«Зимующие птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить образовывать глаголы от звукоподражаний;
- упражнять в употреблении предлогов, умении составлять предложения с использованием приставочных глаголов
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;
- развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание, логическое мышление;
- совершенствовать пространственную ориентировку;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
Здоровьесберегающие: следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.
Словарь: цвинькает, стрекочет, ухает, каркает, воркует, чирикает, свистит.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Зимующие птицы», дерево-макет, ворона, кормушка с кормом, «снежок».
Образовательная область: речевое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
721223.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у детей от 6 до 7 лет с общим недоразвитием речи III ур. Лексическая тема «Зимующие птицы».
Цель: активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить образовывать глаголы от звукоподражаний;
- упражнять в употреблении предлогов, умении составлять предложения с использованием приставочных глаголов
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;
- развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание, логическое мышление;
- совершенствовать пространственную ориентировку;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
Здоровьесберегающие: следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.
Словарь: цвинькает, стрекочет, ухает, каркает, воркует, чирикает, свистит.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Зимующие птицы», дерево-макет, ворона, кормушка с кормом, «снежок».
Образовательная область: речевое развитие.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Организационный момент.
Ребята, послушайте стихотворение.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев-
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог прилетело семь сорок.
Психогимнастика:
Злится старуха зима - сердитое лицо.
Хочет заморозить маленького снегиря- злость.
Но снегирю все нипочем - удивление.
Повесим для него и других птиц кормушки- улыбка.
- Объявление темы.
Сегодня собрались зимующие птицы на опушке леса и приглашают нас в гости.
В гости к зимующим птицам вы попадете, если по следам с одинаковым узором пойдете.
II. Основная часть
- Вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво: земля и деревья усыпаны белым, пушистым снегом. (Слайд 1) .
- А какие птицы нас пригласили, мы сейчас узнаем. Послушайте загадки.
Дети отгадывают загадки про птиц и они появляются.(Слайд 2)
Расселись птицы на ветвях, рады всех видеть, и встречают вас своим пением. . У каждой птицы своя песенка. Послушайте, как они поют. (Слайды 3-10)
Дети слушают голоса птиц.
- Ребята, запомнили как поют птицы?
Образование глаголов от звукоподражаний. Упражнение "Кто как голос подает?"- Ребята, хотите поиграть в снежки?
Но мы не просто будем играть, но и слова-действия подбирать. Ворона кар-кар – … ворона каркает
Воробей чик-чирик – ... воробей чирикает
Голубь врр-врр – ... голубь воркует
Снегирь цвинь-цвинь – … снегирь цвинькает
Сорока стрр-стрр – … сорока стрекочет
Сова ух-ух – … сова ухает
Синица свис-свис – … синица свистит
Дятел трр-трр – … дятел стучит
3. Ориентировка в пространстве. Практическое употребление предлогов. Развитие зрительного восприятия. Упражнение «Найди каждой птице свое место»
- Дети, птицы хотят с вами поиграть. Посмотрите, в этом домике живут птицы Узнайте, кто, где живет?
Дети должны по силуэту узнать и назвать птицу, щелкнуть «мышкой» на нужном квадрате, появляется цветное изображение птиц. (Слайд 11)
– Какая птица стоит в нижнем правом углу? В нижнем левом углу?
– Какая птица стоит между вороной и голубем?
– Какая птичка расположена в верхнем правом углу? В верхнем левом углу?
– Какая птица стоит между синицей и снегирем?
– Какая птица стоит над голубем? Под снегирем? Между сорокой и воробьем?
– Какая птица лишняя? Почему? (Журавль перелётная птица, а все остальные зимующие. Журавль живет на болоте или возле реки и питается лягушками, рыбой и другими речными обитателями. Зимой реки и болота замерзают и журавлям нет пищи, поэтому они улетают в теплые края.)
- Давайте, проводим его в теплые края, чтобы не замерз журавль.
(щелчок мышью, журавль исчезает)
Физминутка
Снежок порхает кружится, Дети машут руками и кружатся
На улице бело.
И превратились лужицы Приседают-встают (2 раза)
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики, Руки поднимают вверх,
Сегодня посмотри!
Как розовые яблоки, кольцо из рук над головой
На ветках снегири! Руки вверху, пальцы растопырены.
- Посмотрите, дети. К нам летит какая-то птица. (Звучит карканье вороны) (Слайд 12) Пальчиковая гимнастика «Ворона» .
Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы). Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх-вниз.
Каркает: «Вот и обед!»
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь –
Разводим руками,
А червячков уж нет!
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.
- Ворона голодная, ищет себе корм. Давайте ей поможем. Покормим ворону зернышками.
Дети должны закончить предложения словами-действиями. Логопед демонстрирует действия вороны. (Дерево, кормушка, ворона) - Не нашла ворона корма, стала по лесу летать. Летела, летела – видит дерево стоит. Ворона к дереву … (подлетела)
Через дерево … (перелетела)
Ворона за дерево … (залетела)
Она из-за дерева ... (вылетела)
Увидела кормушку и к кормушке … (полетела)
К кормушке … (подлетела)
В кормушку … (залетела)
Зернышек и крошек поклевала и из кормушки … (вылетела)
-Позвала ворона своих друзей к кормушке.
Дети составляют предложения по демонстрируемым действиям, используя приставочные глаголы. (Слайд 13)
Снегирь к кормушке подлетел.
Воробей в кормушку залетел.
Сорока из-за кормушки вылетела.
Синица через кормушку перелетела.
Сова прилетела и на кормушку села.
- Ребята, вспомните, какие слова-действия похожие на слово летела мы говорили: (Подлетела, перелетела, залетела и т.д).
III. Итог НОД (Слайд 14)
Воспитатель: Наша прогулка закончилась. Попрощаемся с нашими птицами, и вернемся в детский сад по той же тропике, что пришли сюда.
– У кого мы сегодня побывали в гостях?
– Назовите, каких птиц встретили в зимнем лесу?
– Какие это птицы? (Зимующие)
– Как пели птицы? Что они делали? (Чирикали, стрекотали, ворковали, свистели, цвинькали и т.д.)
– Как птицам зимой? (Птицам холодно и голодно, им тяжело добывать корм).
– Как ворона искала себе корм? Что она делала? (Подлетала, перелетала, залетала, и т.д.)
– Как мы можем помочь птицам? (Мы можем сделать кормушки, повесить их во дворе д/сада, около дома)
– Что любят зимующие птицы? (Сало, семечки, зерно, хлебные крошки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)
Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...