Конспект по ознакомлению детей со сказкой.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ермакова Ирина Равиловна

Ознакомление детей со сказкой "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_oznakomleniyu_so_skazkoy_2015_g.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект занятия

по ознакомлению детей со сказкой

Ермакова И.Р.

учитель-логопед

г. Советский, 2015 г.

Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Программное содержание: Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Развивать интерес детей к событиям, изображенным в сказке. Учить детей узнавать сказку по традиционному сказочному зачину: «Жили-были…» и концовке: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец». Учить объяснять, почему это литературное произведение называется сказкой. Продолжать учить детей составлять графический план произведения. Развивать мелкую моторику.

Пособия: иллюстрации к русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», простые карандаши, тетради, таблицы с графическим изображением сказки.

Методы:

  1. Словесный.
  2. Наглядный.
  3. Репродуктивный.

Приемы:

  1. Рассказывание сказки.
  2. Беседа, вопросы.
  3. Выборочное чтение отрывков.
  4. Составление графического плана сказки.

Словарная работа:

- объяснить значение выражений: остались одни-одинешеньки; жар донимает; окунули в ключевую воду;

- объяснить значение слов: стожок, хоромы, ведомо.

Ход занятия:

  1. Вступительная беседа по сказкам.

- Какие сказки знаете? Какая любимая сказка?

  1. Сообщение темы.

- Ребята, я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие в страну сказок. Для этого послушайте русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка.

Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки.

Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

- Сестрица Аленушка, я пить хочу!

- Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли, шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце, полно водицы.

- Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца!

- Не пей, братец, теленочком станешь!

Братец послушался, пошли они дальше.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

- Сестрица Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца.

- Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козленочком… Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.

Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет.

В ту пору ехал мимо купец.

- О чем, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Аленушка про свою беду. Купец ей говорит:

- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козленочек будет жить с нами.

Аленушка подумала-подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки.

Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку. Привела ведьма Аленушку на реку, кинулась на нее, привязала Аленушке на шею камень и бросила ее в воду.

А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся – и тот не распознал.

Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет:

- Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок…

Узнав об этом, ведьма стала просить мужа – зарежь да зарежь козленка.

Купцу жалко было козленка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает – делать нечего, купец согласился…

Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные…

Козленочек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:

- Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.

- Ну, сходи.

Побежал козленочек на речку и жалобнешенько закричал:

- Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок!

  Костры горят высокие, котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные, хотят меня зарезати!

Аленушка из реки ему отвечает:

Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги опутала,

Желты пески на груди легли.

А ведьма ищет козленочка, не может найти и посылает слугу:

- Пойди, найди козленка, приведи его ко мне.

Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козленочек и жалобнешенько зовет:

- Аленушка, сестрица моя!..

А из реки ему отвечают:

- Ах, братец мой Иванушка!..

Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал.

Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была.

А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.

  1. Рассказывание сказки.
  2. Вопросы на восприятие.

- Понравилась ли вам сказка?

- Какими словами обычно начинается сказка? Заканчивается? (Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец… И я там был, мед, пиво пил, по усам текло – в рот не попало…).

5.     Выборочное чтение отрывков по желанию детей.

- Какой отрывок вам понравился больше?

6.    Беседа по содержанию.

- Кто главные герои сказки?

- Назовите положительных героев этой сказки, т.е. героев, которые совершают добрые, хорошие поступки.

- Назовите отрицательных героев этой сказки, т.е. героев, которые творят зло.

7.   Составление графического плана сказки, зарисовка его в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СО СКАЗКАМИ

Познакомить детей со сказками и прививать любовь к ним....

Конспект занятия Ознакомление детей средней группы с художественной литературой Тема: Наши любимые сказки

Данное занятие учит детей вступать в общение с помощью речи и игровых действий и воспитывает интерес к русской народной сказке....

Конспект занятия по ознакомлению детей со сказкой «Война грибов с ягодами» (обработка В.Даля) Средняя группа.

Цель: Формировать у детей эмоциональный отклик к литературному произведению....

План конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Ознакомление детей со сказкой Абдуллы Алиша Болтливая утка»

Программное содержание:Познакомить детей  со сказкой А.Алиша «Болтливая утка».Продолжать знакомить детей с творчеством А. Алиша.Способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки.Помочь д...

Конспект занятия по ознакомлению детей со сказками для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам».

Формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок....