«Зимующие птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Козлова Елена Владимировна

Цель:   активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;                                         

Задачи:

Коррекционно-образовательные:                                              

- учить образовывать глаголы от звукоподражаний;

- упражнять в употреблении предлогов, умении составлять предложения с использованием приставочных глаголов

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;

- развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание, логическое мышление;

- совершенствовать пространственную ориентировку;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные:

-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,    самостоятельности, инициативности, ответственности;

- воспитывать бережное отношение к живой природе.

Здоровьесберегающие: следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.

Словарь:  цвинькает, стрекочет, ухает, каркает, воркует, чирикает, свистит.

 Оборудование:  мультимедийная установка, презентация «Зимующие птицы», дерево-макет, ворона, кормушка с кормом, «снежок».

Образовательная область: речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 721223.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  непосредственно образовательной  деятельности по формированию лексико-грамматических категорий  у детей от 6 до 7 лет с общим недоразвитием речи III ур. Лексическая тема «Зимующие птицы».

Цель:   активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;                                          

Задачи:

Коррекционно-образовательные:                                              

- учить образовывать глаголы от звукоподражаний;

- упражнять в употреблении предлогов, умении составлять предложения с использованием приставочных глаголов

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;

- развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание, логическое мышление;

- совершенствовать пространственную ориентировку;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные: 

-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,    самостоятельности, инициативности, ответственности;

- воспитывать бережное отношение к живой природе.

Здоровьесберегающие: следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.

Словарь:  цвинькает, стрекочет, ухает, каркает, воркует, чирикает, свистит.

 Оборудование:  мультимедийная установка, презентация «Зимующие птицы», дерево-макет, ворона, кормушка с кормом, «снежок».

Образовательная область: речевое развитие.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

    Ребята, послушайте стихотворение.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев-

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог прилетело семь сорок.  

Психогимнастика:                                                      

Злится старуха зима - сердитое лицо.

Хочет заморозить маленького снегиря- злость.

Но снегирю все нипочем - удивление.

Повесим для него и других птиц кормушки- улыбка.

  1. Объявление темы.  

Сегодня собрались зимующие птицы на опушке леса и приглашают нас в гости.  

В гости к зимующим птицам вы попадете, если по следам с одинаковым узором пойдете.

II. Основная часть

- Вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красивоземля и деревья усыпаны белым, пушистым снегом. (Слайд 1) .

- А какие птицы нас пригласили, мы сейчас узнаем.  Послушайте загадки.

Дети отгадывают загадки про птиц и они появляются.(Слайд 2)

 Расселись птицы   на ветвях,  рады всех видеть, и встречают вас своим пением. . У каждой птицы своя песенка.  Послушайте, как они поют.  (Слайды 3-10)

Дети слушают голоса птиц.

- Ребята, запомнили как поют птицы?

Образование глаголов от звукоподражаний. Упражнение "Кто как голос подает?"- Ребята, хотите поиграть в снежки?

Но мы  не просто будем играть,  но и слова-действия подбирать.                                     Ворона кар-кар             – … ворона каркает 
Воробей чик-чирик      – ...  воробей чирикает
Голубь врр-врр             – ...  голубь воркует
Снегирь цвинь-цвинь  – … снегирь цвинькает
Сорока  стрр-стрр        – … сорока стрекочет
Сова ух-ух                    – … сова ухает
Синица  свис-свис       – … синица свистит
Дятел трр-трр               – … дятел стучит

3. Ориентировка в пространстве. Практическое употребление предлогов. Развитие зрительного восприятия. Упражнение «Найди каждой птице свое место»

- Дети, птицы хотят с вами поиграть. Посмотрите, в этом домике живут птицы Узнайте, кто, где живет?

Дети должны по силуэту узнать и назвать птицу, щелкнуть «мышкой» на нужном квадрате, появляется цветное изображение птиц.  (Слайд 11)

– Какая птица стоит в нижнем правом углу?  В нижнем левом углу?  
– Какая птица стоит между вороной и голубем? 
– Какая птичка расположена в верхнем правом углу? В верхнем левом  углу?
– Какая птица стоит между синицей и снегирем?
– Какая птица стоит над голубем?  Под снегирем? Между сорокой и воробьем?
– Какая птица лишняя? Почему? 
(Журавль перелётная птица, а все остальные зимующие. Журавль живет на болоте или возле реки и питается лягушками, рыбой и другими речными обитателями. Зимой реки и болота замерзают и журавлям нет пищи, поэтому они улетают в теплые края.)

- Давайте, проводим его в теплые края, чтобы не замерз журавль.

(щелчок мышью, журавль исчезает)

Физминутка

Снежок порхает кружится,                   Дети машут руками и кружатся

На улице бело.

И превратились лужицы                       Приседают-встают (2 раза)

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,                       Руки поднимают вверх,

Сегодня посмотри!

Как розовые яблоки,                              кольцо из рук над головой

На ветках снегири!                               Руки вверху, пальцы растопырены.

- Посмотрите, дети.  К нам летит какая-то птица. (Звучит карканье вороны) (Слайд 12)  Пальчиковая гимнастика «Ворона» .

Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).                                                                                                     Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять. 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх-вниз.
Каркает: «Вот и обед!»
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь –
Разводим руками,
А червячков уж нет! 
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.                                                                          

     - Ворона  голодная, ищет себе корм. Давайте ей поможем. Покормим ворону зернышками.                                                                    

   Дети должны закончить  предложения словами-действиями. Логопед демонстрирует действия вороны. (Дерево, кормушка, ворона)                                                                                                                                -  Не нашла ворона корма, стала по лесу летать. Летела, летела – видит дерево стоит.        Ворона к дереву … (подлетела) 
Через дерево … 
(перелетела)
Ворона за дерево … 
(залетела) 
Она из-за дерева ... 
(вылетела)
Увидела кормушку и к кормушке … 
(полетела)
К кормушке … 
(подлетела)
В кормушку … 
(залетела)
Зернышек и крошек поклевала и из кормушки … 
(вылетела)

-Позвала ворона своих друзей к кормушке.

Дети составляют предложения по демонстрируемым действиям, используя приставочные глаголы. (Слайд 13)

Снегирь к кормушке подлетел.

Воробей в кормушку залетел.

Сорока из-за кормушки вылетела.

Синица через кормушку перелетела.

Сова прилетела и на кормушку села.

- Ребята, вспомните, какие слова-действия похожие на слово летела мы  говорили: (Подлетела, перелетела, залетела и т.д).

III. Итог НОД (Слайд 14)

Воспитатель: Наша прогулка закончилась. Попрощаемся с нашими птицами, и вернемся в детский сад по той же тропике, что пришли сюда.                        

 

– У кого  мы сегодня побывали в гостях? 
– Назовите, каких птиц встретили в зимнем лесу? 
– Какие это птицы? 
(Зимующие) 
– Как пели птицы? Что они делали? 
(Чирикали, стрекотали, ворковали, свистели, цвинькали и т.д.) 
– Как птицам зимой? 
(Птицам холодно и голодно, им тяжело добывать корм). 
– Как ворона искала себе корм? Что она делала? 
(Подлетала, перелетала, залетала, и т.д.)
– Как мы можем помочь птицам? 
(Мы можем сделать кормушки, повесить их во дворе д/сада, около дома) 
– Что любят зимующие птицы? 
(Сало, семечки, зерно, хлебные крошки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...