Речевое творчество старших дошкольников, словотворчество, речевое развитие
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

В разработке приведен практический материал по развитию речевого творчества детей в рамках современных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

  «Технологии речевого развития дошкольников»

        

     Одним  из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

        В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными  Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитеко-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

         В  работе с детьми  необходимо большое внимание уделять речевому развитию, поэтому из  ранее разработанных методик по данной проблеме, в    практике можно применять следующие технологии:

Обучение  детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

        Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.

        Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается  умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

- воспитатель называет какой-либо объект;

- обозначает его признак;

- определяет значение этого признака;

- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

        В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

        На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше  самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

        На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному  воспитателем признаку.

        Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок.

        Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

        Наблюдения  за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой  или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одарённого ребёнка на конкретную  загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

        Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

        Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.

        Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества.  К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Технология обучения детей составлению метафор.

        Как  известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

        Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения  детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

        Не обязательно  называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

        Прием создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.

        Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.

        Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

        Обучение детей составлению творческих рассказов по картине

        Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

        Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению  двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: «текст реалистического характера»

2-ой тип: «текст фантастического характера»

        Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

        Основополагающим моментом в предлагаемой  технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

        Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.

        Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

        Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

        Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления;

развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать); развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

        Информационно - коммуникативные технологии позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.

        Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются 
1. ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач) 
2. Логоритмика. ( Речевые упражнения с движениями) 
3. Сочинительство. 
4. Сказкотерапия. ( Сочинение детьми сказок) 
5. Экспериментирование. 
6. Пальчиковая гимнастика. 
7. Артикуляционная гимнастика. 
        Рассмотрим некоторые словесные игры с использованием не традиционных приёмов. 
« Да нет-ка »\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части- живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\ 
« Назови общие признаки»\ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.\ 
« Чем похожи?»\ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.\ 
« Чем отличаются?»\ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.\ 
« Чем похожи и чем отличаются?»\ кит- кот; кот-крот; кот-ток и т.д.\ 
«Назови предмет по действию».\ ручка-писалка, пчела-жужжалка, занавеска-затемнялка и т.д.\ 
« Антидействие»\ карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища и т.д.\ 
« Кто кем будет?»\ мальчик-мужчиной, жёлудь-дубом, семечка-подсолнухом и т.д.\ 
« Кто кем был» \ лошадь-жеребёнком, стол-деревом и т.д.\ 
« Назови все части»\ велосипед→рама, руль,цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.\ 
« Кто где работает?»\ повар-кухня, певец-сцена и т.д.\ 
« Чем был, чем стал»\ глина-горшок, ткань-платье и т.д.\ 
« Так было раньше, а теперь?»\ серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т.д.\ 
« Что умеет делать?»\ ножницы -резать, свитер- греть и т.д.\ 
« Давай поменяемся»\слон→обливается→водой, кошка→лижет→языком→шёрстку и т.д.\ 

Сочинение сказок. 
« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок 
« Что будет если?»\ сюжет задаёт воспитатель 
« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад 
« Использование моделей»\ картинки- геометрические фигуры 
« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.\ 
« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных 
« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д.\ 


Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии 
1. Название стихотворения.

2. Первая строка повторяет название стихотворения.

 3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?
4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает. 
5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения. 


Сочинение загадок. 
« Страна загадок»  

-город простых загадок цвет, форма, размер, вещество 
-город 5 чувств \осязание, обоняние, слух, зрение, вкус 
-город похожестей и непохожестей\на сравнение 
-город загадочных частей развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных 
предметов, молчаливых загадок и спорщиков 
- город противоречий может быть холодным и горячим-термос\ 
-город загадочных дел. 

Экспериментирование. 
« Моделирование маленькими человечками» 
-газообразование, жидкость, лёд. 
-более сложные модели: борщ в тарелке, аквариум ит.д. 
-высший уровень :изображение отношений между предметами \притягивается, отталкивается, бездейственен\ 
« Растворяется, не растворяется». 
« Плавает, тонет». 
« Сыпучесть песка». 
Рассматривание картины и составление рассказа по ней \должно проходить в игре 
« Кто как видит картинку?»\увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания 
« Живые картинки»\ дети изображают предметы нарисованные на картине\ 
« День и ночь»\ картина в разном свете 
« Классические картины: « Кошка с котятами»\история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.\ 


Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. 
« Самолёт»\ т-р-р-р\ 
« Пила»\ с-с-с-с\ 
« Кошка»\ ф-ф, ф-ф\ фразовая, энергичная. 


Артикуляция. 
« Зевающая пантера», « Удивлённый бегемот» и т.д.\упражнения на разминку мышц шеи\ 
« Фыркающая лошадь», « Пятачок» и т. д.\упражнения для губ\ 
« Самый длинный язычок», « Иголочка», «Лопаточка» и т.д.\упражнения для языка, расслабления 
артикуляционного аппарата 


Дикция и интонационная выразительность. 
Звукоподражание с разной силой и высотой голоса \весёлая и грустная, ласковая, нежная песенка, песенка шёпотом, громкая, песенка героя. 
Скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал. 
Развитие слухового восприятия шёпотная речь 
« Кто позвал?», « Принеси игрушку», « Позови», «Что шуршит?», «Что за звук?», « Повтори за мной», « Испорченный телефон». 

Фонетико-фонематический слух. Речевое экспериментирование. 
Пальчиковые игры со словом, игры со словом и звукоподражанием, подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста» Пузырь», «Каравай» и т. д.\ 

Минидраматизации, инсценировки. 


Пальчиковая гимнастика. 
« Растирание» или «Потягивание», « Паучки» или «Крабики»\разминка каждого пальчика «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки»\большие и маленькие, «Домик», и т.д. 


 Теория Решения Изобретательских Задач. 
Инструментарий ТРИЗа. 
Мозговой штурм или коллективное решение проблем. 
Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты \нет не правильных суждений\. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы. 


Метод фокальных объектов \пересечение свойств в одном предмете 
Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект. 
 Дайте характеристику свойств банана выгнутый, жёлтый, вкусный и стола круглый, деревянный.  


Морфологический анализ. 
Создание новых объектов, с необычными свойствами выбор свойств случайный. Строим « дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4)этажи. 5) место расположения. 
( Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи). 

Системный оператор. \Возможно, дать характеристику любому предмету. 
Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект.
Раскладываются: 
-свойства, функции, классификация. 
-функции частей. 
-какое место занимает в системе, связь с другими объектами. 
- как предмет выглядел раньше. 
-из каких частей состоит. 
-где могли его встретить. 
-из чего он может состоять в будущем. 
-из каких частей будет состоять. 
-где его можно будет встретить. 

Синтетика \объединение необъеденимого\ 
-приём « Эмпатия» \сочувствие, сопереживание. « Изобрази несчастное животное, что оно испытывает». 
Золотая рыбка. \Помогает понять сущность волшебства, сказки, небылицы.
Поэтажное конструирование \составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира. 
Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками. 
1) Кто ты? 2) Где живёшь? 3) Из каких частей состоишь? 4) Какого размера? 5) Какого цвета? 6) Какой формы? 7) Какой на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь? 
Снежный ком. 
В круге выкладываются три шкалы, на которых расположены буквы русского алфавита. 
Придумываем имя с помощью соединения букв ниточками \имя от 3 до 5 букв. Далее Придумываем ему друга→посадили дерево→вырастили→собрали плоды→сварили варенье→ пригласили на чаепитие подругу и т.д.\ идёт насыщение рассказа объектами и действиями, 
нарастание «снежного кома»\. 


Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:

технология проектной деятельности;

технология развития детского речевого творчества;

технология группового взаимодействия детей;

технология поисково-исследовательской деятельности;

технология создания детского портфолио;

технология коллекционирования;

информационно-коммуникационные технологии.


        При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

 

         Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.

        Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Последовательность работы:

  • Подбор слов-предметов. Дифференциация «живой» - «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов(графическое изображение).

  • Подбор слов-действий, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).

  • Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».

  • Подбор слов – признаков к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).

  • Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».

  • Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова – предметы» + «слова – действия» , («слова – предметы» + «слова – действия» + «слова - признаки».)

 Плюсы синквейна 

- изученный на занятии материал приобретает  эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

- отрабатываются знания о частях речи, о предложении;

- дети учатся соблюдать интонацию;

- значительно активизируется словарный запас ;

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

- активизируется и развивается мыслительная деятельность;

- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;

- дети учатся определять грамматическую основу предложений…

        Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

        Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.


Список использованной литературы

  1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
  3. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.

 4.      Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009

 5.       Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994

6.       О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» - М., 2002

7.       Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf

8.      Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2007


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Актуальность проблемы Формирование словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при работе со сказкой в широком понимании входит в проблему становления общих художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста, что является очень актуальным. Огромную роль в становлении детского словесного творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества. Под словесным творчеством «подразумевается деятельность детей возникшая под влиянием произведений художественной литературы и впечатлений от окружающей жизни выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов, сказок» Ушакова О.С.

Слайд 3

Диагностический этап Исходя из того, что процесс формирования словесного творчества - целенаправленная систематическая деятельность, возникающая под влиянием искусства и впечатлений окружающий жизни, и выражается в создании устных сочинений (рассказов, сказок, стихов). Продукт речевой деятельности детей представляет собой законченное во времени повествование определенного содержания, обладающее новизной, оригинальностью, гибкостью и вариативностью сюжетной линии, с большим или меньшим количеством лиц-персонажей, со своими речевыми средствами.

Слайд 4

Критерии и показатели словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста Новизна продукта Оригинальность продукта Гибкость в создании продукта Вариативность создания продукта Создание абсолютно нового продукта Создание продукта с элементами новизны Продукт полностью совпадает с образцом Весь процесс деятельности сопровождался поиском оригинальных решений Оригинальные решения присутствовали только в части деятельности Оригинальность решения отсутствует Присутствует во всех новых ситуациях Присутствует только в понятных условиях Отсутствует Ребенок предлагает несколько вариантов решения Ребенок предлагает два варианта решения Ребенок предлагает единственный вариант решения

Слайд 5

Диагностические методики Методика № 1 . Автор Ушакова О.С. Цель : выявить гибкость и вариативность словесного творчества детей. Условия проведения: индивидуально с каждым ребенком в свободное время. Методика проведения: педагог давал ребенку задания изменения слов, придумывание эпитетов, сравнений, антонимов и рифмы. Количественные показатели заносились в сводную таблицу. 1. Словоизменение. Ребенку предлагалось изменить слово «сестра». 2. Придумывание эпитетов. Воспитатель предлагает ребенку к слову «осень» подобрать как можно больше определений. 3. Придумывание сравнений. Выполнение этого задания показывало, насколько у ребенка развиты ассоциативные связи. После прочтения сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева», ребенка спрашивали: «С чем можно сравнить сердце снежной королевы, а с чем Герды?». 4. Подбор антонимов. Воспитатель предлагал подобрать слова противоположные по смыслу словам «грустный» и «чистый». 5. Подбор рифмы к слову. Ребенку предлагалось подобрать рифмы к словам «тучка», «банка».

Слайд 6

Диагностические методики Методика № 2 . Автор Ушакова О.С. Цель : выявить новизну и оригинальность продукта речевой деятельности детей. Условия проведения: индивидуально с каждым ребенком в свободное время. Методика проведения: педагог спрашивал у ребенка, пробовал ли он сочинить рассказ, сказку или стихотворение и предлагал воспроизвести придуманное. Задание оценивалось по следующим показателям: - специфика жанра - содержание, композиция, грамматическая правильность речи; - выразительность языка;

Слайд 7

Диагностические методики Методика № 3 Автор Ушакова О.С. Цель: выявить гибкость и вариативность продукта речевой деятельности детей . Условия проведения: индивидуально с каждым ребенком в свободное время. Методика проведения: педагог загадывал ребенку 3 загадки и просил объяснить метафоры и выделить сравнения. Количественные показатели заносились в свободную таблицу. За деревьями, за кустами промелькнуло рыжее пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара». С дерева упали- Костром пестрым стали « Круглое, румяное, Я расту на ветке Любят меня взрослые И маленькие детки»

Слайд 8

Диагностические методики Методика № 4 Автор Ушакова О.С. Цель: выявить гибкость словесного творчества детей. Условия проведения: индивидуально с каждым ребёнком в свободное время. Методика проведения: педагог спрашивал у ребёнка, что обозначают эти выражения «Как в воду опущенный» «Дать слово» «Заячья губа» «Надуть губы» «В поте лица» «Прибавить ходу»

Слайд 9

План работы I этап. Подготовительный Цель: активизировать запас хорошо известных сказок, обогащать опыт детей знанием новых сказок, пробудить желание самостоятельно или с минимальной помощью взрослого рассказывать сказку полностью или какую то часть. II этап. Основной. Цель: научить детей различным способам создания сказочных образов. Чтение знакомых сказок: «Сивка бурка», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Заяц- хваста » Ш. Перо «Фея», «Золушка», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Снежная королева» Занятия – беседы» «Творчество А.Барто » Цель: познакомить с новым видом литературы – поэзией и понятием поэт; развивать эмоциональную сферу. Беседы по прочитанным произведениям. Цель: научить детей выстраивать последовательность событий, характеризовать героев. Словесное рисование при работе со сказками. Занятия-беседы по сказкам «Гуси-лебеди», «Старый мороз и молодой Мороз», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Колобок» Цель: познакомить детей с особенностями русской волшебной сказки с помощью простейшего анализа текста. « Сравнение» Цель: дать детям понятие о сравнении как о художественном приёме; учить выделять сравнение в поэтическом тексте; умение находить сравнения в прозаическом тексте.

Слайд 10

План работы I этап. Подготовительный II этап. Основной «Рифма» Цель: познакомить детей с понятием рифмы; развивать поэтический слух ребёнка, его поэтическое чутьё, чувство ритма. Основные художественные особенности жанра сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Цель: познакомить детей с особенностями жанра сказки; подготовить к выполнению творческого задания. «Юмористические произведения для дошкольников» Цель: учить детей понимать юмор. Кукольный театр по сказке «Репка» Цель: научить детей моделировать новые сюжетные линии Создание детской авторской «Книги сказок» Занятие « Чтение и запоминание докучных сказок » Цель: познакомить детей с новым видом народной сказки-докучной; развивать внимание и память. «Сказка» Цель: Познакомить детей со сказкой как жанром устного народного творчества. «Сказки Ю.Ковыля » Цель: познакомить детей с биографией и творчеством Ю.Ковыля ; обратить внимание детей на необычный слог произведений писателя. « Допиши сказку» Цель: развивать творческий потенциал детей; выяснить возможности детей как создателей сказки с целью дальнейшего их развития и совершенствования. «Сочиняем сказку» Цель: учить детей при создании собственных сказок правильно употреблять элементы сказочной поэтики. Игра «Хорошо – плохо» Цель: учить детей моделировать отношения противоположности; придумывать способы использования какого-либо сказочного предмета или объекта. «Рассказ М. Потоцкой «Острое поросячье заболевание»» Цель: на примере истории произошедшей с главным героем рассказа, учить детей выделять главную мысль произведения.

Слайд 11

План работы I этап. Подготовительный II этап. Основной Игра «Веселая бессмыслица» Цель: учить детей словотворчеству путем приписывания нового содержания измененной форме. Игра «Оживи ветер» Цель: учить детей пользоваться приемом фантазирования – оживлением; развивать способность представлять объекты и явления ранее не встречавшиеся в жизни человека. Русская народная потешка «Темнота» Цель: учить составлять сказку на основе потешки , используя готовое начало; закреплять умение объяснять значение пословиц и устойчивых фразеологизмов. Игра «Узнай нас». Цель: учить детей узнавать героев сказок по их описанию; развивать наблюдательность, умение в нужную минуту извлечь из памяти информацию. «Зимний вечер» по стихотворению А.С.Пушкина Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений . Игра «Кто внимательнее» Цель: выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты. Игра «Я начну, а вы продолжите» Цель: подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Игра «Кто скажет по-другому» Цель: подбирать слова и выражения, наиболее подходящие по смыслу. «Отец и сыновья» (из былей Л.Н.Толстого ). Цель: учить детей составлять совместно сказку на тему «А как дружим мы?», упражнять в подборе определений, объяснении фразеологизмов. «Хотела галка пить» (из былей Л.Н.Толстого ) Цель: развивать словесное творчество детей, внести новую ситуацию с целью усложнения задачи: вокруг не было ни одного камешка.

Слайд 12

Слушание и чтение Формы работы над сказкой Просмотр мультфильмов Пересказ по вопросам Подсказка слова или фразы Использование приемов мнемотехники Использование приемов ТРИЗ Игры -драматизации Придумывание нового названия сказки Совместный пересказ

Слайд 13

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Слайд 14

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Слайд 15

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Слайд 16

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Слайд 17

Использование приемов ТРИЗ Знакомые герои в новых обстоятельствах Случайные сказки Изменение ситуации в знакомых сказках Моделирование сказок Решение противоречий в сказке Краткие истории. Коллаж из сказок. Сказка от смешного стишка. Сказка от считалки. Сказка от загадки. Спасательные ситуации в сказках. Сказки из мусора. Сказки о бытовых предметах. Сказки от «живых» капель и клякс. Сказки о чудищах. Сказки по смешанным образам. Сказка продолжается. Перевирание сказки. Сказка, но по-новому. Бином фантазии. Эксперименты в сказках. Цветные сказки. Семейная сказка. Сказки с новым концом. Сказка с середины. Частица «не» и новая сказка. Из сказки убежали все глаголы (существительные). Имя и сказка. Сказки про самого себя. Сказки о фантастических странах. Сказки от шуточных вопросов. Сказки о любимых игрушках. Сказки о путешествиях. Сказки от превращений. Сказки от одного слова. Сказки о временах года, запахах, звуках. Сказка по аналогии с известными. Сказки по комическим рисункам. Сказки по завуалированным картинкам .

Слайд 18

ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).

Слайд 19

КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Мы предлагаем детям придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок ». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так. У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок? Приведем еще один возможный пример коллажа сказок: Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа ребят и воспитателя. А следующая картинка необычная. Только хвосты разных животных помогут придумать новый, смешанный вариант сказки.

Слайд 20

СКАЗКА ОТ СМЕШНОГО СТИШКА Смешные стишки, как правило, короткие, помогают детям сочинять невероятные сказки. Во-первых, они помогают развить в детях чувство юмора, а во-вторых, текст стишка служит ребенку отправной точкой для сочинительства. Мы с улыбкой читаем стишок и предлагаем завязку сказки. Например, вот как продолжают переходить от таких стишков к сказкам воспитатели детского сада «Декарт» Токарь Л. И., Дубрава О. Г. Стишок. Шар воздушный, шаловливый, Непослушный и строптивый Вместе с ветром убежал. А куда - нам не сказал. Начало сказки: Полетел наш шар спросонок, Где Нуф-Нуф жил, поросенок. Заглянул он к Колобку, Разрумяному бочку. Не забыл он побывать И у деда с бабой, Ну а там потолковать С Курочкою Рябой.

Слайд 21

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ Взрослые , используя этот метод, специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств. Экстремальная ситуация: «Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…» Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок. У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать : « Ой, тону-у-у». Тогда… Задание: Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка.

Слайд 22

СКАЗКИ О БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ Дошкольники недостаточно знают о бытовой технике. Именно поэтому появилась мысль соединить начало рассказов о технике и автоматах со сказочным продолжением. Вот это мы и предлагаем сделать: Реальное начало (И. Мельников) Солнечные часы Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко - нам вставать пора. И так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на тень: она также движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась 1 часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему? Сказочное продолжение Один мальчик опаздывал в школу, но все часы вдруг остановились. Он вспомнил про солнышко и.

Слайд 23

СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС Кляксография . Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните ее в разные стороны - тотчас же появится какой-то образ. И сюжеты в результате кляксографии , и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?

Слайд 24

ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ Мы в который раз рассказываем детям знакомую сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. К примеру, мы говорим: «Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее». Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц? Путем рассуждений, путем проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки (бант). Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках. Ниже предлагаем еще ряд новых ситуаций к известным сказкам: ГУСИ-ЛЕБЕДИ На пути девочки встречается серый волк… ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ Волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения… СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ Рыбка захотела сама встретиться со старухой… А ваши возможные варианты в этом плане?

Слайд 25

БИН0М ФАНТАЗИИ Мы предлагаем детям последовательно просмотреть картинки, игрушки. В данном случае просим придерживаться правила: взять за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Их соединение с помощью вашей фантазии в сказке и есть «Бином фантазии». Так, можно показать детям две картинки, где изображены кошка и сумка, и предложить сочинить сказку. Конечно же, легче сочинить сказку про собаку и кошку, собаку и мышку. Но мы специально создаем обстановку повышенной сложности. Именно напрягаясь, думая, изобретая, то есть находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, развиваются наши дети. Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для соединения их методом «Бинома фантазии»: Пары Слон и ручка Начало Однажды слон решил написать письмо своему другу жирафу Гуньке. Но писать он не умел… Пары Обезьяна и очки Начало сказка Бабушка обезьянка решила связать носочки своей внучке, да забыла, где дела свои клубки. А волшебные клубочки тем временем…

Слайд 26

СЕРИАЛ В СКАЗКЕ Жизнь убедительно доказала нашу стойкую любовь к сериалам. Герои многосерийных мультипликаций и художественных фильмов становятся как бы членами нашей семьи. Мы переживаем за них, болеем и страдаем вместе с ними. Поэтому возникла мысль брать за основу любимые сказки и составлять множество так называемых серий. Причем важно, чтобы этот метод использовался в семье циклично. Скажем, 1-3 недели мы составляем различные сказки о Золушке, затем о Колобке, Красной Шапочке. К примеру: Сказка «ЗОЛУШКА»: 1 серия - традиционная сказка; 2 серия - Золушка становится великаном; 3 серия - Золушка-невидимка; 4 серия - моя сказка о Золушке (твоя, папина… ); 5 серия - сделаем книжку с рисунками о Золушке и т. д.

Слайд 27

ИМЯ И СКАЗКА Часто детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети не доиграли в детстве». Есть даже такое выражение - «игровая дистрофия». И вот в системе так называемой игротерапии мы предлагаем соединить имя ребенка и сказку. А чтобы легче было ребенку создавать сказку, введем следующее правило: «Назови свое имя (или имя любого человека) и на ту букву, с которой начинается это имя, быстро вспомни и громко Назови животное, а затем сочини сказку из этих двух слов». Например: Марина и медведь: Жила-была на свете маленькая девочка Марина. Она очень любила и очень боялась медведей. И вот однажды ей приснился сон: к ней в гости пожаловал медвежонок… Игорь и индюк: Однажды Игорь приехал в деревню к бабушке. Вышел он за ворота и видит: навстречу ему важно шествует какое-то очень грозное животное…

Слайд 28

СКАЗКИ ПРО САМОЮ СЕБЯ Этот метод полезен с различных сторон. Во-первых, потому что дети любят слушать, что же случалось или могло случиться с ними или их близкими: мамами, бабушками. Любят придумывать про самих себя или своих братьев, сестер. Во-вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате, закончив сочинять, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Для того чтобы еще больше заинтересовать, можно самого себя назвать сокращенно, то есть только по инициалам. К примеру, наша внучка сама сочинила бесчисленное множество сказок о себе, то есть о «К. Ф.» (Кате Фесюковой ). Катина мама помогала ей при этом, вводя в сказки новые и новые точки соприкосновения -любимых персонажей -Люсю, Марусю и Тимошу.

Слайд 29

Схема работы со сказкой Нравственный урок. Ребёнок понимает, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, и создаёт новую ситуацию, где бы герой исправился. Воспитание добрых чувств. Учим детей сравнивать, формируем привычку доказывать (например, «Докажи, что Алёнка лучше всех»), ставим ребёнка на место положительного или отрицательного героя, даём возможность глубоко сопереживать героям, упражняя детей в синхронном выражении чувств и телодвижений (например, «Как движениями похвалить петушка») – интеграция с театрализованной деятельностью. Речевая зарядка. Учим ребёнка сочинять произведения жанров письменного общения (записка, телеграмма, короткое письмо), выбирая кому из героев, что отправить. Метод, поворачивающий сюжет сказки в новое русло, - метод введения частицы «не» (Не Красная Шапочка, а…). Для внесения новизны, создания элемента неожиданности используется приём «Из сказки убежали все глаголы…»). Развитие мышления и воображения. Метод постановки проблемного вопроса (почему, зачем, всегда ли…?), метод шифров названий сказок, имён героев, слов. Сказка и математика – интеграция. С помощью геометрических фигур моделировать героев сказки, преобразовывать сказку в задачку или считалку, формировать кинестетические способности (способность воспринимать время, чувствовать вес…)(например, за какое время лиса пробежит 10 метров, сколько весит булава?) Сказка и экология – интеграция. Подводим детей к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии (например, «А если бы не наступила весна?»). Сказка развивает руки – интеграция. Театрализованная деятельность; рисование, лепка, аппликация нетрадиционными методами, изображение сказки схематично или методом пиктографии.



