Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
методическая разработка по развитию речи

Саидгазина Дилбар Абдурахмоновна

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? И  почему так важно её развивать?  Физиологи под выражением «мелкая моторика» подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.        

        Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? И  почему так важно её развивать?  Физиологи под выражением «мелкая моторика» подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

        Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

        Что можно сделать для развития мелкой моторики? Какие игры или упражнения существуют для этого?

1. Пальчиковая гимнастика.

        «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

        Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

        Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

        Пальчиковый тренинг включает упражнения:

  • статические  - удержание приданной пальцам определенной позы,
  • динамические  - развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую,
  • расслабляющие - нормализующие мышечный тонус и др.

  Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др.

         Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих:

  • сжатия,
  • растяжения,
  • расслабления .

Продолжительность пальчикового тренинга у детей младшего возраста (до 3-4 лет) не должна превышать 3 до 5 минут. Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом.

Примеры стишков для пальчиковой гимнастики:

«ШАЛУН» 
Наша Маша варила кашу 
Кашу сварила, малышей кормила. 
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) 
Этому дала, этому дала, 
Этому дала, этому дала, 
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 
А этому - не дала. 
Он много шалил, 
Свою тарелку разбил. 
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) 
                *****
«БЕЛОЧКА»
Сидит белка на тележке, 
Продаёт свои орешки; 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке косолапому, 
Заиньке усатому. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 
                *****

«ДЕТКИ»
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 
Тише, тише, тише, 
Не шумите! 
Наших деток не будите! 

(грозим пальчиком)
Птички станут щебетать, 
Будут пальчики вставать. 
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

                *****
«ПО ГРИБЫ»
Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик всё съел, 
Оттого и потолстел. 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 
                *****
«ПАЛЬЧИКИ»
Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли пальчики гулять! 
Раз, два, три, четыре, пять, 
В домик спрятались опять. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 
                *****
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, четыре, пять, 
(загибать пальцы, начиная с большого) 
Будем листья собирать. 
(сжимать и разжимать кулачки) 
Листья берёзы, листья рябины, 
(загибать пальчики, начиная с большого) 
Листья тополя, листья осины, 
Листики дуба мы соберём. 
                *****
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ» 
Есть игрушки у меня: 
(хлопать в ладоши) 
Паровоз и два коня, 
Серебристый самолёт, 
Три ракеты, вездеход, 
Самосвал, Подъёмный кран. 
(загибать поочерёдно пальчики) 


                *****
«ПАСТУШОК» 
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, 
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе) 
А я дудочку нашла, 
Пастушку я отдала. 
(хлопки в ладоши) 
Ну-ка, милый пастушок, 
Ты спеши-ка на лужок, 
Там Бурёнка лежит 
На теляток глядит. 
А домой не идёт, 
Молочка не несёт. 
                *****

«ГОСТИ»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик, малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.
Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Хлопки на счет)

Вышел пальчик погулять.

(Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.)

Только вышел из ворот –

Глядь, другой к нему идет.

Присоединяется средний палец.

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи.

Затем – безымянный.

Вместе встанем в хоровод –

Вот.

(Хлопок)

                *****

«ЕЖИК»

Ежик маленький замерз, и в клубок свернулся.

(Прижмите пальцы — ежик убрал иголки) 

Солнце ежика согрело — Ежик развернулся!

(Выпрямите пальцы — ежик показал колючки) 

                *****

«ПТИЧКИ»

Вот птички летают, машут крылышками

 (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти - «помашите» крыльями)

Приземлились птички, крылышки сложили. 

(Соедините ладони вместе)

Давайте покормим птичек — насыплем им зернышек! 

(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)

Вот как птички зернышки клюют! 

(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью)

Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)
                *****

«МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

(поочередно сгтбаем пальчики в кулачок)

Вот и вся моя семья!

(энергично сгибаем и разгибаем пальчики)

                *****

«СПОКОЙНОГО СНА»

Эту игру можно проводить перед сном

Этот пальчик хочет спать, 

(Загните мизинец)

Этот пальчик лег в кровать, 

(Загните безымянный палец)

Этот рядом прикорнул,

 (Загните средний палец)

Этот пальчик уж заснул, 

(Загните указательный палец)

А другой давненько спит... 

