Проект «Здравствуй, сказка!» (использование информационно - коммуникационных технологий при ознакомлении детей со сказкой)
проект по художественной литературе (старшая группа)
«Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий.
Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят
в самой сказке, а то, что она может творить чудеса
с любым, кто с ней соприкоснется…»
Введение.
Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов, их свойств.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых лет жизни малыша. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя.
Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
Актуальность проблемы.
В соответствии с ФГОС ДО, идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Эффективность любой образовательной деятельности определяется умением рационально применять информационно - коммуникационные технологии (ИКТ), с традиционными средствами обучения. Информационными технологиями обучения называют технологии, в которых используются специальные технические информационные средства (аудио, видео). Современное образование заставило по- новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий.
Актуальность данной проблемы очевидна. Сегодня, применение информационно- коммуникативных технологий можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Информационно- коммуникативные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.
Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами.
Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития.
Важной составляющей современного образовательного процесса ДОУ является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.
Цель и задачи по использованию информационно – коммуникационных технологий
при ознакомлении детей дошкольного возраста со сказкой
Основная цель работы по данному направлению - выявить и обобщить педагогические условия использования ИКТ, для более эффективного усвоения сказок детьми младшего дошкольного возраста.
Данная проблема и цель определяют следующие задачи:
- Ознакомление детей с миром художественной литературы (сказками), с применением современных ИКТ и традиционных средств обучения.
- Развитие познавательного интереса у детей к художественной литературе (сказкам), по средствам элементов современных ИКТ.
- Воспитание у детей избирательного отношение к художественным произведениям.
Новизна педагогической концепции моей работы заключается в применении информационно-коммуникативных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций), прослушивающих устройств (магнитофон, магнитола), телевизионных средств (телевизор), направленных на воспитание нравственности, развитие речи, интереса и познавательной активности, эмоциональной отзывчивости при ознакомлении детей с художественной литературой - сказками.
Признавая, ИКТ – как новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь: «НЕ НАВРЕДИ!» Использование информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе требует тщательной организации и подготовки, в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПина.
В основу системы работы легли следующие принципы:
- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- взаимодействия, предполагающий совместную деятельность в системах: « ребенок- педагог», «родители - ребенок», « педагог - родители»;
-психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
-формирование деятельности, умение ставить цель и реализовывать ее; внимательно слушать, смотреть, запоминать, отвечать на вопросы, отражать в художественно - творческой и театрализованной деятельности;
- природосообразности воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Основные этапы проекта
1. Определение уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Для определения уровня восприятия сказки детьми младшего дошкольного возраста,
я использовала:
- наблюдения за детьми, в различных видах деятельности;
- беседы с детьми;
- дидактические игры (по сказкам);
- чтение детям сказок и рассматривание иллюстраций в книгах.
Полученные результаты определи, что дети мало восприимчивы к сюжетам сказок.
Результаты начальной диагностики уровня восприятия сказки детьми показали, что:
высокий уровень имеют 36% детей; средний показатель – у 38% детей; низкий – у 26% детей.
Для определения уровня восприятия сказки детьми младшего дошкольного возраста, я использовала метод педагогической диагностики — тесты и контрольные задания.
2. Применение ИКТ и традиционных средств обучения, направленных на формирование восприятия сказок дошкольниками.
Сказка сама по себе, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, малыш должен чувствовать. Она так же служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический и творческий опыт народа. Сказку используют врачи, психологи, педагоги. Каждый специалист может найти в сказке тот ресурс, который поможет решать его профессиональные задачи. Каждому возрасту - своя сказка.
Все сказки делятся на:
- коллективные (народные);
- индивидуальные (авторские).
Существуют:
- сказки о животных;
- бытовые сказки;
- волшебные сказки.
Особенности сказки:
- Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения.
- Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью.
- Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание, слушание или просмотр.
- Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке.
Остановимся на преимуществах использования информационно- коммуникационных технологий при ознакомлении детей со сказкой. Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Они облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Дидактические принципы:
- показ изучаемых явлений в развитии и динамике;
- рациональное преподнесение информации;
- высокая информационная насыщенность.
