую воду;
- объяснить значение слов: стожок, хоромы, ведомо.
Ход занятия:
- Вступительная беседа по сказкам.
- Какие сказки знаете? Какая любимая сказка?
- Сообщение темы.
- Ребята, я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие в страну сказок. Для этого послушайте русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка.
Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки.
Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
- Сестрица Аленушка, я пить хочу!
- Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли, шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце, полно водицы.
- Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца!
- Не пей, братец, теленочком станешь!
Братец послушался, пошли они дальше.
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
- Сестрица Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца.
- Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.
Напился и стал козленочком… Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.
Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет.
В ту пору ехал мимо купец.
- О чем, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Аленушка про свою беду. Купец ей говорит:
- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козленочек будет жить с нами.
Аленушка подумала-подумала и пошла за купца замуж.
Стали они жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку. Привела ведьма Аленушку на реку, кинулась на нее, привязала Аленушке на шею камень и бросила ее в воду.
А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся – и тот не распознал.
Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет:
- Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок…
Узнав об этом, ведьма стала просить мужа – зарежь да зарежь козленка.
Купцу жалко было козленка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает – делать нечего, купец согласился…
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные…
Козленочек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
- Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
- Ну, сходи.
Побежал козленочек на речку и жалобнешенько закричал:
- Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие, котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные, хотят меня зарезати!
Аленушка из реки ему отвечает:
Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги опутала,
Желты пески на груди легли.
А ведьма ищет козленочка, не может найти и посылает слугу:
- Пойди, найди козленка, приведи его ко мне.
Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козленочек и жалобнешенько зовет:
- Аленушка, сестрица моя!..
А из реки ему отвечают:
- Ах, братец мой Иванушка!..
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал.
Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была.
А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.
- Рассказывание сказки.
- Вопросы на восприятие.
- Понравилась ли вам сказка?
- Какими словами обычно начинается сказка? Заканчивается? (Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец… И я там был, мед, пиво пил, по усам текло – в рот не попало…).
5. Выборочное чтение отрывков по желанию детей.
- Какой отрывок вам понравился больше?
6. Беседа по содержанию.
- Кто главные герои сказки?
- Назовите положительных героев этой сказки, т.е. героев, которые совершают добрые, хорошие поступки.
- Назовите отрицательных героев этой сказки, т.е. героев, которые творят зло.
7. Составление графического плана сказки, зарисовка его в тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СО СКАЗКАМИ
Познакомить детей со сказками и прививать любовь к ним....
Конспект занятия Ознакомление детей средней группы с художественной литературой Тема: Наши любимые сказки
Данное занятие учит детей вступать в общение с помощью речи и игровых действий и воспитывает интерес к русской народной сказке....
Конспект занятия по ознакомлению детей со сказкой «Война грибов с ягодами» (обработка В.Даля) Средняя группа.
Цель: Формировать у детей эмоциональный отклик к литературному произведению....
План конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Ознакомление детей со сказкой Абдуллы Алиша Болтливая утка»
Программное содержание:Познакомить детей со сказкой А.Алиша «Болтливая утка».Продолжать знакомить детей с творчеством А. Алиша.Способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки.Помочь д...
Конспект занятия по ознакомлению детей со сказками для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам».
Формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок....
Проект «Здравствуй, сказка!» (использование информационно - коммуникационных технологий при ознакомлении детей со сказкой)
laquo;Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. ...
Конспект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с русской народной сказкой "Репка"
Рассказывание русской народной сказки "Репка" с показом....