конспект ООД
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Миннебаева Алина Анатольевна

Конспект ООД ЗКР: дифференциация звуков л р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._otkrytogo_zan._po_r.r.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

                                                   Конспект

                      организованной образовательной деятельности

                      образовательная область « Речевое развитие»

                      раздел «Развитие речи»

                      Тема: «Дифференциация звуков л - р»

                      Возрастная группа: старшая

                                                                                     Составил: воспитатель

                                                                             Миннебаева А. А.

                                                                                      педагогический стаж: 1

                                             Туймазы, 2019 год

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] —[ р].

Цель: Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи.

Задачи:

Обучающие:

-  упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;

-  формировать умение слышать звук в слове,

уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;

- формировать умение различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.

Развивающие:

- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] - [ р];

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать  доброжелательные  взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы:

-практические:  произношение звуков [л] и  [р], дидактическая  игра "Подбери слово",  физминутка "Буратино";

-наглядные: наблюдение за артикуляцией звука,  рассматривание иллюстрации с изображением вороны и вороненка, петуха;

- словесные: отгадывание загадок.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие».

Средства реализации: мяч, картинки с изображением вороны и вороненка, петуха; звуковые решетки, фишки (на каждого ребенка).

 Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, разучивание чистоговорок, стихотворений, д/и «Покажи, где летит»

Словарная работа: плошка, Прошка, пошурши, лама

Ход ООД:

1. Организационный момент:

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель читает стихотворение:

Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.

Воспитатель: дети, о чем это стихотворение?

Дети: о звуках.

Воспитатель: правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звуки. Это нам необходимо для того, чтобы наша речь была грамотной и красивой.

Но сначала, мы должны сделать «зарядку для язычка»

2. Артикуляционная гимнастика

 -Вкусное варенье

- Качели

- Орешек

- Покажем язычок

- Чашечка

Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?

Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».

Произнесите, пожалуйста, звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).

Произнесите, пожалуйста, звук «Р». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и дрожит, потому что мы сильно дуем на него).

 Воспитатель:  из всех звуков звук р – самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих детей нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам „покорить“ этот звук. – Чаще всего вместо звука  р выговаривается похожий на него звук л. Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я неделю наблюдала, как подросший вороненок кричал: „Пек-пек-пек“. „Карр-карр-карр“, – терпеливо повторяла ворона. „Пек-пек-пек“, – сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: „Ллак-ллак-ллак“ (показ картинки).

Сегодня мы будем учиться различать звуки [л] —[ р] и правильно выговаривать их.

3. Повторение чистоговорок:

В: Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,

Ры – ры – ры – прилетели комары.

4. Стихи-добавлялки:

Дедушку зовут Лука, у него болит…(рука)

На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)

Рисовал художник ламу и картину вставил в…(раму)

Вкусный и душистый плов приготовил повар…(Пров)

Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я…(пил)

В блеске солнечных лучей по земле бежит…(ручей)

Воспитатель: «Я еще раз перечислю некоторые слова из стихотворения: ЛЛЛука, РРРука. Сафия, какой звук ты услышала? Какой звук в начале слова я выделила голосом в слове Лука? Какой звук в начале слова я выделила голосом в слове рука?»

5.  Игра «Покажи, где летит?» ррр, ллл, ллл, ррр

Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).

Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!

6. Физкультминутка: 

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. (имитация движений)

Педагог предлагает детям отгадать загадку: (картинка)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

                                  (Петух)

Воспитатель ставит на свой стол четыре пирамидки :

- Дети, назовите  слова со звуком р, которые встречаются в загадке.

Ребята называют слова, а воспитатель убирает пирамидки.

Воспитатель просит пройти детей к столам, на которых лежат звуковые решетки и фишки синего цвета.

 Воспитатель: я буду называть вам слово. Ваша задача определить место звука в слове: в начале, в середине или в конце. И поместить фишку «в вагончик» (рак, лампа, лось, горка, палка, забор, ракета, ракета, стол, тигр).

Рефлексия: 

Воспитатель: Какие звуки мы с вами научились различать? Чем мы с вами еще занимались сегодня на занятии? Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....