Использование ИКТ помогает:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- расширять познавательный интерес детей;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
В своей работе каждый педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Музыкальный центр
- Телевизор
- Магнитофон
- Фотоаппарат
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
- Фотографии
- DVD – диски (видеофрагменты: фильмов, сказок, мультфильмов по сказкам)
- Презентации
- Слайды
- Возможно создание коллекции мультфильмов.
Использование интерактивных материалов при ознакомлении детей со сказками:
- в начале для обозначения темы, создавая проблемную ситуацию;
- как информационно-обучающее пособие;
- как сопровождение объяснения воспитателя (презентации; видеофрагменты и т.д.);
- для контроля усвоения материала детьми.
Я использовала следующие методы приобщения детей к художественной литературе – сказкам:
- Чтение сказок детям.
- Самостоятельное рассматривание детьми книг, иллюстраций.
- Прослушание сказок в аудиозаписи.
- Просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций по сказкам.
- Пересказ сказки.
- Художественно – творческая деятельность детей.
- Организация спектаклей по сказкам.
- Свободное общение взрослых с детьми.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности дошкольника. Ребенок накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Сказки, способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Она учит детей слушать и слышать других людей, помогает взрослым найти общий язык с ребенком, подружиться с ним. В процессе ознакомлении детей со сказками происходит воспитание нравственности, развитие речи, формирование интереса и познавательной активности, воспитание эмоциональной отзывчивости.
Коммуникативные навыки:
- активизируем словарь детей через диалоговую речь;
- формируем умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного;
- обучаем детей навыкам пересказа сказки.
Познавательная активность:
- познание культуры народа (через сказки);
- формирование бережного отношения к культуре.
Познавательная активность:
- познание культуры народа (через сказки);
- формирование бережного отношения к культуре.
Нравственные основы:
- развитие стремление детей выражать свое отношение к содержанию сказочного произведения и его героям;
- формирование у детей умения оценивать и анализировать поступки героев сказки: что «хорошо» и что «плохо».
- закрепление в реальной жизни нравственных понятий, ярко представленные в образах героев.
Эмоциональная отзывчивость:
- определение симпатии к сказочным героям, для разграничения добра и зла;
- развитие осознанного чувства радости, удовольствия от встречи со сказкой и ее сказочными героями, появление любимых произведений.
3. Анализ эффективности работы по формированию восприятия сказок детьми дошкольного возраста по средствам информационно-коммуникационных технологий.
Диагностика показала, что в результате работы по использованию информационно - коммуникационных технологий при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста со сказкой, у детей значительно повысился уровень знаний.
Из диаграммы видно, что детей с высоким показателем, в процентном соотношении, составляет больше половины (Приложение № 7):
с высоким уровнем – 51% детей; средний показатель – у % детей; с низким – 0%.
Применяя ИКТ, в процессе ознакомления детей со сказками при тесном сотрудничестве с родителями, можно добиться позитивных результатов.
4. Взаимодействие с родителями
Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Знакомство детей с художественной литературой (сказками) дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. Это основа, на которой воспитывается честность, настоящая гражданственность.
Формы взаимодействия с родителями:
- беседы с родителями;
- анкетирование;
- ознакомление родителей с содержанием работы по использованию ИКТ в детском саду;
- обучение их конкретным приемам и методам работы с ИКТ;
- ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуально);
- устные журналы и дискуссии с участием воспитателей, психолога, медиков, музыкального руководителя;
- организация совместных творческих проектов «Здравствуй, сказка!»;
- оформление наглядной информации для родителей на тему: «Как рассказывать детям сказки».
5. Результативность.
Реализуя данный проект, по использованию информационно - коммуникационных технологий, при ознакомлении детей дошкольного возраста со сказкой, я определила следующее:
1. ИКТ даёт возможность использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, повышают эффективность ознакомления дошкольников со сказкой.
2. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей и способствуют повышению познавательную активности (высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей).
3. ИКТ обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста (включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная).
