Конспект НОД "Путешествие в сказку"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Васепова Надежда Викторовна

Конспект по образовательной области "Речевое развитие" с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к занятию2.41 МБ
Microsoft Office document icon Конспект42 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Путешествие в сказку «Как олененку маму искали»

Тема. Дикие животные наших лесов.

Цели. Закрепление знаний детей по теме «Дикие животные лесов». Совершенствование грамматического строя речи

(образование имен существительных с помощью суффиксов: -онок-, -нок-, -ат -, - ят -;

употребление в речи предлогов: на, из, из-за, из-под;

употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже).

Совершенствование навыка слогового анализа слова.

 Развитие связной речи. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие творческого воображения, слухового внимания и памяти. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Иллюстрации к сказке, предметные картинки с изображениями диких животных,  карточки для штриховки, фланелеграф, контурные изображения диких животных наших лесов, магнитная доска, презентация к сказке.

Ход занятия

1. Организация начала занятия. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Воспитатель. Для того чтобы попасть в сказку «Как олененку маму искали», выполните мое задание. Подойдите к столу, возьмите картинки, рассмотрите и назовите их, разделите названия на слоги.

1-й ребенок. ли-си-ца. В этом слове три слога.

2-й ребенок. волк. В этом слове один слог.

3 - и ребенок. бел-ка. В этом слове два слога.

И т. п.

Воспитатель. Каких животных вы сейчас называли?

Дети. Это дикие животные, они живут в лесу.

Воспитатель. Вот мы и отправимся сейчас в лес вместе с нашей девочкой.

2. Рассказывание сказки логопедом. Развитие творческого воображения, слухового внимания.

Воспитатель выставляет на наборное полотно иллюстрацию к сказке.

Воспитатель. Однажды девочка опять собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:

— Мама! Мама!

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

— Что случилось? Ты потерялся?

— Да, я потерял маму.

— А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?

— Нет, — горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

— Наверное твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

— Нет, — продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:

— Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

— Нет, — продолжал реветь малыш.

Зашевелились кусты, и из кустов выскочила зайчиха. Она спросила:

— Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

— Нет! Нет, — зарыдал малыш.

С сопением из норы вылезла барсучиха.

— Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке? — поинтересовалась она.

— Нет же, нет

Из глубины леса вышла лиса и спросила

- Может у твоей мамы узкая хитрая мордочка?

— Нет, нет.

Из-за дерева прибежал волк и спросил

- Может у твоей мамы крепкие острые зубы?

— Нет, нет.

Из  леса вышел кабан

- Может у твоей мамы тело покрыто жесткой щетиной?

— Нет же, нет — неожиданно рассмеялся малыш. — Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, с узкой мордочкой, на которой белые полоски, со щетиной на теле и с острыми зубами?

— Да уж, — засмеялись все лесные мамы. — А какая же твоя мама?

— Моя мама — самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

— Знаем, знаем, — загалдели лесные мамы. — Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы И тут на поляну выбежала встревоженная олениха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.

3. Упражнение «На водопой». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи ( имен существительных с суффиксами - их, -иц, -онок, - енок, -ат, -ят). Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.

Воспитатель. Вставайте в круг на ковре и представьте, что мы превратились в диких животных.

Дети.

Как-то раз лесной тропой (Идут по кругу друг за другом.)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются в полу приседе.)

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут в перевалку.)

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками.)

За мамой зайчихой — косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают лакателъные движения.)

4. Беседа по сказке.

Воспитатель. Куда однажды собралась девочка?

Дети. Однажды девочка собралась на прогулку в лес.

Воспитатель. Что неожиданно услышала девочка?

Дети. Девочка услышала, что кто-то жалобно плачет.

Воспитатель. Кто же это был?

Дети. Плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик.

Воспитатель. Кто пришел на помощь малышу?

Дети. На помощь малышу пришли лесные мамы.

5. Игра «Кто откуда?». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи имен существительных с суффиксами  -онок, - енок, - ат, -ят, употребление в речи предлогов к из, из-за, из-под, расширение глагольного словаря).

Воспитатель открывает фланелеграф, на котором закреплены рисунки с изображениями лесных мам, большой дуб, пень, кусты, нора.

Воспитатель. Где сидела мама-белка?

Дети. Белка сидела на ветке дуба.

Воспитатель. Откуда вразвалку вышла медведица?

Дети. Медведица вышла из-за дуба.

Воспитатель. Откуда выкатилась ежиха?

Дети. Ежиха выкатилась из-под пня.

Воспитатель. Откуда выскочила зайчиха?

Дети. Зайчиха выскочила из кустов.

Воспитатель. Откуда с сопением вылезла барсучиха?

Дети. Барсучиха вылезла из норы.

Воспитатель. Чем закончилась лесная сказка?

Дети. На полянку выбежала мама олениха и увидела своего детеныша. Все лесные мамы очень обрадовались, а больше всех обрадовалась девочка, которая с улыбкой пошла домой.

6. Игра «Есть - нет» (совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже)

Воспитатель. Следующая игра вам хорошо знакома. Вы берете одну карточку, рассматриваете  и говорите, что на ней есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато у него есть те, которые изображены у него на карточке, и так далее.

1-й ребенок. У меня есть волки

2-й ребенок. У меня нет волков, но есть бобры.

3-й ребенок. У меня нет бобров, но есть белки.

4-й ребенок. У меня нет белок, но есть лисы и т.д.

В игре отрабатываются следующие формы: ежей, белок, лосей, оленей, лис.

Организация окончания занятия.

Воспитатель. Как называется сказка, в которой мы побывали?

Дети. Сказка называется «Как олененку маму искали».

Воспитатель. Как зовут маму олененка?

Дети. У олененка мама — олениха.

Воспитатель. Чем мы сегодня занимались?

Дети. Мы разыгрывали сценку, делили слова на слоги, играли в игры «Есть - нет» и «Кто откуда?».

Воспитатель. Дома расскажите сказку маме и папе и попробуйте нарисовать картинку к ней, а завтра мы устроим выставку, будем рассматривать и обсуждать ваши работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. После этого занятия мы с ...

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Конспект театрализованной деятельности «Сказка в гости к нам пришла» по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Цель: развивать художественно-исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое...