Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: «Развитие речи». Тема НОД: «Весна, приметы весны» в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Андронова Татьяна Анатольевна

Цель: обогащать словарь и  развивать связную речи по теме «Весна, приметы весны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_vesna_priznaki_vesny.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Конспект

                             непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области: «Развитие речи».

Тема НОД: «Весна, приметы весны»

в средней группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

        Составила:

        Андронова  Татьяна Анатольевна

        Учитель-логопед

        1 категории

Советский

10.05.2018г.

Образовательные области:

«Речевое развитие» – развитие  компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.

«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослыми.

«Познавательное развитие» – развитие познавательной деятельности.

«Физическое развитие» – развитие мелкой и общей моторики.

Интеграция видов деятельности: 

«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослыми.

«Познавательное развитие» – развитие познавательной деятельности.

«Физическое развитие» – развитие мелкой и общей моторики.

Лексическая тема: «Весна».

Вид занятия: подгрупповая.

Формы образовательной деятельности:

•        Игровая

•        Двигательная

•        Коммуникативная

Цель: обогащать словарь и  развивать связную речи по теме «Весна, приметы весны».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

— совершенствовать в обогащении словарного запаса по теме «Приметы ранней весны»;

— уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;

— уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Коррекционно-развивающие:

 — упражнять в подборе к существительным прилагательные;

— закреплять фонематическое восприятие;

— образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки;

— упражнять в умении выявлять простейшие причинно-следственные связи;

— совершенствовать мелкую, общую моторику;

— учить детей составлять рассказ по опорным картинкам.

Воспитательные:

— воспитывать умения слушать друг друга;

— воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней.

Планируемый результат:  закрепление пройденного материала, обогащение словаря по теме «Весна, приметы весны», совершенствование грамматического строя речи, закрепление фонематического слуха, отвечать полными предложениями.

Предварительная работа:  рассматривание воспитателями картин о весне, беседа о приметах весны, дидактическая игра «Назови признаки весны», дидактическая игра «Назови детенышей животных».

Оборудование:  интерактивная доска, магнитная доска, ваза с веточками березы.

Демонстрационный: видеообращение, прищепки, картинка солнце, картинки-приметы о весне (на проталинах подснежники, сосульки капают, ручьи, почки на деревьях, дикие животные с детенышами, дети в весенней одежде, перелетные птицы), символика звука [К], картинки (капуста, дом, кот, шляпа, чайник), таз с водой, сюжетная картина весны, интерактивная игра «Прогулка детей», картинки-раскраски весны.

Раздаточный:  бумажные кораблики, картинки с дикими животными и детенышами, маркеры.


Технологическая карта НОД

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

I

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   Организационный момент

 

Логопед:   ребята, к нам  сегодня пришли гости, поздороваемся с гостями.

Психогимнастика  «Все мы дружные ребята»

Логопед:  Игра "Улыбка"

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Дети встают в круг, выполняют движения по тексту.

1 мин.

II

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Сюрпризный момент.

Логопед:  ребята, нам пришло сообщение: «Здравствуйте, ребята! Мы времена года Лето и Осень. Жили мы дружно и по очереди правили миром. Но Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали замерзать. Помогите!». Ребята, поможем?

Логопед:  не грустите, Лето и Осень, у меня есть чудо, которое поможет победить холод. Ребята, отгадайте загадку.

Дети: да.

Алиса: Ночью спрячется оно –

             Станет во дворе темно.

             Утром снова к нам в оконце

             Бьётся радостное …

Дети:  солнце.

Коммуникативная.

1 мин

III

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1

Логопед:  солнце – самое большое и доброе. Ой, а лучики рассыпались. Поможем солнышку, соберём лучики и расскажем какое оно солнце?

Дети: солнце жёлтое, круглое, ласковое, лучистое, тёплое, жаркое.

Дети прикрепляют лучики-прищепки к солнцу подбирая прилагательное.

Игровая.

1 мин

2

Логопед:  вот какое солнышко получилось (солнце крепят на магнитную доску), в группе стало ярче и теплее. Ребята, смотрите подсказки, которые нам помогут.

На разносе лежат картинки-приметы о весне.

Логопед: что же произошло, когда появилось весенние солнце?

Показывает картинку с изображением подснежники.

Логопед:  растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Саша, повтори.

Дети: растаял снег, появились подснежники.

Дети: растаял снег и на проталинах

 1 мин

распустились подснежники (крепит картинку на магнитную доску).

Коммуникативная.

3

Пальчиковая гимнастика.   Кап-кап-кап, звучит капель.

Кап-кап-кап, звучит капель.

Снова к нам пришла весна. (Хлопают в ладоши)

Побежал в саду ручей (бег)

Прилетели сто грачей (машут руками)

И сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки расцветают (встают, руки "цветок")

Двигательная.

1,5 мин

4

Логопед:  А это что?   (Показывает картинку с изображением сосульки).

Логопед:  стали таять сосульки и зазвенела капель. Ваня повтори.

Сосулька, сосулька,

Скажи мне, о чем

Ты плачешь так горько

Под нашим окном?

Сказала сосулька,

Сквозь слезы вздыхая:

- Я плачу о том,

Что на солнышке таю!

Логопед:  солнце светит, сосульки тают, что случилось потом?

(Показывает картинку с изображением ручейка).

Логопед:  Настя, повтори.

Дети: сосульки, капель.

Ваня: стали таять сосульки и зазвенела капель (крепит картинку на магнитную доску).

Дети: зажурчали ручейки.

Настя: зажурчали ручейки (крепит картинку на магнитную доску).

Коммуникативная.

1,5 мин

5

Логопед: можно запускать кораблики.

 Ребята запускают кораблики в таз с водой.

Двигательная.

1,5 мин

Логопед:  На деревьях набухли почки. Паша, повтори.

(Показывает картинку с изображением ветки с почками).

Паша: на деревьях набухли почки. (крепит картинку на магнитную доску).

Коммуникативная.

1 мин

6

Физкультурная минутка.   Раз-зарядка, два-прыжок.

                                                 Это заячья зарядка.

                                                 А лисята как проснутся,

                                                Любят долго потянуться,

Двигательная.

1,5  мин

 Обязательно зевнуть,

                                               Ну и хвостиком вильнуть.

 Ну а мишка косолапый,

 Широко расставив лапы:

 То одну, то обе вместе,

 Долго топчутся на месте.

 А кому зарядки мало -

 Начинаем все сначала!

7

Логопед:  что происходит в это время в лесу?

(Показывает картинку с изображением диких животных с детёнышами).

Логопед:  верно. Влад, повтори.

Дети: у зверей появляются детёныши.

Влад: у зверей появляются детёныши  (крепит картинку на магнитную доску).

Коммуникативная.

1 мин

8

Логопед: назовите детёнышей животных. Игра «Назови детёнышей».

Игра «Назови детёнышей».

Игровая.

1,5  мин

9

Логопед: Ваня, кто детёныши у медведицы?

Логопед: Илья, кто детёныши у волчицы?

Логопед: Савелий, кто детёныши у зайчихи?

Логопед:  что же ещё происходит весной?  

Показывает картинку с изображением перелётных птиц.

Логопед:  Алиса повтори.

Логопед:  как одеваются люди весной?  Паша повтори.

Показывает картинку с изображением детей в лёгкой одежде.

Ваня: у медведицы – медвежата.

Илья: у волчицы – волчата.

Савелий: у зайчихи – зайчата.

Дети: с юга возвращаются перелётные птицы. Алиса, повтори.

Алиса: с юга возвращаются перелётные птицы (крепит картинку на магнитную доску).

Паша: надевают лёгкую одежду (крепит картинку на магнитную доску).

Коммуникативная.

1,5  мин

10

Логопед:  помогите одеться на прогулку Кате. Игра «Прогулка детей» (интерактивная игра).

Игра «Прогулка детей» (интерактивная игра).

Игровая.

1,5  мин

11

Логопед: молодцы, ребята. Вот какой рассказ получился «Наступила весна. Солнце стало яркое и тёплое. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях набухли почки. 

Ответы  3 детей. Коммуникативная.

1,5  мин

Прилетели перелётные птицы. У зверей появляются детёныши. Люди надели лёгкую одежду».

IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    Итог занятия. Систематизация знаний.

Логопед: кому помогли?

Логопед: как помогли Весне?

Дети: мы помогли Весне.

Дети: рассказывали о Весне.

Коммуникативная.

1 мин

V

Рефлексия

Логопед:  Весна поблагодарила нас, подарила картинки о Весне.

Дети: спасибо.

1 мин



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» по теме: «Путешествие в страну Добрых дел» (средняя группа). Подготовила: воспитатель Постолова Галина Борисовна

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств является одним из направлений в работе детского сада. Овладение правилами поведения способствует образованию у ребёнка первых нравственн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» с использованием здоровьесберегающих технологий, в 1 младшей группе «В гостях у ветерка».

Программное содержание:1. Знакомство с вентилятором и понятием «ветер».2. Развитие звукоподражаний.3. Улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал.4. Р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг&raq...