Программа дополнительного образования по формированию правильного звукопроизношения в рамках кружка "Занятия с логопедом"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Рожкова Ольга Викторовна

Данная программа является дополнительным образовательным  кружком для детей не посещающих специализированную группу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_polnaya_versiya.docx93.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №2 городского округа города Райчихинска

Утверждаю    

заведующий МДОАУ д/с  № 2

Серёжникова С. А.

приказ № ____

от «____» _________2017 г.

                                                                           

Рассмотрено                                                                    на педагогическом совете №1                                                                                                                                                            от  «_____» __________2017 г.

направление: речевое развитие

ПРОГРАММА

дополнительного образования по формированию правильного звукопроизношения

 «Занятия с логопедом»

возраст воспитанников: 5 – 6 лет

срок реализации: 1 год

Составитель:

Рожкова Ольга Викторовна

учитель-логопед                                      

           

г. Райчихинск

2017г.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Перечень  нормативно-правовых  документов

3

Актуальность

3

Цели и задачи программы

4

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

4

Целевые ориентиры освоения программы

6

Организационный раздел

7

Организация комплектования и коррекционной работы дополнительной платной услуги «Занятия с логопедом»

7

Структура индивидуального и подгруппового занятия

7

Участники коррекционной работы

7

Документация

9

Содержательный раздел

10

Этапы коррекции звукопроизношения

10

Этапы формирования произносительных умений и навыков

11

Список использованной литературы

17

Приложения

18


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Перечень нормативно-правовых документов

«Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста» является  основным документом для оказания платных услуг (занятий с логопедом) в дошкольном  образовательном учреждении. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным стандартам дошкольного образования.

Программа регулируется нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Приказом Минобрнауки России  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 N 1014;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Срок реализации: 2017-2018 учебный год.

1.2 Актуальность

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и его дальнейшего успешного обучения  в школе. Согласно статистике количество речевых нарушений  имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи  уделяется большее внимание.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Внятность и правильность произношения звуков речи зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков более простыми по артикуляции.

Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков.

Для развития и формирования речи детей наиболее благоприятным периодом является дошкольный возраст. Речевые недостатки в этом периоде легче и быстрее преодолеваются. Создаются благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

 Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

1.3 Цели и задачи программы 

Целью представленной программы является формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста посредством индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий. 

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

  • развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
  • формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
  • развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
  • совершенствование лексико-грамматических конструкций;
  • развитие неречевых психических процессов;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук.

Программой предусмотрено необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

1.4 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Речь – сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Доказано, что речь развивается комплексно: активная речь ребёнка и понимание им речи взрослых развивается одновременно.

В норме речевое развитие охватывает период от 1 года до 5 (реже -  до 6) лет.  При этом звуки ребенок усваивает не изолированно, а в составе целых слов. Но  т.к. многие звуки у него еще отсутствуют или заменяются другими звуками, то звуко-слоговая структура слов оказывается искаженной,  и лишь постепенно она все  более и более уточняется, приближается к норме.

Звуки речи  усваиваются  ребенком  по  принципу  от легкого  к  трудному. Это значит, что в первую очередь он овладевает произношением тех звуков, в произношении которых нет  точных и дифференцированных движений артикуляционного аппарата.

На 1-2-ом году жизни ребенок произносит только гласные звуки А, О, Э и губные гласные П, Б, М (в артикуляции последних язык вообще не участвует). Именно из этих звуков и состоят самые первые слова ребенка: мама, папа, баба.

Уже с 2-хлетнего возраста малыш различает все звуки речи на слух, однако правильно произнести их он еще не может, потому что созревание речедвигательного анализатора значительно отстает от созревания речеслухового.  Эта незрелость выражается в том, что движения речевых органов, и прежде всего языка, у ребенка раннего возраста еще недостаточно дифференцированы, а значит, выполнение «тонких»  движений, необходимых для правильного произнесения многих звуков, ему недоступно.

В этот период ребенок усваивает следующие гласные звуки И, Ы, У и  простые по артикуляции согласные: Ф, В (губно-зубные, в образовании которых язык тоже еще не участвует); Т,  Д,  Н (простейшие по  артикуляции переднеязычные звуки, требующие лишь простого поднимания кончика языка к верхним зубам); К, Г, Х (заднеязычные, тоже сравнительно простые по артикуляции) и звук Й.

На протяжении 3-го года жизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличивается роль речи в поведении ребёнка. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью. Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1000 слов. Ребёнок употребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы (что делает?), прилагательные (какой?). Употребляет предлоги - за, под, перед, в, на, у, с, к, и др. (например, с папой; на стул; у яблочка).

Ребёнок начинает говорить распространёнными предложениями. Например,  "Договорились, сначала я морковку съем, а потом пойдём с тобой гулять". Или: "Мамочка, посмотри, какие красивые цветы тётя несёт!".  Меняется характер общения со взрослыми и детьми: общение становится речевым.  Ребёнок начинает мыслить и сравнивать (снег белый, как сахар); обобщать (яблоко красное и флажок красный); делать умозаключения (мальчики мамы не бывают...). Дети этого возраста становятся почемучками, то есть задают много вопросов (как, где, когда, а куда). Умеют пересказывать (по вопросам) сказку или рассказик. Ребёнок использует суффиксальное словообразование: большая собака, а маленькая собачка (кошка - кошечка; заяц - зайчик, зайка и т.д.)

В тоже время, это возраст  интенсивного развития связной речи. Переход от ситуативной к контекстной требует большой согласованности в работе Ц.Н.С., речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и др. Некоторая рассогласованность в работе Ц.Н.С., в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения. Это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникнуть заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, дает протест на завышенные к нему требования. Если на этом этапе возникло заикание, то оно может быть обусловлено и возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли.

Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых. К 3-4 годам он улавливает на слух различие между  собственным несовершенным произношением и произношением взрослых и «подтягивает» свое произношение к этому образцу.

В возрасте от 3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих Ш, Щ, Ж, Ч. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поскольку для их образования необходимы тонкие дифференцированные движения языка, а также вполне определенное положение губ. Поэтому не случайно у многих детей именно на этих звуках впервые проявляются патологические нарушения звукопроизношения, тогда как более простые звуки произносились ими правильно.

У детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложение связное. Предметы объединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д. Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик); правильно употребляются падежные окончания. Дети хорошо рассказывают или пересказывают. В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние.

К 5-6 годам речь грамматически и лексически  сформирована. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

И наконец, в этом возрасте ребенок овладевает артикуляцией самых сложных согласных звуков, к которым относятся Р и твердое Л. Правильная артикуляция этих звуков предполагает очень точную и тонкую работу мышц языка.

Артикуляторно трудные  звуки  усваиваются  не  сразу,  а путем  последовательного  использования  различных  звуков-заменителей.  Если простые по артикуляции звуки дети обычно сразу произносят, трудные звуки они вынуждены заменять более простыми до тех пор, пока не смогут, наконец, выполнять необходимые для их произнесения артикуляторные движения.  Период  овладения  звуком  обычно  длится  около  2-4 недель (в зависимости от степени нарушения). В течение этого времени ребенок пользуется вновь усвоенным звуком неустойчиво, продолжая смешивать его со звуком-заменителем (говорит то шапка, то «сапка»).

1.5. Целевые ориентиры освоения  программы

К целевым ориентирам   (на этапе завершения коррекционной работы) в соответствии с данной программой относятся следующие возможные достижения ребенка:

  • правильная артикуляция всех звуков речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • умение дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне.

В результате выполнения цели и задач данной программы  у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к дальнейшему успешному обучению в школе.

Режим занятий представлен в таблице:

Год обучения

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Количество

воспитанников

2017-18

учебный год

1

4

8

        

Формами подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Занятия с логопедом»  открытые просмотры  ОД и рекомендации для дальнейшего закрепления полученного материала дома в индивидуальных тетрадках воспитанников.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Организация комплектования и коррекционной работы дополнительной образовательной программы  «Занятия с логопедом»

Зачисление воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи, осуществляется на основе обследования речи дошкольников детского учреждения. Обследование речи воспитанников проводится учителем-логопедом (по согласованию с педагогами группы) на начало учебного года («Экран звукопроизношения» Приложение № 1).

На основе выявленных недостатков в развитии устной речи составляется график индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий и их комплектование.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Основанием для проведения платной услуги, является заключение договора родителя (законного представителя) с детским учреждением.  В первую очередь коррекционные работы проводятся с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению образовательной программы дошкольного образования.

На основании договора, в соответствии со списком воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи, в срок до 30 сентября, формируется список детей для оказания дополнительной платной услуги «Занятия с логопедом» на текущий учебный год (Приложение 2).

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут в первую половину дня, что  соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.

Общее количество занятий в месяц составит 8 занятий. Родитель производит расчет за оказанную услугу согласно табеля посещаемости, из расчета 80  рублей  за 1 занятие через кассу АТБ по квитанции детского сада (Приложение № 3).  

Коррекционная работа  проводится с учетом режима работы дошкольного учреждения во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Предельное комплектование составляет не более 10 воспитанников в течение учебного года.

2.2  Структура индивидуального и подгруппового занятия

Структура индивидуального и подгруппового занятия подбирается на основе составленного индивидуального плана коррекционной работы, составленного в результате логопедического обследования.

Основными структурными компонентами коррекционного занятия по формированию правильного произношения являются:

1.Организация начала занятия.

2.Развитие мелкой моторики.

3.Развитие просодических компонентов речи (дыхание, голос,  ритм).

4.Развитие фонематического восприятия.

5.Артикуляционная гимнастика.

6. Постановка, автоматизация и дифференциация  звука.

2.3 Участники коррекционной работы

Учитель-логопед (по согласованию):

- Проводит обследование речевого развития детей дошкольного учреждения, подготавливает список воспитанников, зачисленных  на платные услуги «Занятия с логопедом» на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью.

- Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по исправлению нарушений  в развитии устной речи.

- Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их дальнейшую интеграцию.

- Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.

- Оказывает консультативную помощь педагогическими работниками, взаимодействует с родителями (законными представителями)  по преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.

- Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, городской психолого-медико-педагогической комиссии.

- Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.

- Предоставляет ежегодный отчет о результативности проведенной коррекционной работы.

Заведующий учреждения:

 Обеспечивает условия:

  • направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками, имеющими нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме;
  • направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.

Осуществляет контроль за оказанием квалифицированной коррекционной помощи дополнительной платной услуги «Занятия с логопедом».

Заместитель заведующего:

- Обеспечивает повышение  профессиональной компетентности педагогических работников учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

- Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи.

- Организует проведение мониторинга усвоения содержания образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования, коррекционной работы с воспитанниками группы, зачисленными на дополнительные платные услуги. Осуществляет анализ мониторинга и результативность коррекционной работы.

Контролирует:

  • применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей;
  • соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки;
  • динамику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных на платные услуги.

Родители (законные представители):

- Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.

-  Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.

- Родитель (законный представитель) производит своевременный расчет за оказанную услугу согласно табеля посещаемости  через кассу АТБ по квитанции детского сада.

2.4  Документация

1. Экран звукопроизношения детей зачисленных на дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом».

2. Список воспитанников, посещающих дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом» (Приложение 2).

3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, посещающие дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом».

4. Табель посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, посещающих дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом» (Приложение 3).

5. Индивидуальные маршруты сопровождения на каждого ребенка, посещающих дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом» (Приложение 4).

6. Календарный план подгрупповых занятий с воспитанниками, посещающих дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом», который ведется в процессе проведения коррекционной работы.

7. Отчет о мониторинге речевого развития воспитанников, посещающих дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом» (сентябрь, январь, май).

8. Отчет о результативности коррекционной работы с воспитанниками, посещающих дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом».

9. Индивидуальные тетради детей.


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Этапы коррекции звукопроизношения

Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье, наличие двуязычия и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1 учебного года.

Работа по коррекции звукопроизношения условно делится на несколько этапов.

1. Диагностический этап. Цель – определение исходного уровня развития речи ребенка, сложности речевого нарушения.

 2. Подготовительный этап. Цели - формирование интереса и мотивации к логопедическим занятиям; развитие слухового внимание, памяти, фонематического восприятия, пальчиковой моторики  с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

3. Этап формирования произносительных умений и навыков. Цели - устранение дефектного звукопроизношения; развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; формирование навыков пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

  1. Постановка звука.
  2. Автоматизация поставленного звука в слогах (прямых, обратных).
  3. Автоматизация звука в словах.
  4. Автоматизация звука в предложении.
  5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
  6. Автоматизация поставленных звуков в свободной речи (в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других формах детской жизнедеятельности).

4. Этап совершенствования фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельности проходит параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка.

5. Этап развития связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий для развития просодической стороны речи, при обучении рассказыванию и т.д.

Закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной (не заученной, не повторяемой вслед за взрослым) речи происходит на последнем этапе. Пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной речи, их автоматизация не может считаться законченной, а произношение исправленным. Поэтому на заключительном этапе автоматизации звуков речи очень важен самоконтроль ребенка и ненавязчивый контроль взрослого (родителей, законных представителей) за правильным произношением. Он необходим и в тех случаях, когда самоконтроль ребенка за речью еще не сформирован.

6. Оценочно-контрольный этап.

Диагностический этап, оценочно-контрольный этап проводятся во время обследования речи всех детей ДОУ. Поэтому в рамках данной программы лишь уточняются некоторые данные о состоянии речи ребенка, поступившего на дополнительные платные занятия с логопедом.

В зависимости от состояния речи  детей, подготовительный этап или некоторые задачи других этапов можно опустить.

   Проводимые индивидуальные занятия  с  ребенком будут более эффективными, если родители будут закреплять полученные навыки дома. Для этого заводятся индивидуальные тетради (для каждого ребенка) для домашних заданий, которые родители приносят на каждое логопедическое занятие.

   Продолжительность этапа формирования произносительных умений и навыков  зависит от исходного уровня развития речи, сложности нарушения звуков и индивидуальных особенностей  и возможностей ребенка.

   Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Многократные повторения необходимы при постановке и закрепления правильного артикуляционного уклада. Следует  научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. Но только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. Поэтому занятия проводятся в игровой форме, с использованием нетрадиционных форм коррекционной работы, здоровьесберегающих технологий (артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, биоэнергопластика, логопедический массаж, Су-Джок терапия, кинезиологические упражнения и др.)

   Результативность работы по данной программе оценивается уровнем сформированности звукопроизношения на момент выпуска ребенка в школу. Если речевой диагноз не осложнен другими нарушениями в развитии ребенка, то, как правило, удается достигнуть 100% результата.

3.2 Этапы формирования произносительных умений и навыков.

Работа над свистящими звуками - на примере базового звука [С].

Этап работы над звуком

Примерное количество занятий

Содержание и приемы работы

Подготовительный

2 - 7

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия свистящих звуков (в частности, звука [С].

Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке свистящих звуков: «улыбка», «заборчик», «горка», «катушка».

Постановка звука

2 - 10

  1. Выработка длительной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка:
  • высунутого из ротовой полости в виде «лопаточки»,
  • упирающегося в нижние резцы.

  1. Формирование артикуляционного уклада языка (кончик языка упирается в нижние зубы, по спинке проходит желобок), губ (разомкнуты и растянуты в улыбке), расстояния между резцами (небольшое – 1-2 мм).
  • по подражанию,
  • с помощью зонда.
  1. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и плавного речевого выдоха.
  2. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.

Автоматизация звука

13 - 30

  1. В слогах типа: СА, АСА, АС, СТА, АСТ.
  2. В словах:
  • в начале: сад, соль, сумка и т.п.
  • в середине между гласными: коса, росы, бусы  и т.п.
  • в конце: нос, пояс, ананас и т.п.
  • в стечении согласных: стакан, паста, мост и т.п.
  • с двумя звуками [с]: соска, насос, космос и т.п.
  1. Во фразах: Саня на санках скатился с горки и т.п.
  2. В небольших текстах.

Дифференциация  звука

7-10

В работу по дифференциации берут звуки [Ф], [Т].

  1. В сериях слогов: СА-ТА, СА-ТА-СА, ТА-СА-ТА и т.п.
  2. В словах
  • в парах слов-квазиомонимов: санки-танки и т.п.
  • в словах, где встречаются оба звука: лист, галстук и т.п.
  1. Во фразах: Анастасия поставила стул возле стола.
  2.  В небольших текстах.
  3. Закрепление навыка правильного произношения звука [С] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях.

Работа над свистящим звуком  [С].

   Работа начинается после автоматизации [С]. Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [С].

  Дифференциация [С’] и звуков [Ф’], [Т’], [С].

  Закрепление в самостоятельной речи ребенка.

Работа над свистящими звуком [З].

Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [С].  Автоматизируется на речевом материале по следующей схеме:

  1. В слогах типа: ЗА, АЗА, ЗДА (обратный слог не берется).
  2. В словах:
  • в начале: заяц, зонт, зуб и т.п.
  • в середине между гласными: коза, розы, призы  и т.п.
  • в стечении согласных: здание, поздно, изменить и т.п.
  • с двумя звуками [з]: зазвенеть, замерзнуть и т.п.
  1. Во фразах: козы грызут лозу и т.п.
  2. В небольших текстах.
  3. Дифференциация [З] и звуков [В], [Д], [С].
  4. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.

Работа над свистящим звуком [ЗЬ].

Работа начинается после автоматизации [З]. Вызывается путем подражания с опорой на ощущение вибрации при работе голосовых складок. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [З].

Дифференциация [З’] и звуков [В’], [Д’], [С’], [З].

Закрепление в самостоятельной речи.

Работа над свистящим звуком  [Ц].

Работа начинается после исправления звука [С] и введения его в речь ребенка. Постановка по подражанию на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков [СТ]. Автоматизация по следующей схеме:

  1. В слогах типа: АЦ, АЦА, ЦА, ЦВА.
  2. В словах:
  • в конце: заяц, палец, танец и т.п.
  • в середине между гласными: лицо, синица, птица  и т.п.
  • в начале: цапля, цепь, цена и т.п.
  • в стечении согласных: солнце, блюдце, овца и т.п.
  • с двумя звуками [ц]: зазвенеть, замерзнуть и т.п.
  1. Во фразах: любуется девица на себя в зеркальце и т.п.
  2. В небольших текстах.
  3. Дифференциация [Ц] и звуков [Т], [С], [С’].
  4. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.

Работа над шипящими звуками - на примере базового звука [Ш].

Этап работы над звуком

Примерное количество занятий

Содержание и приемы работы

Подготовительный

2-7

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия свистящих звуков (в частности, звука [Ш].

Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке шипящих звуков: «ворота», «вкусное варенье», «чашечка», «качели» (с широким языком), «фокус» и др.

Постановка звука

2 - 10

  1. Выработка длительной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка:
  • высунутого из ротовой полости в виде «чашечки»,
  • поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам.
  1. Формирование артикуляционного уклада языка (широкий кончик языка поднят и приближен к верхним альвеолам, с которыми образует щель), губ (разомкнуты, округлены и немного выдвинуты вперед), расстояния между резцами (среднее – 2-3 мм).
  • по подражанию,
  • с помощью зонда от звука [С].
  1. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и плавного речевого выдоха.
  2. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.

Автоматизация звука

13-30

  1. В слогах типа: ША, АША, АШ, ШТА, АШК.
  2. В словах:
  • в начале: шапка, шов, шум и т.п.
  • в середине между гласными: каша,  мыши, крыша и т.п.
  • в конце: мышь, душ, карандаш и т.п.
  • в стечении согласных: шторы, пушка, дождь [шт’], и т.п.
  • с двумя звуками [ш]: шашки, шишка, шуршать и т.п.
  1. Во фразах: бабушка для Маши наварила каши и т.п.
  2. В небольших текстах.

Дифференциация  звука

7-10

В работу по дифференциации берут звуки [Ф], [Т], [С].

  1. В сериях слогов: ША-СА, ША-СА-ША, СА-ША-СА, АШ-АС-АШ и т.п.
  2. В словах
  • в парах слов-квазиомонимов: мишка-миска и т.п.
  • в словах, где встречаются оба звука: Саша, шустрый и т.п.
  1. Во фразах: Саша шла по шоссе и сосала сушку.
  1. В небольших текстах.
  2. Закрепление навыка правильного произношения звука [Ш] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях

Работа над шипящим  звуком  [Ж].

Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Ш].  Автоматизируется на речевом материале по следующей схеме:

  1. В слогах типа: ЖА, АЖА, ЖДА (обратный слог не берется).
  2. В словах:
  • в начале: жаба, жук, жилет, желудь и т.п.
  • в середине между гласными: лужа, ножи, ужин и т.п.
  • в стечении согласных: ждать, одежда, ножницы и т.п.
  • с двумя звуками [ж]: жужжать, жужелица и т.п.
  1. Во фразах: жаба к ужину наловила жужелиц дюжину и т.п.
  2. В небольших текстах.
  3. Дифференциация [Ж] и звуков [В], [Д], [З]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.

Работа над шипящим  звуком [Щ].

Работа начинается после автоматизации [Ш]. Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Ш].

Дифференциация [Щ] и звуков [Ф’], [Т’], [С’], [Ш].

Закрепление в самостоятельной речи ребенка.

Работа над шипящим  звуком  [Ч].

Работа начинается после исправления звука [Щ] и введения его в речь ребенка. Постановка по подражанию на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков [ЩТ’]. Автоматизация по следующей схеме:

  1. В слогах типа: АЧ, АЧА, ЧА, ЧТА.
  2. В словах:
  • в конце: мяч, ключ, кирпич и т.п.
  • в середине между гласными: качели, ручей, сачок  и т.п.
  • в начале: чайник, черника, чулки и т.п.
  • в стечении согласных: девочка, очки, удочка и т.п.
  • с двумя звуками [ч]: чечетка, чашечка  и т.п.
  1. Во фразах: у девочки Анечки к чаю куплены прянички, а в печи испечены калачи и т.п.
  2. В небольших текстах.
  3. Дифференциация [Ч] и звуков [Т’], [С’], [Ц], [Ш], [Щ]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.

Работа над сонорным звуком  [Л].

Этап работы над звуком

Примерное количество занятий

Содержание и приемы работы

Подготовительный

2-7

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Л].

Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «иголочка», «змейка», «качели» (с узким языком), «молоточек», «пароходик» и др.

Постановка звука

2 - 10

  1. Формирование артикуляционного уклада языка (упор узкого языка в верхние зубы, подъем задней части спинки языка, опущенные боковые края языка), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм).
  • по подражанию,
  • с помощью зонда при произнесении звука [Ы] или [А].
  1. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха.

3.Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.

