Конспект занятия " Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект по познавательно - речевому развитию " Хлеб - всему голова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_hleb.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия « Хлеб – всему голова».
Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи:
- систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба;
- знакомить с орудиями труда для выращивания хлеба, которые использовались в старину;
- сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов;
- воспитывать уважение к нелегкому труду хлеборобов;
- бережное отношение к хлебу.
Материалы и оборудование:
Ход занятия:
Дети входят, здороваются.
В.: Ребята, у нас сегодня будет интересное занятие, а о чем оно, вы узнаете, отгадав загадку:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Отгадали?
Д.: Это хлеб!
В.: Молодцы, ребята! Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный. В нем содержится витамин В, который укрепляет нервную систему и память.
Хлеб издавна символизирует народное благополучие и достаток. Его употребляют все народы мира. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно. Об этом говорят пословицы и поговорки. Давайте вспомним поговорки о хлебе:
-Хлеб – всему голова;
- Хлеб – батюшка, вода – матушка;
- Не тот урожай что в поле, а тот, что в амбаре;
- У кого хлебушко, у того и счастье;
- Много снега – много хлеба;
- Хлебушко – калачу дедушка;
- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска;
- Хлеб да вода - богатырская еда;
- Худ обед, когда хлеба нет;
- Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
В.: Молодцы, ребята, как много поговорок о хлебе вы знаете! А теперь мы с вами поиграем в игру. Мы с вами будем передавать каравай по кругу и вы расскажете, какой хлеб?
Д.: вкусный, ароматный, белый, черный, свежий, горячий, аппетитный, мягкий и т.д.
В.: Молодцы! А теперь давайте повторим чистоговорки о хлебе:
- Жок – жок –жок –это пирожок;
- Шки – шки – шки – мама жарит пирожки;
- Чи – чи – чи- пекутся в печке калачи.
В.: Ребята, а сейчас я хочу прочитать вам стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и показать иллюстрации к нему:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? - спросили дети
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
В.: Ребята, давайте обсудим это стихотворение. Как вы думаете, хорошо ли поступили дети? Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? Как нужно относиться к хлебу? А в нашей группе есть такие дети, которые плохо обращаются с хлебом? (ответы детей). Давайте расскажем, какой долгий путь проходит хлеб, пока попадет в магазин.
( показ макета « От зернышка до хлеба»).
В.: Давайте посмотрим, как выращивали и пекли хлеб наши предки. Они много работали на земле и все процессы были ручными. Лошадь тащила плуг, а пахарь держал плуг (соху), а потом борону, как бы «причесывали» землю. Когда приходило время сеять зерно, люди вручную разбрасывали зерна по полю из кузовков. Как вы думаете, какие природные условия нужны, чтобы вырос богатый урожай? (солнце и дождь). Если долго не было дождя, люди пели закличку:
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
И вот пришло время собирать урожай.
Комбайнов не было и земледельцы серпами жали пшеницу, а потом выколачивали из колосьев зерно цепами. Сушили в специальных сараях, а потом везли на мельницу. На выращивание и обработку урожая уходило много времени и сил.
Чтобы хорошо запомнить, как выращивали хлеб в старину, давайте с помощью картинок составим схему – цепочку.
(Составление цепочки «Как выращивали хлеб в старину»)
В.: А теперь отгадайте загадку:
Золотист он и усат,
В ста кармашках – сто ребят.
(колосок)
В.: Зернышки в колоске спрятаны, будто в кармашки, их там много и на каждом кармашке растет усик, будто оберегает зернышко. Давайте и мы с вами представим, что мы колоски.
Физкультминутка « Колосок»:
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. ( Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклоны)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат о другую)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем ( Вытягивают руки вперед, ладони вверх)
В.: Ребята, а какие виды злаков вы знаете? (Ответы детей, рассматривание злаков). Молодцы! Я предлагаю вам поиграть в игру «Какой? какое? какая?»:
- Хлеб из пшеницы (какой?) - пшеничный;
- Хлеб из ржи (какой?) - ржаной;
- Каша из овса (какая?) - овсяная;
- Каша из гречихи (какая?) - гречневая;
- Каша из кукурузы (какая?) - кукурузная;
- Поле с рожью (какое?) - ржаное;
- Поле с пшеницей ( какое?) -пшеничное;
- Поле с ячменем (какое?) - ячменное.
В.: Молодцы! А теперь давайте подойдем к другому макету и посмотрим, что же изменилось? (появилась техника). Назовите, какую технику вы знаете? (ответы детей по иллюстрациям).
В.: Ребята, а вы знаете, кто такой агроном?( Это человек, который проверяет качество зерна, планирует будущий урожай, решает, когда сеять семена).
В.: Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходит трактор. Кто ведет его? (тракторист).
В.: Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю (показать иллюстрацию). И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. После того, как ее вспашут, что с ней делают?
Д.: Вспаханное поле боронят.
В.: Чем ее боронят?
Д.: К трактору прицепляют борону (показать иллюстрацию).
В.: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?
Д.: Сеялки (показать иллюстрацию).
В.: Правильно. К трактору прицепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерно. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Посмотрите иллюстрацию картины В. Шишкина «Рожь». Я предлагаю вам составить необычное стихотворение по этой картине. Оно называется «Синквейн» и состоит из пяти нерифмованных строк(составление синквейна). Молодцы! Что же происходит дальше на полях?
Начинается жатва (повторите вместе). На поле выходят другие машины. Отгадайте загадку: « Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?» (Комбайн).
В.: Кто работает на комбайне? (Комбайнер). Что же делает комбайн? (Собирает колосья).
В.: Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя сходят желтые снопы обмолоченной соломы. А чтобы узнать, куда попадает зерно с поля, надо отгадать загадку:
« На просторе, в море хлеба,
Замок с башнями до неба,
Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба».
Д.: Элеватор.
В.: Правильно, далее машины везут зерно на элеватор – это здание, где хранят зерно. Давайте повторим вместе это слово – «элеватор». А как вы думаете, куда везут зерно дальше?
Д.: На мельницу, на мукомольный завод.
В.: Что там делают с зерном?
Д.: Зерно перемалывают в муку.
В.: Как называют человека, который работает на мельнице?
Д.: Мельник.
В.: Куда потом везут муку?
Д.: На хлебозавод, в пекарню.
В.: Правильно, на хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. Туда добавляют муку, соль, сахар, дрожжи и специальные машины вымешивают тесто для хлеба.
В.: Что пекут из муки, кроме хлеба? (печенье, пряники, торты и т.д.). Как назвать одним словом? (хлебобулочные изделия). Как называют людей, которые пекут хлеб? (пекари).
В.: Давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику «Хлеб»:
Рос сперва на воле в поле (Дети слегка покачивают Летом цвел и колосился, поднятыми вверх)
А потом обмолотили (Постукивают кулаками друг
Он в зерно вдруг превратился о друга)
Из зерна – в муку и тесто. (Вытягивают руки вперед )
Вырос он под синим небом (Поднимают руки вверх)
А пришел на стол к нам хлебом.(Вытягивают руки вперед).
В.: Ребята, посмотрите, в тарелочках насыпана мука. Какая она? ( рассыпчатая, белая – пшеничная мука, твердая – ржаная).
В.: Вот видите, сколько труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Круглые сутки грузовые машины доставляют хлеб в магазины и детские сады, чтобы каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба. Давайте с вами повторим правила бережного отношения к хлебу:
- Брать хлеба столько, сколько можешь съесть;
- Никогда не бросать хлеб;
- Оставшийся хлеб отдать птицам.
Ребята, а вы хотите побыть пекарями? Я приготовила для вас тесто и предлагаю изготовить из него различные хлебобулочные изделия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Хлеб всему голова"
Тема: «Хлеб - всей жизни голова!» Программное содержание:Обучающие зада...
Конспект занятия "Хлеб - всему голова!"
Это занятие помогает активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактик...
Конспект занятия «Хлеб- всему голова»
Конспект посвящен изучению процесса выращиваня хлеба, бережного отношения к главному продукту питания, и воспитания в детях уважительного отношения к труду людей. Тема «Хлеб- в...
Конспект-занятия "Хлеб -всему голова"
Представлен материал для проведения занятия по теме "Хлеб-всему голова"...
Конспект занятия " Хлеб-всему голова"
Конспект занятия для подготовительной группы....
Конспект занятия" Хлеб всему - голова"
Цель:Знакомить детей с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.Задачи: Коррекционное- образовательны Активизировать и расширить словар...
Конспект занятия "Хлеб - всему голова"
Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в старшой группе).Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания,...