(Загните большой палец)

Кто у нас еще шумит? 

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

(Погрозите пальчиком другой руки.)

                *****

«КИСКА»
Есть у киски глазки

(гладим пальчиками свои глазки)
Есть у киски ушки

(гладим пальчиками ушки)
Есть у киски лапки - мягкие подушки

(гладим по очереди тыльные стороны ладошек)
Киска, киска, не сердись!

 (грозим пальчиком)
Не царапай деток! Брысь!

(делаем взмах обеими ручками от себя на слово "брысь!".Как бы прогоняем кошечку)

                *****

 «ЦВЕТОЧКИ»
Как в лесу на кочке расцвели цветочки

(сгибаем ручки в локтях. Кисти на уровне личика. Ладошки наружу)
Цветики, цветики, цветики-цветочки. Вот такие цветики, цветики-цветочки
(пальчики энергично разводим в стороны и сводим)
С ветерком шептались

(трем ладошки друг об друга)
солнцу улыбались

(киваем головой три раза)
Цветики, цветики, цветики-цветочки. Вот такие цветики выросли на кочке.
(пальчики энергично разводим в стороны и сводим).

Следующие упражнения выполняются с показом иллюстраций, что поможет нетолько весело провести занятие пальчиковой гимнастикой, но и познакомить деток с животными, предметами мебели и др.

                *****
«ОЧКИ»
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам) 
Бабушка очки надела 
И внучонка разглядела. 
                *****
«СТУЛ» 
(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе);
Ножки, спинка и сиденье - 
Вот вам стул на удивленье. 

Если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт «раз».


                *****
«СТОЛ»
(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка) 
У стола 4 ножки 
Сверху крышка, как ладошка. 
                *****
«ЛОДКА» 
(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик) 
Лодочка плывёт по речке, 
Оставляя на воде колечки. 
                *****
«ПАРОХОД»
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх) 
Пароход плывёт по речке 
И пыхтит он, словно печка. 
                *****
«КОЗА»
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем) 
У козы торчат рога, 
Может забодать она. 
                *****
«ЖУК»
(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими) 
Жук летит, жук жужжит 
И усами шевелит. 


2. Игры с водой, песком, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, палочками.

        Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

        ВНИМАНИЕ! Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

                *****
Игра «Спрячь руки!»

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами.

Объясните детям, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу.

Вместо крупы можно использовать песок или муку.

                *****

Игра «Найди игрушку!»

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти ее.

                *****

Игра «Рыбалка».

Наливаем воды в чашку, бросаем туда несколько мелких предметов. Ребенок при помощи ситечка (кухонного или игрушечного) достает по очереди эти предметы и кладет их в соседнюю чашку.

                *****

Игра «Пересыпайка».

Поставьте на поднос две чашки:слева чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

                *****

Игра «Сладкий чай».

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар  ложкой.

                *****

Игра «Сделай комочек».

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так. чтобы получился плотный комочек.

                *****

Игра «Собери палочки».

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

                *****

Игра «Крутись, карандаш»

Дайте малышу карандаш и предложите покатать его по столу вперед — назад. Предварительно покажите малышам, как выполняется это движение. Научите дмалыша катать карандаши по столу сначала одной рукой (ведущей), потом другой.

                *****

Игра «Не боюсь колючек»

Дайте малышу мячик с колючками и предложите их потрогать. Обратите внимание малыша на то, что мячик на ощупь колючий: «Посмотри, какие колючки. Потрогай их. А теперь повторяй за мной: „Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!"»

Предложите малышу покатать мячик между ладошками, нажимая на них с разной силой. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ладони малыша были прямыми и напряженными.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  •  хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);
  •  соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек — пирамид, матрешек и др.;
  •  подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
  •  движения кистей и пальцев рук.

3. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

        Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

        Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.

        Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона. Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

4. Шнуровки

        Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.

Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка(изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.

        Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.         

        Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

5. Рисование, раскрашивание.

        Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

        Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

        Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать:

  • обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

        Если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

        Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.

        Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...