Предварительный просмотр:

Детское речевое творчество

как условие полноценного общения

Народная мудрость гласит: «Уметь общаться – в счастье купаться».

Дошкольный возраст это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающей действительности. Они познают окружающий мир природы, человеческие отношения. Это познание способствует формированию потребности в общении, поскольку именно речь сопровождает все виды детской деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность познать действительность, наладить полноценное взаимоотношение с детьми и взрослыми, отрегулировать свое поведение. Эти действия и умения общения важны для ребенка в школе. Задача детского сада – сформировать коммуникативные навыки детей при подготовке их к школе, научить полноценно общаться.

Немаловажное значение имеет развитие творческого рассказывания, развития умения фантазировать, придумывать и сочинять. «Если Вы хотите научить детей думать, научите их сначала придумывать» - сказал Дж. Родари.   Школьное обучение предполагает наличие умственной активности у ребенка, т.е. ребенок должен уметь не только воспринимать учебную информацию, которую дает учитель, а он должен уметь размышлять, делать выводы, анализировать, выстраивать логические цепочки в речевых действиях. Этому может научить творческое рассказывание, придумывание.

Развитие творческого рассказывания одна из задач развития ребенка. К старшему дошкольному возрасту, ребенок умеет говорить – значит, умеет пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами, строить высказывания. Старший дошкольник умеет беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речевой запас ребенка, тем сильнее его стремление к общению с окружающими людьми. Такие дети открыты для всего нового, они более позитивны, более успешны в обучении в школе.

Дошкольный возраст - благоприятная пора для выработки навыков речевого общения и творческого рассказывания. Для развития речевого творчества и формирования речевого общения необходима определенная система работы:

  • Прежде всего, соответствующая речевая среда;
  • Организация занятий по ознакомлению детей с литературными нормами и правилами родного языка, лексическими и грамматическими формами при выражении своих мыслей, высказываний;
  • Организация занятий, игр, упражнений по творческому рассказыванию;
  • Развитие культуры общения, умение вступать в контакт со сверстниками, взрослыми (уметь выслушивать, отвечать, задавать вопросы, объяснять, фантазировать);
  • Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться им в зависимости от ситуации;
  • Сотрудничество с родителем;
  • Посещение культурно - досуговых мероприятий, организация целевых прогулок и экскурсий.

Умение творчески мыслить можно сформировать у детей в процессе только специально организованных занятий, используя различные источники влияния на эмоционально-речевую сферу детей. Умение рассказывать, придумывать, сочинять заинтересовывать собеседника своими высказываниями, рассказами, историями помогает детям старшего дошкольного возраста быть успешными при обучении в школе.

Остро встает проблема литературного образования детей, приобщения их к книге. Чтобы вызвать у детей интерес к книге, помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, нужно создать им определенные условия.  «В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е.И.Тихеева. Знакомство с книгой  начинать следует с раннего возраста, с миниатюр народного творчества –  потешек, песенок, народных сказок.

Необходимо создание дома литературного уголка для самостоятельного знакомства детей с художественными произведениями, где есть книжки-раскраски, программные произведения, книжки-самоделки, портреты детских писателей.

 Уединившись в тишине, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги, делают зарисовки понравившихся сюжетов. Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности узнать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Нужно читать с пользой, обдуманно подходить к выбору книг. Ведь чтение может принести и вред, если читать только детские детективы и ужастики. Или если читать, не понимая, о чем это произведение.

80% родителей не знают, как организовать домашнее чтение, а ведь именно они во многом определяют круг читательских интересов своих детей. Совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.

Недаром  в народе сложено много пословиц о книгах.

«С книгами знаться – ума набираться»

«Книга – твой друг, без нее как без рук»

«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»

«Будешь читать – будешь много знать»

Речевое творчество детей можно развивать и с помощью компьютерных технологий. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучение.

Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал яркий и значимый, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. Применение компьютерных игр позволяет выявить по сравнению с традиционными формами ряд преимуществ:

  • информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • движение на экране привлекает внимание ребенка;
  • ребенок приобретает уверенность в своих силах (он многое может);
  • компьютер позволяет моделировать жизненные ситуации, которые трудно увидеть в повседневной жизни;
  • поощрение ребенка при правильном решении задач является стимулом познавательной активности детей.

Реализация компьютерной поддержки взаимосвязана с системой обучения в целом и каждой учебной программой в частности. Однако, мы советуем родителям приобретать компьютерные игры, согласно возраста и индивидуальных возможностей каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

Интегративный подход во взаимодействии с дошкольниками как эффективный метод  развития речи детей и действенный способ побуждения их к речевому творчеству.

        Внимание к развитию речи дошкольника особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг  и формируются его функции. Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент  воздействия на развитие психики растущего организма. Полноценная речь не только способствуют развитию его интеллекта и высших психических качеств, но и готовит почву для успешного обучения в школе и положительной адаптации в социуме в целом.

        Предлагаемый материал основывается на опыте работы, демонстрирующий результаты длительного во временном отношении  взаимодействия с детьми в области развития речи (от средней до подготовительной к школе группы).  Главный  принцип действий по развитию речи детей – это интегративность, побуждение к речевому творчеству.

        Отправной точкой в решении вышеуказанной задачи стала организация кружка «Декламашки», целью которого является формирование умения выразительного чтения. В план включены занятия по развитию речевого аппарата, формированию навыков эмоционально-выразительной декламации текстов. Особенно интересен пункт «Логическое ударение».

Пример  такого подхода в работе с логическим ударением:

         Воспитатель показывает картинку и предлагает детям составить предложение: «Кошка сидит на окошке». Вступают Тобик и Бобик (игрушки щенки, персонажи, частоприсутствующие на многих моментах взаимодействия). Они ссорятся, как всегда (это не кошка, и вовсе она не сидит – лежит, и это не окошко). Воспитатель предлагает произнести предложение так, чтобы щенкам было понятно, что это кошка, что она сидит, что это именно окошко.

        В зависимости от задачи, которую ставит перед собой педагог, логические ударения можно отрабатывать на любой части речи, подводя детей к осознанию, что все слова делятся на группы, что эти группы можно определить по вопросам «Что? Какой? Что делает?».  

       Далее решается задача по формированию понятия экспрессивности слова, т.е. лексически окрашенного. Поэтому автор  разработала игру «Подбери цвет слову».

        На столе разложены разноцветные (кроме основных цветов должны быть и смешанные: голубой, фиолетовый…) квадраты (фигуры могут быть любые). Воспитатель произносит слово, дети подбирают подходящий, по их мнению цвет, обосновывают свой выбор. Например: «Вода». Дети чаще выбирают голубой или белый. Обосновывают: голубой, потому что прохладная; белый, потому что не имеет цвета (для детей среднего возраста белый цвет – это нейтральный, бесцветный). Начинать надо с конкретно выраженных в цветовом плане слов (трава, солнце…), постепенно переходя к абстрактным (жарко, злой, больно, сладкий…). Дети к одному и тому же слову могут одновременно подобрать разные цвета. Это допустимо. Здесь важно, чтобы ребенок обосновал свой выбор. Значит, он чувствует экспрессию слова. Тогда при чтении стихов или пересказе (рассказе) легче будет добиться выразительности декламации.

Так слово мама девочка «окрасила» в розовый цвет (мама красивая, как Барби), другой – в желтый (мама, как солнышко), третий меня насторожил, выбрав синий цвет (синий мой любимый цвет, и мама самая любимая).

      Теперь можно было переходить непосредственно к упражнениям по декламации. Была выбрана на первом этапе известная фраза «Мороз и солнце. День чудесный». Сначала слова «окрасили». Мороз – синий, солнце – желтый. Слово «чудесный» каждый «окрасил» сам с учетом своего восприятия этого слова. Первое слово «мороз» надо произнести так, чтобы стало холодно, «солнце», чтобы стало тепло, «чудесный», чтобы стало весело (из высказываний детей).

Так возникла игра «Как появилось слово?», целью которой стало сформировать у детей навык «видения» состава слова.

Воспитатель раскладывает кубики разного цвета и предлагает детям определить состав слова, выложить схематическую структуру его.

Например, берется слово «подоконник».

-Что означает слово «подоконник»? (часть окна, находящаяся под окном).

-Какая часть в этом слове главная? (окно). Выбирается цвет кубика для главной части, который будет постоянным. В данном случае красный. Кубик выставляется на демонстрационный стол.

-А какие еще части есть в этом слове? Определите их место по  отношению к главному слову. Опять же выбираются цвета для части, стоящей перед главной и после. В нашем случае зеленый и синий. Дети называют часть и располагают кубик относительно главной части. Получилась схема: зеленый – красный – синий.                             Далее педагог, побуждая к самостоятельным действиям, предлагает детям слова, образованные суффиксальным,  предложно-суффиксальным, предложнм способами: холодильник, лесник, подберезовик, салфетница, солонка, помазать, подсолнух, подстаканник, приблизится…

     

     Навык «чувствования» и «слышания» слова позволяют ребенку более точно подбирать слова для оформления своих мыслей при диалогическом общении, словотворчестве. Не последнюю роль здесь играет и богатство словарного запаса (лексикона) детей. Все это стало причиной возникновения еще одной игры.

                        Дидактическая игра «Скажи по-другому».

Воспитатель по очереди бросает мяч детям, произнося одно и то же слово (например, «дом»). Ребенок возвращает мяч и произносит близкое по значению слово (избушка, терем, коттедж, хата, квартира…).

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Воспитатель произносит фразу, в которой содержится речевая ошибка. («Спортсмен прошаркал к стартовой черте», «Царь в сопровождении своей свиты вошел в свою квартиру и сел на табурете», «Мама строго промямлила своему сыну: «Встань сейчас же в угол!». Дети должны не только найти ошибку, но и исправить ее.

                     Далее работа по расширению словарного запаса усложняется подбором синонимов к одному слову, но в разных речевых ситуациях.

Дидактическая игра «Скажи правильно»

Воспитатель задает слово, например «ходить» (намеренно в начальной или неопределенной форме с целью отработки и грамматического строя). Затем ставит перед детьми задачу: правильно подобрать слово.

-Человек что делает?  (Человек идет). Дети произносят словосочетание полностью.

-Старенькая бабушка что делает? (Старенькая бабушка плетется, шаркает)

-Маленький ребенок что делает? (Маленький ребенок топает, семенит)

-Солдат что делает? (Солдат шагает, марширует).

-Петух что делает? (Петух вышагивает).

         Процесс расширения словарного запаса дошкольников происходит постоянно и охватывает все области взаимодействия с детьми.

       Пройдя этапы формирования навыков выразительного чтения и расширения словарного запаса, был сделан плавный переход к сочинению сказок и составлению рассказов детьми.           Сначала это были простые пересказы  сказок и коротких рассказов. Потом «досочинение» и «пересочинение» текстов по ситуациям ( что было бы, если…, чем закончилась сказка (недочитанная), замена героев, замена времени (места) действия и т.д.).           Эффективной в этом плане стала игра

«Давай знакомиться».

    Дети обращаются к выбранному объекту (из мира живой и неживой природы, в данном случае к дереву) и «знакомятся» с ним.

-Здравствуй. Ты кто? (Я дерево)

-Как тебя зовут? (Береза)

-Ты живая? (Конечно. Я такая же, как и вы.)

-А где у тебя руки, ноги? (Мои руки – сучья. Пальцы – веточки. Ноги – корни…). Здесь же можно задать множество вопросов о строении дерева, их функциях, образе «жизни», но не затягивать, чтобы «знакомство» не свелось к формальному занятию по экологии.

       Эти игры позволили детям взглянуть на мир другими глазами, понять, что мир природы – это живой мир и что человек являться частью природы, а также ощутить тесную взаимосвязь всего сущего на земле. В экологическом центре группы появились альбомы с детскими работами «Я помогаю планете», где воспитанники рассказывают о совершенных ими добрых делах, и «Книга экологических сказок», в которой помещены сказки о природе, сочиненные ими.

        Чтобы сочинения детей не носили характер перечисления событий и сухих формальных описаний героев используются игры, нацеленные на активизацию в речи средств художественной выразительности.

«На что похоже?» (Сравнение).

                «Скажи, какой?» (Эпитеты)

        

Необходимо донести до сознания детей и такое выразительное средство, как «олицетворение» Педагогу лишь остается более полно раскрыть это понятие и побуждать их уже целенаправленно применять в своем словотворчестве.

                Этому способствует игра        «Оживляющая палочка»        Здесь потребуются картинки с изображениями предметов, где ярко выражены их особенности, качества или, если это абстрактные понятия, стимулирование воображения детей. Ну и, конечно, «оживляющая палочка». Цель игры побуждать делать сравнительный анализ предметов и явлений, направленный строго в  нахождение человеческих качеств.

        -Что делает ручеек? (течет)

        -Давайте его оживим нашей волшебной оживляющей палочкой. Дети прикасаются палочкой к картинке.

        -А что теперь делает ручеек? (бежит)

        -Какой самовар? (большой, блестящий…, пузатый)

        

В результате дети «оживляют» (олицетворяют) разные предметы и явления: зеркало дразнится, колокольчик кивает головой, одуванчик надел пушистую шапочку, книжка рассказала сказку, мяч убежал в кусты, тучка заплакала…

        Теперь, после вышеуказанных пройденных этапов, дети готовы к самостоятельному словотворчеству.

                Сочинение сказок, рассказов лучше начать с игр.

«Придумаем сказку»

       Педагог, держа в руках мяч, начинает фразой: «Жили-были…». Затем передает мяч ребенку. Он продолжает фразу и предает следующему. И так дальше. Когда повествование заходит в тупик,  мяч принимает воспитатель и произносит фразу, создающую проблемную ситуацию. Дети продолжают, уже решая эту проблему.

     

        Чтобы добиться речевой активности детей, необходимо создавать благотворную для этого атмосферу: непринужденность, доверительность, мотивацию. Нельзя высмеивать речевые ошибки, обрывать на полуслове, необходимо терпеливо выжидать паузы в их речи, не продолжая за него.

                 Активное словотворчество детей, позволяет им не только воспринимать окружающий мир шире, ярче, многограннее, но и на прямую влияет на личностные качества: ребенок становится внимательнее, чувствительнее, «мягче». Итогом проделанной работы стало значительное повышение качества культуры речи дети и как следствие общей культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников

В данном материале указано описание технологии карт Проппа, описание функций карт, целесообразность их использования, методика работы с картами; актуальность использования карт Проппа; исследовательск...

Карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников

В данном материале описывается современные технологии такие как карты Проппа, помогающие дошкольникам развивать речь и ее функции. В материал включено описание карт, их функции и основное значение, уп...

Развитие речевого творчества старших дошкольников через использование наглядного метода - мнемотехники.

    Чтобы достигнуть высоких результатов в формировании связной речи дошкольников, педагогам необходимо использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи,...