Тренинг для педагогов "Мастерская речевого творчества"
методическая разработка по развитию речи

Светлана Николаевна Генералова

Материал предназначен для старших воспитателей ДОО. Полезен при подготовке педагогических советов , семинаров для воспитателей по развитию речевого творчества дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «Мастерская речевого творчества».

 Цель тренинга - знакомство с приёмами, направленными на развитие речевого творчества.

Для проведения нужно разделиться на три команды.

Ход тренинга.

1.Игра «Словарный штурм».

Задание: отгадать загадку и подобрать к слову-отгадке существительные, глаголы, наречия в соответствии с заданным вопросом.

Загадка 1 команде:

Знают этот фрукт детишки

Любят есть его мартышки

Родом он из жарких стран

В тропиках растёт …(банан).

Банан просит : «Расскажи обо мне» ( одним словом).

Как я попал в дом? ( купили, угостили, привезли и т.п)

Какой я? (сладкий, жёлтый и т.п.)

Что я могу делать? (желтеть, гнить, сохнуть и т.п.)

Что со мной можно делать? (мыть, чистить, есть, упаковывать, резать и т.п.)

Кто меня любит? ( дети, обезьяны, беременные и т.п.)

С кем (чем) я дружу? ( вода, дождик, мороженое, пирог и т.п.)

Загадка второй команде:

Из водички  этой белой

Ты, что хочешь сделай

Маслице для каши,

Сливки, простоквашу

Можно даже творожок

Очень вкусное оно, дружок!(молоко)

Молоко просит : «Расскажи обо мне».

Откуда я попало в дом? (из магазина, с молзавода, от коровы)

Какое я ? (тёплое, пастеризованное, кипячённое, сгущённое, белое, топлённое)

Кто меня любит? ( дети, старики, младенцы)

С кем (чем) я дружу? ( корова, бидон, пакет, тетрапак, коза, крем)

Что со мной можно делать? (греть, кипятить, томить, печь).

Загадка третьей команде:

 (книга).

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает-

Много знает (книга).

Книга просит: «Расскажи обо мне».

Откуда я попала в дом? (купили, подарили, заказали, прислали)

Какая я? ( твёрдая, познавательная, кулинарная, детская, редкая)

Что со мной можно делать? (читать, изучать, рассматривать, дарить, листать, создавать, клеить)

С кем (чем) я дружу? ( школьник, библиотекарь, обложка, стеллаж, полка, магазин).

2. Игра «Что бывает таким?».

Задание: Подобрать существительное к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета

Есть быстрое слово – ракета

Есть слово с окошком – вагон

Есть кислое слово – лимон.

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте.

1-я команда:

Назвать «пушистые слова» (кот, плед, мех, шуба, зверь, т.п.)

2-я команда:

Назвать «сладкие слова»  (мёд, конфета, сахар, сгущёнка и т.п.)

3-я команда:

Назвать «холодные слова» ( лёд, снег, мороз, снежинка, зима, холодильник)

3. Упражнение «Составь загадку по опорной таблице».

Сейчас я предлагаю вам составить загадки по опорным таблицам, предложенным к.п.н., ТРИЗ – специалистом Аллой Нестеренко.

Яблоко

«Какое?»

«Что такое же? »

Зонт

«На что похож?»

«Чем отличается?»

Свечка

«Что делает?»

«Кто делает также?»

4. Практикум «Составление загадок с опорой на ассоциативный коллаж».

Интересным приёмом по развитию речевого творчества у детей является прием коллажирования. Данный приём эффективен в работе по развитию монологической речи у детей. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач: развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.

         Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет загадка. При этом ребенок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами. Коллаж служит развлечением и помогает проявить способность к воображению.

Техника коллажа дает широкий простор для развития воображения и мышления. Элементами коллажа могут быть картинки, подходящие по смыслу к заданному предмету.

 Коллаж создается путем наклеивания на бумагу подходящих по смыслу изображений. Затем несколько детей могут составить разные загадки, выбирая любые ассоциативные картинки.

В центре листа наклеена картинка - предмет, о котором будут сочиняться загадки (она прикрыта листом белой бумаги). Из набора картинок нужно выбрать те, которые подходят по какому-то признаку к заданному предмету ( цвету, форме, действию и т.п.), и наклеить на лист. Например, стол: дерево (стол сделан из дерева), , треугольник (есть углы), человек (есть ноги, стоит). Затем каждая команда озвучивает свои загадки и другие две команды разгадывают. Затем картинка- отгадка отрывается.

Предлагаются листы ватмана с картинками:

1 команде - чайник (стол, нос, свисток, огонь, мёд, газовая плита, паровоз, гости за столом и т.п.).

2 команде – лимон (Кремль, овал, цыплёнок, дерево, чай, пирог, витамин С и т.п.).

3 команде - книга ( мозг, светильник, листья, очки, кресло, уши, глаза, закладка, плед, чай, школа и т.п.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте»

Тренинг "Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте"...

Речевое творчество старших дошкольников, словотворчество, речевое развитие

В разработке приведен практический материал по развитию речевого творчества детей в рамках современных технологий...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Тема «Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»

Материал поможет  сформировать у воспитателей представление о системе работы по обучению дошкольников образной речи....

Рецензия ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского речевого творчества.

Рецензия   Тема:  «Подводный мир»Дата: 18.11.2022Направленность: ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского...