Тренинг для педагогов "Мастерская речевого творчества"
методическая разработка по развитию речи
Материал предназначен для старших воспитателей ДОО. Полезен при подготовке педагогических советов , семинаров для воспитателей по развитию речевого творчества дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг для педагогов "Мастерская речевого творчества" | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Мастерская речевого творчества».
Цель тренинга - знакомство с приёмами, направленными на развитие речевого творчества.
Для проведения нужно разделиться на три команды.
Ход тренинга.
1.Игра «Словарный штурм».
Задание: отгадать загадку и подобрать к слову-отгадке существительные, глаголы, наречия в соответствии с заданным вопросом.
Загадка 1 команде:
Знают этот фрукт детишки
Любят есть его мартышки
Родом он из жарких стран
В тропиках растёт …(банан).
Банан просит : «Расскажи обо мне» ( одним словом).
Как я попал в дом? ( купили, угостили, привезли и т.п)
Какой я? (сладкий, жёлтый и т.п.)
Что я могу делать? (желтеть, гнить, сохнуть и т.п.)
Что со мной можно делать? (мыть, чистить, есть, упаковывать, резать и т.п.)
Кто меня любит? ( дети, обезьяны, беременные и т.п.)
С кем (чем) я дружу? ( вода, дождик, мороженое, пирог и т.п.)
Загадка второй команде:
Из водички этой белой
Ты, что хочешь сделай
Маслице для каши,
Сливки, простоквашу
Можно даже творожок
Очень вкусное оно, дружок!(молоко)
Молоко просит : «Расскажи обо мне».
Откуда я попало в дом? (из магазина, с молзавода, от коровы)
Какое я ? (тёплое, пастеризованное, кипячённое, сгущённое, белое, топлённое)
Кто меня любит? ( дети, старики, младенцы)
С кем (чем) я дружу? ( корова, бидон, пакет, тетрапак, коза, крем)
Что со мной можно делать? (греть, кипятить, томить, печь).
Загадка третьей команде:
(книга).
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает-
Много знает (книга).
Книга просит: «Расскажи обо мне».
Откуда я попала в дом? (купили, подарили, заказали, прислали)
Какая я? ( твёрдая, познавательная, кулинарная, детская, редкая)
Что со мной можно делать? (читать, изучать, рассматривать, дарить, листать, создавать, клеить)
С кем (чем) я дружу? ( школьник, библиотекарь, обложка, стеллаж, полка, магазин).
2. Игра «Что бывает таким?».
Задание: Подобрать существительное к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета
Есть быстрое слово – ракета
Есть слово с окошком – вагон
Есть кислое слово – лимон.
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте.
1-я команда:
Назвать «пушистые слова» (кот, плед, мех, шуба, зверь, т.п.)
2-я команда:
Назвать «сладкие слова» (мёд, конфета, сахар, сгущёнка и т.п.)
3-я команда:
Назвать «холодные слова» ( лёд, снег, мороз, снежинка, зима, холодильник)
3. Упражнение «Составь загадку по опорной таблице».
Сейчас я предлагаю вам составить загадки по опорным таблицам, предложенным к.п.н., ТРИЗ – специалистом Аллой Нестеренко.
Яблоко
«Какое?» | «Что такое же? » |
Зонт
«На что похож?» | «Чем отличается?» |
Свечка
«Что делает?» | «Кто делает также?» |
4. Практикум «Составление загадок с опорой на ассоциативный коллаж».
Интересным приёмом по развитию речевого творчества у детей является прием коллажирования. Данный приём эффективен в работе по развитию монологической речи у детей. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач: развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.
Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет загадка. При этом ребенок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами. Коллаж служит развлечением и помогает проявить способность к воображению.
Техника коллажа дает широкий простор для развития воображения и мышления. Элементами коллажа могут быть картинки, подходящие по смыслу к заданному предмету.
Коллаж создается путем наклеивания на бумагу подходящих по смыслу изображений. Затем несколько детей могут составить разные загадки, выбирая любые ассоциативные картинки.
В центре листа наклеена картинка - предмет, о котором будут сочиняться загадки (она прикрыта листом белой бумаги). Из набора картинок нужно выбрать те, которые подходят по какому-то признаку к заданному предмету ( цвету, форме, действию и т.п.), и наклеить на лист. Например, стол: дерево (стол сделан из дерева), , треугольник (есть углы), человек (есть ноги, стоит). Затем каждая команда озвучивает свои загадки и другие две команды разгадывают. Затем картинка- отгадка отрывается.
Предлагаются листы ватмана с картинками:
1 команде - чайник (стол, нос, свисток, огонь, мёд, газовая плита, паровоз, гости за столом и т.п.).
2 команде – лимон (Кремль, овал, цыплёнок, дерево, чай, пирог, витамин С и т.п.).
3 команде - книга ( мозг, светильник, листья, очки, кресло, уши, глаза, закладка, плед, чай, школа и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг «Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте»
Тренинг "Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте"...
Речевое творчество старших дошкольников, словотворчество, речевое развитие
В разработке приведен практический материал по развитию речевого творчества детей в рамках современных технологий...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...
Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
Тема «Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»
Материал поможет сформировать у воспитателей представление о системе работы по обучению дошкольников образной речи....
Рецензия ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского речевого творчества.
Рецензия Тема: «Подводный мир»Дата: 18.11.2022Направленность: ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского...