Закрепление изученного материала в режимные моменты
статья по развитию речи (старшая группа)
В статье представлен материал по закреплению изученного материала в режимные моменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakreplenie_izuchennogo_materiala_v_rezhimnyh_momentah.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Закрепление изученного материала в режимных моментах
Мы работаем с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В работе с детьми особая роль должна уделяться взаимодействию всех специалистов, работающих с детьми, мы остановимся на взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателя, так как в работе над речью детей перед ними стоит общая цель: сформировать правильную речь как средство общения, необходимое для полноценного развития ребенка и его социальной адаптации.
Рассмотрим задачи, над которыми работают воспитатели групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение детей в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Формирование связной речи.
Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда. Он советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе.
Учитель-логопед не только показывает, направляет нас, как работать с каждым ребенком, но и контролирует выполнение своих рекомендаций. Еженедельно мы собираемся вместе, уточняем тему, учитель-логопед предлагает примерный лексический материал, упражнения на развитие моторики, грамматического строя речи, связной речи, указывает, на что надо обратить внимание у отдельных детей. Мы хотим рассмотреть, как проводится работа по закреплению изученного учителем-логопедом материала в режимных моментах в течение дня.
Утром, когда ребенок приходит в детский сад, проводим индивидуальную работу. Для этого используем игровой материал. У нас есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), артикуляционной, мелкой и крупной моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и другие. Кроме того, во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова.
Перед завтраком проводим артикуляционную гимнастику с элементами самомассажа, утреннюю гимнастику. На утренней гимнастике кроме общеразвивающих движений планируем работу над развитием дыхания, координации речи с движением. После утренней гимнастики или в начале непосредственно-образовательной деятельности проводим пальчиковые игры. Во время еды мы уточняем названия блюд, обращаем внимание на аромат и вкус еды, на способы её приготовления (аппетитный, ароматный, горячий, рисовая; варить, жарить и т.д.), то есть пополнение пассивного словаря, а так же развитие дыхания (понюхай кашу, яблоко, подуй на кашу, чтобы она остыла).
Во время непрерывной образовательной деятельности в начале недели мы уточняем словарь детей по изучаемой теме, при формировании элементарных математических представлений обогащаем словарь «сенсорной лексикой» (цвет, форма, величина предметов), стимулируем проговаривание своих действий во время и после выполнения заданий по изобразительному искусству и конструированию. Обучая навыкам счета, мы стараемся максимально развернуть объяснительную речь ребенка (при счете каждый раз необходимо называть предмет, согласуя его с числительным: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров), этот прием используем до полного исчезновения у ребенка ошибок в согласовании числительных с существительными.
Кроме того, при проведении непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре, музыке проводится работа по развитию моторных навыков, дыхания, речевого развития в целом.
В течение непрерывной образовательной деятельности, после нее для предупреждения утомления проводятся игры с использованием словесного материала для развития общей моторики.
Сюжетно-ролевые игры детей всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер (они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих); при этом не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других – меньше, у детей младшего возраста только начинает формироваться сюжетно-ролевая игра. В начале года мы вводили детей подвижные игры, которые сопровождались потешками, диалогами, звукоподражаниями. На первом этапе именно подвижные игры разной степени активности занимали ведущее место. Постепенно мы обучали детей сюжетно-ролевой играм «Семья», «Больница»… проговаривали с детьми весь материал, создавали алгоритм игры. Сейчас дети могут самостоятельно развернуть несложный сюжет, составить диалог, используя вопросно-ответную форму, договориться о роли, мотивируя свой выбор.
Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Воспитатель может поупражнять детей в различении рода притяжательных местоимений (- Это чья шапка? – Моя.)
Развитию речи способствуют и игры. В прогулку можно включать игры с речевым сопровождением. Дети быстро заучивают короткие стихи и затем охотно повторяют их в самостоятельных играх.
Логопедические пятиминутки могут быть использованы в разных ситуациях и видах деятельности. Проводятся они в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки соответствуют изучаемой на неделе лексической теме и способствуют развитию всех компонентов речи у детей. Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или во время динамических пауз.
Таким образом благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты.
Во время организованной деятельности с детьми и в повседневной жизни воспитатель создает базу для целенаправленной коррекционной работы по овладению моделями словоизменения и словообразования, развития артикуляционной, общей и мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Тема:"Закрепление изученного материала"
Конспект можно использовать в подготовительной группе детского сада....
Рекомендации для родителей. Закрепление изученного материала по лексическим темам: "Осень", "Деревья", "Перелетные птицы" для детей 6-го и 7-го года жизни
Подобраны речевые игры и упражнения для закрепления изученного материала дома по лексическим темам: "Осень", "Деревья", "Перелетные птицы" для детей 6-го и 7-го года жизни....
Презентация к конспекту занятия по формированию элементарных математических представлений на закрепление изученного материала для детей старшей группы
Предложенное занятие поможет закрепить пройденный материал по формированию элементарных математических представлений и развить внимание, логическое мышление, чувство взаимопомощи друг к другу....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на закрепление изученного материала для детей старшей группы
Предложенное занятие поможет закрепить пройденный материал, развить внимание, логическое мышление и чувство взаимопомощи....
Закрепление изученного материала в режимные моменты
В статье представлен материал по закреплению изученного материала в режимные моменты...
Собственная методическая разработка "Состав чисел первого десятка. Закрепление изученного материала"
Конспект неросредственно образовательной деятельности по математике с детьми подготовительной группы....
Домашние задания для закрепления изученного материала. Старшая группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Логопедические нарушения: ОНР -3, ЭНР, ФФН.
Домашние задания для родителей могут быть использованы как учителем-логопедом при офрмлении тетради домашних заданий, так и родителями для развития речи своих детей. Составлены для работы с деть...