Конспект познавательно-речевого занятия "Роль речи в жизни человека" подготовительная группа.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Рамирес Татьяна Анатольевна

В конспекте детям прелагается опытным путем определить значение речи в жизни человека. Детей знакомят с адаптированным вариантом легенды о Вавилонской башне, появлением различных языков на земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Познавательно – речевого занятия

«Значение речи в жизни людей»

В подготовительной группе.

Цель: дать детям понятие о языке, как средстве общения людей.

Воспитатель начинает занятие на испанском (любом иностранном) языке.

Дети в недоумении.

Воспитатель:        Вы не поняли, о чем я говорила?

Я говорила на испанском языке: поздоровалась с вами, сказала, что очень рада вас видеть, что вы сегодня очень нарядные.

Ребята, на Земле много стран и в каждой стране говорят на своем языке. Где говорят по-испански?

Дети:         в Испании.

Сейчас мы поиграем с вами в игру: я буду показывать на карте и называть страну, а вы – язык, на котором в ней говорят.

А вы знаете, почему люди говорят на разных языках?

        Сейчас я вам расскажу библейскую легенду о Вавилонской башне. (Демонстрация рисунка в ноутбуке)

Библейская легенда о Вавилонской башне.

Так почему же люди не смогли достроить Вавилонскую башню?

Ответы детей.

Давайте мы попробуем  сейчас поиграть с вами в любую любимую вашу игру, но только вы не должны друг с другом разговаривать. Поиграем в «Кошки – мышки».

Дети пытаются играть, но у них ничего не выходит.

Почему мы не смогли играть?  Так для чего же людям нужна речь?

(Ответы детей)

Воспитатель:        С помощью речи люди общаются друг с другом. Речь помогает узнавать новое, интересное об окружающем мире.

С помощью речи можно договориться о совместной работе, игре.

Речь может развеселить, утешить, обрадовать или огорчить.

Д/ игра «Для чего речь нужна?»

Дети встают в круг. Воспитатель бросает по очереди каждому ребенку мяч и называет действие. Если для выполнения этого действия нужна речь, ребенок ловит мяч, если не нужна, то мяч ловить не надо.

(Слова: дружить, читать, спать, играть, ссориться, звонить по телефону, молчать, гулять, петь, веселиться, кушать,  учиться и т.д.).
Вывод: для выполнения большинства действий людям нужна речь.

Послушайте стихотворение Агнии Барто «Сильное кино», в котором мальчик рассказывает своей младшей сестре о содержании фильма.(Демонстрация картинки).

Сильное кино.

Они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им – раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала,
Я ничего не поняла.                        (А. Барто)

Как вы думаете, почему девочка не поняла содержание фильма?

(Ответы детей)

Воспитатель:        Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать. 

Вспомните и расскажите друзьям содержание какого-нибудь мультика, фильма или сказки.

Рассказы детей. Анализ рассказов.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Детям предлагаются карточки, на которых напечатано начало сложносочиненного предложения. Они читают и заканчивают предложения.

Речь нужна, чтобы…

Я люблю читать, поэтому…

Будешь много знать, если…

Я буду красиво говорить, если…

У меня много книг, потому что…

Тебя будут слушать, если…

Я хожу в библиотеку, чтобы…

Я люблю читать сказки, потому что…

Люди говорят на разных языках, потому что…

Надо говорить понятно, чтобы…

Я буду много знать, если…

Надо учиться, потому что…

Библейская легенда о Вавилонской башне.

Много столетий назад люди на земле жили одним народом в одной стране. Они обрабатывали землю, земля давала им плоды. И всего было тогда у людей вдоволь, и жили они хорошо. И был у них один язык, на котором они между собой разговаривали, и потому все понимали друг друга.
И так им легко и хорошо жилось, что обуяла их гордость великая.

Однажды они собрались в городе Вавилоне и решили построить башню высотой до небес, и чтобы тот, кто на самой верхней площадке встанет, стоял бы вровень с Богом.

Бог знал про такое их желание, но помешать людям не спешил. Он думал, хватит у них ума свою гордыню побороть. Но слишком велика была гордость людская. И затмила она ум, а сил и терпения, наоборот, добавила. И клали люди глиняные кирпичи один на другой, и росли этажи башни – один над другим. И шла работа быстро и хорошо потому, что у всех одна цель была, и понимали все друг друга с полуслова. И чем выше делалась башня, чем ближе этажи к небу подбирались, тем больше гневался Бог. И сказал он тогда:
- Вот один народ, и у всех один язык; и вот что начали они делать. Сойду же я вниз и смешаю там языки их, чтобы один не понимал речи другого.
И сошел Бог на землю. И так сделал, что перестали люди понимать друг друга. И не смогли уже башню строить, как раньше строили.

Раньше каждый по десять кирпичей носил, а теперь по десять человек за один кирпич браться стали. Раньше на одном языке говорили – худого слова друг другу не сказали, а теперь на разных языках браниться начали.
И поняли люди, что не смогут они жить вместе, и башню великую строить, разбрелись по всей земле кто куда. И появились у тех людей дети, и внуки, и правнуки. А на земле, таким образом, разные народы появились, на разных языках говорящие.  

Библейские легенды в пересказе М. Бартенева.
Библиотечка «Веселых картинок».                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»

Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности,  совершенство...

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми с общим недоразвитием речи на тему «Защитники отечества».

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми с общим недоразвитием речи на тему «Защитники отечества»....

Конспект НОД На тему: «Чтобы помнили». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Старшая группа.

Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ; побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.Воспитывать уважение к п...

Консультация к родительскому собранию №2 во второй младшей группе "Познавательно-речевое развитие детей 4 года жизни"

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;проанализировать речевое...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект познавательно-речевого занятия, разработан на основе адаптированной методики по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР Т.А. Ткаченко. Тема: «Пуговичная история»

Конспект  познавательно-речевого занятия, разработан на основе адаптированной методики по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР  Т.А...