Игры для души
статья по развитию речи (старшая группа)
Классификация игр-драматизаций и режиссерских игр в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_dushi.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для души
Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
(А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.).
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная и фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские.
В играх – драматизациях ребенок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизаций являются игры – имитации образом животных, людей, литературных персонажей, ролевые игры на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета.
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Ребёнок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцены, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребёнка ограничена.
Разновидности режиссёрских игр.
Настольный театр игрушек. В этом театре используют самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе.
Настольный театр картинок. Все картинки – персонажи и декорации двухсторонние и чтобы фигурки не падали нужны опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Их не следует поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать движения: бег, прыжки, ходьбу и одновременно проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная.
Стендовые театрализованные игры.
Стенд – книжка. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющихся друг друга иллюстраций. Листы стенда – книжки перелистываются, демонстрируя различные сюжеты.
Фланелеграф. Вместо фланели на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной бумаги, двухсторонний скотч, бархатную бумагу и т.д. Разнообразные по форме экраны позволяют «живые» картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей. Этот вид театра легко изображать массовые сцены.
Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук.
Разновидности игр – драматизаций.
Участвуя в играх – драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, маски зверей, шапочки, элементы одежды. Создает же образ сам ребенок, с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, сам действует за персонажа. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка», «Коза и семеро козлят» и т.д. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
Игры – драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. Интересно, когда участник игры изобразит тему по – своёму. И более сложное задание, когда ребёнок выбирает тему и сам же её разыгрывает.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, стихотворения, рассказа. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Игры побуждают детей думать, анализировать различные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Передать характер персонажа помогает музыка, которая побуждает детей к имитации движений различных персонажей. Например, ребёнок, ритмично ударяя в бубен, показывает, как идёт медведь, прыгают зайчики. Другие дети угадывают, какие движения соответствуют движениям медведя, зайца.
Детям необходимо создать условия для самостоятельных театрализованных игр, где они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Самостоятельность детской игры зависит от того, знают ли они содержание сказки, сценария. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.
С помощью театрализованной игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития.
Литература:
- Л. В. Артёмова. Театрализованные игры дошкольников. Москва, «Просвещение», 1991 г.
- В. Я. Воронова. Творческие игры старших дошкольников. Москва, «Просвещение», 1981 г.
- Е. А. Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду. Творческий центр «Сфера», Москва, 2006 г.
- Научно-методический журнал. Дошкольное воспитание. №4, 2005 г.
- Научно-методический журнал. Дошкольное воспитание. №2, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Играем вместе - играем от души"
Родительское собрание в группе раннего возраста в форме круглого стола....
Играем от души, играем вместе.
Тренинг для родителей и детей. Цель - показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры, организация игровой среды в условиях семьи....
Газета для любознательных родителей "Играем вместе! Играем от души!"
Советы родителям по совместной с ребенком игрвой деятельности. В рамках недели игры и игрушки...
Игры для души.
Статья посвещена развитию интереса к различным видам театральной деятельности....
Опыт работы "С детьми играть-ум,душу,разум развивать"
quot;С детьми играть-ум,душу,разум развивать"...
Памятка для родителей «Играем от души – играем вместе»
1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Радуйтесь успеху малыша – это окрыляет его, что является залогом будущих достижений.2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте...
Консультация «Играем от души, играем вместе»
Консультация «Играем от души, играем вместе»...