4. Происходит реализация личностно-профессионального роста педагога.
6. Выводы
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.
Информационно-коммуникационные технологии повышают эффективность процесса по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы - сказками, позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, решать познавательные и творческие задачи, обеспечивают личностно ориентированный подход.
Приложение.
Для определения уровня восприятия сказки детьми младшего дошкольного возраста, был использован метод педагогической диагностики — тесты и контрольные задания.
Шкала оценок:
3 балла - выполняет задание самостоятельно, творчески подходит к выполнению задания, проявляет дружелюбие.
2 балла - выполняет задание с помощью воспитателя, допускает ошибки, с помощью воспитателя поправляет себя.
1 балл - допускает ошибки, затрудняется выполнить задания.
0 баллов - не выполняет задание, отказывается выполнить задание.
Высокий уровень (от 13 до 15 баллов):
- ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки;
- рассказывает содержание произведения по вопросам взрослого;
- называет произведение, прослушав или просмотрев отрывок из него;
Средний уровень (от 8 до 12 баллов):
- ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки;
- с опорой на иллюстрации рассказывает содержание произведения при небольшой помощи взрослого;
- называет произведение , прослушав или просмотрев отрывок из него при минимальной помощи взрослого.
Низкий уровень (от 0 до 7 баллов):
- ребенок менее заинтересованно слушает знакомые и новые сказки;
- с опорой на иллюстрации и по вопросам взрослого рассказывает содержание произведения;
- называет произведение (в произвольном изложении), прослушав или просмотрев отрывок из него при помощи взрослого.
Библиографический список:
- Березина Н.О. Успех. Методические рекомендации [Текст]: пособие для педагогов / [Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – ISBN 978-5-09-023253-1.
- Гурович Л. М. Ребенок и книга [Текст]: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
- Детская литература [Текст]: / Под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
- Андреев, Н.П. Русский фольклор [Текст] / Н.П.Андреев. – М., 1938.
- Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] /В.П.Аникин. – М., 1977.
- Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки [Текст] /А.Н.Афанасьев.- В 3-х т., т.1. – М., 1957.
- Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка [Текст] /Н.М.Ведерникова. – М., 1975.
- Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. [Текст] /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. – М., 1986.
- Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста//Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с 43-52.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.
- Аркин Е. А. Родителям о воспитании - М , 1957
- Панфилова М, А Игротерапия - М , 2001
- Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой//О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М., 2002 г.
- Прищепа С. С., Храмцова Н. В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с. 88
- Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования // Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - М. : Аcademia, 2001.
- Комарова Т. С. Технические и аудиовизуальные средства обучения. // Т. С. Комарова. - М. : МГПУ, 2004.
- Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.-с. 32.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_proektu.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная ситуация с использованием информационно-коммуникационных технологий "В гостях у сказки" для детей средней группы.
Конспект ОС с презентацией для закрепления у детей знания Русских народных сказок....
Использование информационно - коммуникационных технологий при ознакомлении детей с историей железной дороги
Окружающий мир велик и разнообразен, и значительную роль в познании его детьми в настоящее время занимают информационно-коммуникационные технологии. Информатизация общества ставит перед педагогами дош...
ПРОЕКТ по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»
ПРОЕКТпо теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»...
Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для детей старшей группы Тема : «Цветик – семицветик».
Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста по познавательному развитию, способствуют закреплению знаний о природе, о бережном отношении к ней. Развиваются творческие способности...
Использование информационно-коммуникационных технологий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с жизнью и особенностями перелётных птиц
Представленный материал презентации может использоваться как часть НОД по ознакомлению с окружающим миром и как демонстрационный материал в ходе подготовки к творческой работе детей по данной теме....
"Использования информационно – коммуникационных технологий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем"
Обмен опытом применения информационно-коммуникационных технологий на ООД по ознакомлению старших дошкольников с родным краем...
Использование информационно-коммуникационных технологий в ознакомлении детей дошкольного возраста со сказками.
Информационно-коммуникационные технологии повышают эффективность процесса по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы-сказками. Но при этом невозможно забывать и про книгу, как ис...