Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитие мелкой моторики, мышления, внимания, зрительного восприятия и памяти. Занятие предусматривает интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». В конспекте описываются различные методы и приёмы работы: наглядный, информационно-рецептивный, практический, словесный, игровой. Данный конспект может быть интересен для учителей – дефектологов, логопедов,воспитателей. Возраст детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие". | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ерилина Анна Вадимовна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад компенсирующего вида №162 «Рекорд», учитель-дефектолог
первая квалификационная категория.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме «Домашние животные»» с детьми средней группы со сложным дефектом. 2015 г.
Возраст: дети средней группы 4-5 лет.
Форма проведения: Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию.
Цель занятия: Обогащение активного и пассивного словаря по теме: «Домашние животные».
Задачи:
Образовательные:
1.Уточнить и расширить словарь по теме «Домашние животные».
2.Формировать грамматический строй речи, упражнять в грамматическом употреблении предлогов «на», «у», «в».
3.Использовать в речи указательное слово «это».
4.Формировать умение отвечать на простейшие вопросы.
Развивающие:
1.Развивать артикуляцию через артикуляционную гимнастику, речевое дыхание через упражнение в поддувании «Бантик», мелкую моторику через упражнение «Коготки».
2.Развивать речевую активность детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение внимательно слушать речь взрослого.
Словарная работа
Собака, корова, лошадь, кошка, сено, косточка, молоко, зерно, домашние животные, поехали, кормить, поить, прыгать, ржёт, мычит, лает, мяукает, лакать,, жевать, грызть, предлоги – «на», «у», «в».
План проведения НОД
Части НОД | Время для реализации | Организация детей |
1.Организационный момент: Игра «Кто спрятался?». | 2 мин.
| На ковре |
2.Введение в тему. | Стоя рядом с педагогом | |
3.Основная часть: -Поездка в машине в деревню . Аудио запись песни «Машина». - Дидактическая игра «Узнай, кто спрятался?». - Дидактическая игра «Угостим животных». -Артикуляционная гимнастика. - Упражнение «Коготочки». - Дыхательная разминка «Подуем на бантик». - Дидактическая игра «Куда прыгнула кошка?». - Поездка в машине обратно в детский сад . Аудио запись песни «Машина». | 12 мин. | Имитация движений. Сидя на стульях. Сидя на стульях Сидя на стульях перед зеркалом.
На ковре Стоя рядом с педагогом. На ковре. Имитация движений. |
4. Итог. -Игра «Найди игрушку» (в коробке с горохом). | 1 мин. | Стоя рядом с педагогом. |
15 мин |
Методы и приёмы
методы | приёмы |
1. Наглядный | Наглядно-зрительный, тактильно-мышечный, предметно-наглядный, наглядно-слуховой |
2.Информационно-рецептивный | Совместная деятельность педагога и ребёнка |
3.Практический | Имитация движений |
4.Словесный | Чтение стихотворения, вопросы |
5.Игровой | Использование игровой ситуации «Машина» |
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
Предварительная работа:
1.Рассматривание иллюстрации и беседы по ним.
2.Игры с игрушками.
3.Чтение художественной литературы.
4.Объяснение фразы: «ухаживать за животными», «кормить», «поить».
Оборудование: мягкие игрушки домашних животных: собака, кошка, корова, лошадь; декоративная салфетка, аудио запись песни «Машина», «угощение» для животных: косточка, тарелка с молоком, «трава» сделанная из бумаги, зерно; бантик на нитке для поддувания, сухой бассейн с горохом, силуэты домашних животных, 2 корзины разные по величине, ширма.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Организационный момент:
Педагог приглашает детей в группу, рассаживает их на ковре по кругу. На ковре лежит игрушка собаки, спрятанная под салфеткой.
П.– Ребята, кто это тут спрятался? Это собака, а зовут её Бобик.
П. -«Бобик, Бобик, славный пёс,
Бобик, Бобик, чёрный нос,
Бобик, Бобик, лапку дай
И не лай»
Основная часть:
Слышится, как скулит собака.
П. - А Бобик приглашает нас в гости. В деревню к его друзьям. Поедем? Мы поедем на машине. Вставайте за мной друг за другом, взяли руль. Бобик смотрит, готовы ли ребята? Поехали.
Звучит песня «Машина».
П. - Вот мы и приехали в деревню.
Педагог рассаживает детей на стулья.
Дидактическая игра: «Узнай, кто спрятался?»
П. - Кто же спрятался за забор?
Педагог выставляет перед детьми животных.
П. - Му–му -му – молока кому? Кто это? (это корова).
Педагог подносит к каждому ребёнку игрушку, предлагает её погладить и уточняет её название.
П. - Давайте громко помычим как корова! («му») и т. д.
П. - Какие это животные, домашние или дикие? (домашние).
-Почему? (потому что за ними ухаживает человек).
П. - Бобик обрадовался и убежал к своим друзьям!
Слышится лай собаки.
П. - Бобик успокойся, не лай. Я принесла вам угощение. Только помогите разобраться, кого, чем угостить.
Дидактическая игра «Угостим животных».
Педагог достаёт из корзины угощение и раскладывает его на тарелки.
П. - Догадайтесь, что это? (зерно, трава, косточка, молоко).
П. -А теперь догадайтесь, кто у нас будет грызть косточку? (собака).
П. -Правильно, собака. Бобик угощайся.
П. - Кто у нас любит жевать траву? (корова).
П.- Кто очень любит лакать молоко? (кошка).
П. - Кто любит жевать зерно? (лошадь).
П. - Спасибо ребята! Теперь я знаю, кого, чем угостить. Посмотрите, а Бобик уже съел свою косточку!
П. –А теперь Бобик пойдём с нами, мы научим тебя играть с язычком! Он будет сидеть у меня на коленях, и смотреть, как ребята выполняют упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
Педагог рассаживает детей перед зеркалом (сам садится сзади детей).
Упражнение «Улыбка»
П. - Давайте красиво улыбнёмся, покажем зубки. Бобик смотрит, как выполняют ребятки. Проглотили слюнки. 2-3 раза.
Упражнение «Хоботок»
П. - А сейчас сделаем длинный хоботок как у слоника. Проглотили слюнки. 2-3 раза.
П. -Бобику трудно делать это упражнение! Давайте покажем ему, как «ходят часики».
Упражнение «Часики»
П. - Вспоминайте, как мы делали это упражнение.
П. -А сейчас Бобик всех ребяток похвалит, погладит по головке.
П.- С Бобиком мы поиграли, а теперь позовём играть кошку!
Упражнение «Коготки».
Педагог рассаживает детей в круг.
«У Кошкиной дочки
на лапках коготочки.
Ты их спрятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши»
Дети громко произносят: «Мяу».
2 раза.
Дыхательная разминка «Подуем на бантик»
П. - Встали на ножки! Что это я вам принесла? (бантик). А сейчас наши котята поиграют с бантиком. Мы сейчас на него подуем вот так!
Дети по очереди дуют на бантик.
Дидактическая игра « Куда прыгнула кошка?».
Педагог рассаживает детей на ковре.
П. - Наша кошка любит прыгать с одного места на другое. Посмотрите, куда она прыгнула? (на стул, у стула, в корзинку).
Педагог спрашивает каждого ребёнка индивидуально.
П. - Ребята нам пора домой. Давайте попрощаемся с нашими животными! Садитесь в машину. Поехали!
Заключительная часть
П.- Вот мы и приехали! Мне так понравилось, как вы играли, что я вам решила подарить подарки. Они лежат в коробке с горохом. Найдите себе по одной игрушке и возьмите её с собой.
Дети уходят в группу.
Литература:
1.И.А Морозова, М.А. Пушкарёва. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. Вып. 1: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
2.Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Логопедические занятия в детском саду2-я младшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
3..И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
4 С.Г. Шевченко. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Школьная пресса, 2005.
5.Е.Н. Краузе. Логопедия. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию...
2014-2015 Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» на тему: «Защитники Отечества» средняя группа
Цель: патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.Задачи: - образовательные: дать детям знания об армии, кто такие защитники Отечества; расширять представления о Российской арми...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы
Занятие о расширении знаний детей о жизни птиц зимой,их повадках,питании.Занятие воспитывает сопереживание,сочувствие,желание помогать птицам в трудных зимних условиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «На осенней полянке» Средняя группа
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие» с детьми выпускной группы с нарушением интеллекта Вид: продуктивная деятельность (рисование) тема: «Мишка в лесу»
Программное содержание: продолжать формировать у детей положительное отношение к рисованию. Учить детей закрашивать изображение животного (медведя) по контуру, методом «тычка» (нетрадиционная техника...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: &laq...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ВЕСЕЛЫЕ ЗАЙЧАТА »
Конспект занятия по ИЗО на тему: "Веселые зайчата" (рисование пальчиком) с применением нетрадиционной методики: криотерапия...