Автоматизация звука

13-30

  1. В слогах типа: ЛА, АЛА, АЛ, ПЛА.
  2. В словах:
  • в начале: лак, лом, лук и т.п.
  • в середине между гласными: мыло, голубь, яблоко и т.п.
  • в конце: стол, мел, пенал и т.п.
  • в стечении согласных: тарелка, облако, галстук и т.п.
  • с двумя звуками [л]: плыл, полоскала и т.п.
  1. Во фразах: Алла для Лады испекла оладьи и т.п.
  2. В небольших текстах.

Дифференциация  звука

7-10

В работу по дифференциации берут звуки [В], [j].

  1. В сериях слогов: ВА-ЛА, ЛА-ВА-ЛА и т.п.
  2. В словах
  • в парах слов-квазиомонимов: лак-як, пол-пой и т.п.
  • в словах, где встречаются оба звука: лайка, балалайка и т.п.
  1. Во фразах: Лайка лаяла на луну.
  2. В небольших текстах.
  3. Закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях.

Работа над звуком  [ЛЬ].

Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Л]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Л].

Дифференциация [Л’] и звуков [В’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.

Работа над сонорным звуком  [Р].

Этап работы над звуком

Примерное количество занятий

Содержание и приемы работы

Подготовительный

2-7

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Р].

Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «чашечка», «моляр», «пулемет», «лошадка», «грибок», «гармошка», «фокус» и др.

Постановка звука

2 - 10

  1. Выработка сильной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам (при длительном произнесении звука [Ж]; при произнесении сочетания [ТШ]; при многократном произнесении звука [Д]).
  2. Формирование артикуляционного уклада языка (подъем и приближение широкого кончика языка к верхним зубам и альвеолам), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм).
  • по подражанию,
  • с помощью зонда при произнесении звука [Ж] или многократном произнесении звука [Д].
  1. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха.
  2. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.

Автоматизация звука

13-30

  1. В слогах типа: РА, АРА, АР, ДРА и т.п.
  2. В словах:
  • в начале: рак, роза, рука и т.п.
  • в середине между гласными: баран, ворота, пирог и т.п.
  • в конце: забор, сахар, помидор и т.п.
  • в стечении согласных: трава, дырка, арбуз и т.п.
  • с двумя звуками [р]: раскрасить, конструктор и т.п.
  1. Во фразах: в зарослях грозно рычит тигр и т.п.
  2. В небольших текстах.

Дифференциация  звука

7-10

В работу по дифференциации берут звуки [Д], [j], [Л].

  1. В сериях слогов: РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА и т.п.
  2. В словах
  • в парах слов-квазиомонимов: лак-рак, игра-игла и т.п.
  • в словах, где встречаются оба звука: кораллы, крыло и т.п.
  1. Во фразах: Карл у Клары украл кораллы.
  2. В небольших текстах.
  3. Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях

Работа над звуком  [РЬ].

 Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Р]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Р].

Дифференциация [Р’] и звуков [Д’], [Л’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.

Работа над звуками  [К, КЬ].

  1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе.
  2. Постановка при помощи зонда от звуков [Т, Т’] при многократном проговаривании слогов та-та-та или тя-тя-тя…

        

Работа над звуками  [Г, ГЬ].

  1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’] на тактильной основе.
  2. Постановка при помощи зонда от звуков [Д, Д’] при многократном проговаривании слогов да-да-да или дяд-дя-дя…

Работа над звуками  [Х, ХЬ].

  1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’], сопровождая их артикуляцию придыханием.
  2. Постановка при помощи зонда от звуков [С, С’] при длительное проинесение этих звуков в слогах са или ся.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 1999.
  2. Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста». М., 2004.
  4. Епифанова  О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.
  5. Лопатина  Л.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». С-П., 2001.
  6. Кондратенко И.Ю. «Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте». М., 2005.
  7. Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.
  8. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.
  9. Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи».  М., 2005.
  10. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М., 2014.
  11. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.  



Приложение 1

Экран звукопроизношения 

воспитанников, посещающих дополнительную образовательную программу «Занятия с логопедом» муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 2, корпус 2.

Ф.И. ребенка

Месяц обсле-дования

звонкие

свистящие

шипящие

сонорные

йотир-е

др-ие звуки

Примечание

В Б Д Г

С СЬ З ЗЬ Ц

Ш Ж Щ Ч

Н М Л ЛЬ Р РЬ

Я Е Ё Ю

Ф К П Т

1.

Октябрь

Январь

Май

2.

Октябрь

Январь

 

Май

3.

Октябрь

Январь

Май

4.

Октябрь

Январь

Май

5.

Октябрь

Январь

Май

6.

Октябрь

Январь

Май

7.

Октябрь

Январь

Январь

8.

Октябрь

Январь

Январь

Условные знаки: +   (произношение звука правильное).

--   (звук не произносится).

О  (звук произносится нечетко, нарушена артикуляция).


Приложение 2

Список воспитанников,

посещающих дополнительную образовательную услугу «Занятия с логопедом» муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 2, корпус 2.

Фамилия,

имя,  воспитанника

Речевое нарушение

Срок

обучения

Дата зачисления

Старшая группа «Б»  № 6

1.

Слащинина

Ксюша

1 год

10.10.2017 г.

2.

Медведева

Соня

1 год

10.10.2017 г.

3.

Тарасов

Женя

1 год

10.10.2017 г.

4.

Шарова

Аня

1 год

10.10.2017 г.

5.

Подорва

Полина

1 год

10.10.2017 г.

6.

Модлин

Богдан

1 год

10.10.2017 г.

7.

Таранов

Савелий

1 год

10.10.2017 г.

8.

Коротяева

Милана

1 год

10.10.2017 г.


Приложение 3

ТАБЕЛЬ УЧЁТА ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ дополнительной образовательной программы «Занятия с логопедом».

Руководитель: учитель-логопед  высшей  кВ. категории - О.В. Рожкова

4 занятий в месяц,  1 занятие – 100 рублей.

За  ______________ 201__г.

Ф.И.

ребёнка

ЧИСЛА

Количество занятий

Сумма  к оплате

ПРИМЕЧАНИЕ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Старшая группа (Б),    № 6

1.Слащинина Ксюша

2.Медведева Соня

3.Тарасов Женя

4.Шарова Аня

5.Подорван Полина

6.Модлин Богдан

7.Таранов Сава

  1. Коротяева Милана

Присутствует:

Отсутствует:

Руководитель:  __________ О.В. Рожкова

Заведующая МДОАУ детским садом №2 _______________ С.А. Серёжников


Приложение № 4

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения 

(нужное отметить +, подчеркнуть)
c ________________________________

Логопедическое заключение: ________________________________________________

Содержание работы:

  1. Формирование правильного звукопроизношения.
  • Логопедический массаж;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • постановка и коррекция звуков:
  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
  • губно-губные – П, Б, М + мягк.
  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
  • Другие __________________________
  • автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте
  1. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

3.         Развитие общей и мелкой моторики.

4.        Развитие мимики и эмоций.

5.       Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:

  • определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
  • определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.

6.       Работа над слоговой структурой слова.

7.       Развитие грамматического строя речи:

  • словообразование;
  • словоизменение.

8.       Развитие лексической стороны речи:

  • расширять предметный словарь;
  • расширять словарь признаков;
  • расширять глагольный словарь.

9.      Формирование связной речи:

  • формировать умение составлять рассказ по картинке;
  • формировать умение составлять рассказ по серии картин;
  • формировать умение составлять пересказ;
  • формировать умение составлять рассказ - описание.

10.    Пополнения активного словаря, развитие импрессивной речи.

11.    Развитие психических процессов, интеллектуальной деятельности:

  • развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;

12.    Сроки динамического контроля:

Январь

Динамика (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)

Причины отрицательной или нулевой динамики:

Май

Динамика (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)

Причины отрицательной или нулевой динамики:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...

ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...

Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).

I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...