Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Формирование интонационной выразительности речи детей на занятиях"
консультация по развитию речи
Семинар-прктикум для педагогов ДОУ по формированию интонационной выразительности речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazitelnost_rechi.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступление
Еще в древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Ведь порой, слушая незнакомую речь, не понимая смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания. Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может рассказать нам о многом – хорошо ли выспался, рад или расстроен чем-то.
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.
Об интонациях очень точно сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет». В то время как написать это слово можно только один раз».
Что же такое интонация? Под интонацией понимают сложный комплекс совместно действующих компонентов звучащей речи. В любом высказывании или его части можно выделить следующие компоненты:
- силу, определяющую динамику речи и выражаемую в ударениях;
- направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;
- скорость, определяющую ритм и темп речи и выражаемую в длительности звучания и остановках (паузах);
- тембр (оттенок), определяющий характер звучания, т.е. эмоциональную окраску речи.
Все эти компоненты – звуковая оболочка речи, ее звучание, материальное воплощение содержания, смысла речи. Компоненты интонации взаимосвязаны и существуют в тесном единстве.
Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации мы окрашиваем речь множеством смысловых и эмоциональных оттенков. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут полностью изменить смысл высказывания.
Одоевский писал: «Простота, точность, краткость выражения – вот условия, которые нужно соблюдать в разговорах с детьми. Но этого еще не довольно. Если при всей точности и ясности выражений тон вашего рассказа сух и холоден, ребенок, слушая вас, будет чувствовать скуку смертную; ваши слова не сделают на него никакого влияния».
Т.о., педагог должен в достаточной мере владеть всеми средствами выразительности речи. Поскольку эмоциональная, красочная, выразительная и доступная речь воспитателя играет очень важную роль в процессе формирования интонационной выразительности речи детей.
А с помощью каких основных приемов и методов можно влиять на формирование навыка восприятия мелодики и темпа речи нам расскажет….
Ну а мы переходим к практической части нашего семинара и я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие по стране выразительной речи. И первая станция «Быстрая».
На любой мой вопрос отвечайте быстро, но только словами, начинающимися со звука «М»:
- Как вас зовут?
- Как называется город в котором вы родились?
- Кем вы работаете?
- Ваше хобби?
- Назовите ваше любимое блюдо?
- Любимый напиток?
- Как зовут вашего мужа?
- Назовите месяц в котором вы бы хотели поехать в отпуск?
- Какие вывески на звук «М» вы встречали в городе?
- Ваша мечта?
Наше путешествие продолжается и следующая станция «Языколомочка». Для развития четкой артикуляции и дикции очень широко используются скороговорки – языколомки. Я приглашаю ко мне обладателей розовых билетов. И для вас следующее задание.
- проговорите скороговорку сначала просто;
- теперь медленно и грустно;
- весело и быстро;
- насмешливо;
- шепотом-тихо-умеренно-громко.
Молодцы! А мы продолжаем наше путешествие и прибываем на станцию «Рифмовочка». Ничто не развивает темп речи лучше, чем рифмы. Я начинаю, а обладатели белых билетов придумывают рифму.
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду……
Топ-топ, кап-кап…….
Та-та, та-та-та……
Хи-хи-хи, ха-ха-ха…..
Ра-ра-ра, ра-ра….
Станция «Интонационная».
Приглашаются обладатели желтых билетов. Вам предлагается рассказать стихотворение про бычка так как будто вы очень хотите спать , а теперь весело.
А вы сначала расстроено, а затем со злостью.
Часто интонация подкрепляется мимикой и жестами. Давайте попробуем без слов, с помощью мимики и жестов изобразить сказку.
- Представьте, что вы – Маша из сказки «Три медведя». Однажды Маша пошла гулять с подружками в лес. У нее было очень хорошее настроение и казалось, что вся природа улыбается ей в ответ. Но вдруг она заблудилась – растерялась, идет одна по лесу – испугалась, увидела домик – любопытно: кто же тут живет? Увидела медведей – испугалась, домой прибежала – обрадовалась, успокоилась и улыбнулась.
А сейчас покажите голосом:
- большого человека/маленького человека;
- богатого-бедного;
- ребенка – взрослого.
Станция «Ударная»
Здесь мы с вами немного поработаем над логическим ударением. (голубые карточки).
Задайте вопрос соседу, логически выделяя нужную букву, а он должен ответить с помощью таких же звуков, голосом акцентируя тот же звук в своем ответе. А теперь произнесите предложение, акцентируя голосом выделенное слово.
Станция «Объяснялкина» (зеленая)
Вам будет предложено слово. Опишите его, используя как можно больше эпитетов (прилагательных). Ну а наша задача догадаться, что же это за слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Использование скороговорок на играх-занятиях по развитию интонационной выразительности речи детей 5-7 лет.
Данный материал предлагается воспитателям ДОУ для оказания помощи детям в тренировке дикции, обучения быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Обучение произносить скороговорки в...
Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста....
Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи
Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода. Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...
Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования
Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного обра...
Консультация для педагогов "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"
Помощь педагогам в обучении дошкольников выразительному чтению и рассказыванию....