Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям: развитие речи, формирование элементарных математических представлений в старшей группе на тему "Космическое путешествие"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Веприкова Светлана Анатольевна

Конспект разработан для закрепления элементарных математических представлений у детей старшей групы и приурочен ко Дню Космонавтики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie_razrabotka.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 257

ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект непосредственной

образовательной деятельности

по образовательным областям:

развитие речи, формирование элементарных

математических представлений

 в старшей группе на тему:

«Космическое путешествие»

                                                                                                                        Составила: воспитатель

Веприкова С.А.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Конспект открытого занятия в старшей группе

на тему «Космическое путешествие»

Образовательная область:

развитие речи, формирование элементарных математических представлений.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков количественного счета в пределах числового ряда первого десятка.

Задачи:

Обучающие:

- Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и отношения рядом стоящих чисел.

- Закреплять умение последовательно называть дни недели и понятия «вчера, сегодня, завтра».

- Закреплять навык ориентирования сторон право-лево.

- Закреплять умение последовательно называть части суток.

- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

- Закреплять знания о геометрических фигурах (плоских и объемных);

- Продолжать формировать умение видеть в предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Развивающие:

- развивать познавательные процессы (речь, внимание, воображение, тактильное восприятие);

- развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки;

- способствовать развитию образного и логического мышления, умению делать простейшие умозаключения.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к математике;

- воспитывать наблюдательность при составлении картинки с помощью геометрических фигур и выбора предмета, соответствующего геометрической фигуре;

- воспитывать навыки коллективной работы;

- воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Дидактический наглядный материал

 Демонстрационный материал. Модель космического корабля, сделанная из фольги; мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур; изолента для выкладывания геометрических фигур на полу; волшебный мешочек с геометрическими объемными фигурами, изображение планеты с загадками.

Раздаточный материал. Имитация скафандров космонавтов с эмблемами в виде геометрических фигур (по количеству детей), набор плоских геометрических фигур на 1 человека; листы А4 с изображением космоса,  маленькая бумажная фигурка ракеты (по количеству детей).

Музыкальное сопровождение: полет на космическом корабле

Ход образовательной деятельности:

Перед входом в группу, каждому ребенку надевается «скафандр» с эмблемой геометрической фигуры (трапеция, треугольник, квадрат).

Воспитатель. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

Дети: Доброе утро, я космонавт (ребенок называет свое имя и фамилию).

          Здравствуйте, я космонавт (ребенок называет свое имя и фамилию) и т.д.

Воспитатель. Итак, наша команда космонавтов отправляется в космическое путешествие. Путешествие предстоит не простое. В пути нам встретятся космические задания, которые мы должны выполнить.

- А сейчас пройдем тренировку перед полетом.

Дидактическая игра «Считай дальше».

Игра проводится с мячом. Воспитатель называет (показывает) число, передавая мяч ребенку. Дети считают от названного числа до 10.

Воспитатель. Отправляемся в полет. Вытянули вперед правую руку и положили ее на правое плечо впередистоящего друга. (В руках у воспитателя макет ракеты)

Под музыку дети имитируют полет.

Воспитатель. Мы с вами приземлились на загадочной планете. (дети становятся вокруг магнитного мольберта с картинкой планеты, на обратной стороне картинки - загадки)

- Ребята смотрите здесь что-то написано. Это же загадки.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний.

(Дни недели)

Воспитатель. Ребята, назовите все дни недели по порядку.

- Скажите, какой сегодня день недели?

- А какой день был вчера?

- Завтра, какой день недели будет?

Молодцы!

Следующая загадка.

Утром ночная растаяла тень,

Светлый затем разгорается день.

Неба темнеет лазоревый цвет,

Ночь наступает за вечером след.

Мчатся, сменяя друг друга, минутки,

А из минуток слагаются…(сутки).

Воспитатель. Ребята, это же планета Время.

На этой планете произошло недоразумение. Перепутались все части суток. Мы должны помочь собрать части суток в порядке их чередования. Разделимся на три команды, соответственно вашим эмблемам на скафандрах.

Дидактическая игра «Разложи правильно»

(дети собирают пазлы из картинок и раскладывают картинки с изображением частей суток в порядке их чередования)

Воспитатель. Что изображено на первой картинке?

- Как называется это время суток?

- Что мы делаем днем?

- Когда дети смотрят телепередачу «Спокойной ночи, малыши»?

- Какое время суток изображено на четвертой картинке?

Молодцы!

- А теперь нам надо заправиться горючим. Заправляемся и отправляемся дальше.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз-два, стоит ракета

Три-четыре, скоро взлет,

Чтобы долететь до солнца,

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно.

Каждый ведь из нас атлет.

Пролетая над Землею,

Ей передадим привет!

- Полетели дальше. Подняли левую руку и положили на плечо впереди стоящего друга.

Под музыку дети имитируют полет.

Воспитатель. Ребята, мы с вами прилетели на следующую планету «Геометрия», на которой живут объемные геометрические фигуры. Но они все попрятались. Чтобы узнать какие фигуры живут на этой планете, надо отгадать загадки.

Вновь беремся мы за дело,

Изучаем снова тело:

Может мячиком он стать

И немного полетать.

Очень круглый, не овал.

Догадались? Это… (шар).

Как его нам не вертеть

Равных граней ровно шесть.

С ним в лото сыграть мы сможем,

Только будем осторожны:

Он не ласков и не груб

Потому что это… (куб).

Египтяне их сложили

И так ловко смастерили,

Что стоят они веками.

Догадайтесь, дети, сами

Что же это за тела,

Где вершина всем видна?

Догадались? Из-за вида

Всем известна… (пирамида).

Присмотрись, стоит ведро -

Сверху крышка, снизу дно.

Два кружка соединили

И фигуру получили.

Как же тело называть?

Надо быстро отгадать. (Цилиндр).

Вот колпак на голове –

Это клоун на траве.

Но колпак не пирамида

Это сразу, братцы, видно:

Круг в основе колпака.

Как же звать его тогда? (Конус).

- Молодцы, все геометрические тела отгадали. Но они опять от вас спрятались и появятся только тогда, когда вы их найдете на ощупь.

Игра «Волшебный мешочек»

- Для дальнейшего полета необходимо выполнить технические работы на корабле.

 Игра «Назови соседей». С мячом.

Воспитатель называет число, а дети его соседей (на один больше и на один меньше).

Воспитатель. Следующая наша остановка в ракетно-конструкторском бюро.

Под музыку дети имитируют полет. Садятся за парты.

Воспитатель. А сейчас мы с вами поработаем настоящими конструкторами и создадим свои ракеты.

Игровое упражнение «Соберем ракеты». (по типу танграм)

Воспитатель показывает макет ракеты (силуэтное изображение) и предлагает детям собрать свои космические корабли. Дети смотрят на строение ракеты и выкладывают такие же из геометрических фигур на листе.

Продолжение полета. Дети сидят за партами.

   Воспитатель предлагает продолжить полет с помощью ручного управления. Дети берут листы бумаги (А4) с изображением космоса и устанавливают ракету в середине листа.

   Воспитатель дает команды:

   – впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол;

   – навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;

   – приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;

   – пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;

   – переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину.

Воспитатель. Космонавты наши хорошо потрудились и устали. Им необходим отдых. Отправляемся с вами в комнату релаксации.

Дети проходят на коврик, ложатся на спину, руки вдоль туловища, закрывают глаза.

Звучит спокойная космическая музыка «Погружение в невесомость»

Текст релаксации:

Устраивайтесь удобно.

Мы с вами погружаемся в невесомость.

Уходят все тревоги, заботы дня, здесь только отдых и покой.

Напряжение отсутствует.

Расслабляются мышцы рук.

Руки полностью расслабляются.

Расслабляются мышцы ног.

Ноги полностью расслабляются.

Расслабляются мышцы туловища.

Расслабляются мышцы живота.

Расслабляются мышцы спины.

Расслабляются мышцы груди.

Приятное тепло во всем теле.

Расслабляются мышцы лица, зубы разжаты.

Полная безмятежность и невесомость.

Тихо, уютно, удобно, спокойно.

Все тело обволакивается приятным, ласковым теплом.

Вы дышите легко и ровно.

Дыхание спокойное, ритмичное.

Игра «Найди свой космодром».

На полу выложены геометрические фигуры, обозначающие космодром.

Воспитатель. Завершаем наш полет. Ребята, посмотрите на эмблемы на своих скафандрах. Сейчас вы должны приземлиться на космодромы, которые соответствуют вашей эмблеме.

(Под музыку дети имитируют полет)

Дети приземляются на свои космодромы, формы которых соответствуют формам эмблем (космодромы выложены из изоленты и имеют формы квадрата, треугольника, трапеции).

Воспитатель. Наше путешествие закончилось. Понравилось вам космическое путешествие? Что больше всего понравилось?

- За то, что вы хорошо поработали, мы сейчас с вами отправимся в магазин сувениров, и вы выберете себе карточку с изображением предмета, который соответствует эмблеме на вашем скафандре.

Игровое упражнение «Найди свой сувенир».

разложены карточки с изображением предметов разной формы. Дети находят «сувенир», форма которого соответствует форме эмблемы, и объясняют свой выбор.

Использованы материалы: «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе» И.А. Помораева, В.А. Позина, издательство «Мозаика-синтез» 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей  группе на тему: «Путешествие по сказке»...

Конспект открытой совместной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (модуль: «Формированию элементарных математических представлений») в дошкольной группе 4-5 лет № 5 на тему: «В Сказочной стране»

Цель:Формирование элементарных математических представлений.Задачи:1. Упражненять в умении ориентироваться на листе бумаги.2. Закреплять знание названий частей суток;3. Закреплять знание числово...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку»

Программное содержание:Задачи:* Закрепить знания детей о днях недели, временах года, месяцах.* Напомнить детям, что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество ...