Конспект НОД в подготовителной группе по развитию речи "В гости к сказке"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Швендых Лилия Павловна

Дошкольники очень любят слушать сказки. А также им нравится их и пересказывать, использую сюжетные картинки к сказке. Но, используя дополнительно ещё и карты В.Я.Проппа пересказ окажется гораздо интереснее и ярче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_skazki.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе

Тема:  В гости к  сказки.

Цель - Знакомство детей с картами В.Я.Проппа, обучение детей использованию карт для краткого пересказа и сочинения новых сказок.

Задачи:

  • Познакомить детей с картами Проппа;
  • Развивать умение соотносить карты Проппа к содержанию сюжетных картин знакомой сказке «Красная шапочка»;
  • Обучать творческому рассказыванию детей, переделывать сказки на новый лад;
  • Развивать связную монологическую речь;
  • Способствовать доброжелательному коммуникативному общению дошкольников;

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: изготовление карт Проппа В.Я.; чтение русских народных и авторских сказок; подбор и  рассматривание сюжетных картинок по содержанию сказок и беседа; разучивание физминутки;

Оборудование и материал: карты В.Я.Проппа, сюжетные картинки к сказке «Красная шапочка», надпись на камне, сказочный домик с запиской для детей, магнитная доска, клубок, выставка детской литературы, музыка из передачи «В гостях у сказки», презентация «В гостях у сказки».

Ход занятия

Дети входят под музыку “В гостях у сказки”. Приветствие….

«С добрым утром! С новым днём! С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай! День хороший начинай!»

Воспитатель: Ребята, я вам сегодня предлагаю отправиться за тридевять земель в тридесятое царство, где станем сочинителями сказок. Подумайте, на каком сказочном транспорте можно отправиться в сказочное царство-государство?

Дети: Можно отправиться на ковре-самолёте, на сивке-бурке, на коньке-горбунке, на сером волке, на летучем корабле, в сапогах скороходах…

Воспитатель: Правильно! Кто нам может указать дорогу? И оказать помощь?

Дети: Клубок! Волшебное колечко! Пёрышко!

Воспитатель: Назовите героев сказок, которым нужна помощь.

Дети: Трём поросятам, бабушке и Красной Шапочке,

Воспитатель: Вспомните и назовите помощников, которые помогают сказочным героям преодолеть препятствия или выручают их из беды?

Дети: Серый волк! Джин из бутылки! Двое из ларца – одинаковы с лица! Волшебная лампа Алладина! Лесорубы! Яблоня, печка и речка!

Воспитатель: Отгадайте волшебный предмет, с помощью которого мы совершим путешествие в сказочную волшебную страну.

Загадка:

«Ты катись, катись…. клубок,

Через запад на восток.

Покажи нам все дороги,

Где прошли бы наши ноги».

Воспитатель катит клубок ниток по направлению к «камню» с надписью.

Воспитатель: И вот мы оказались в сказочном царстве-государстве. Мы стоим на перекрестке  дорог возле большого камня, а на камне надпись:

«Направо пойдешь – пропадешь».

«Налево пойдешь – игру найдешь».

«Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь».

Воспитатель: (читает две первых надписи) Какую дорогу выберем – направо или налево?

Дети: Налево!

Слева стоит стол, на котором лежит игра «Конструктор сказок». Воспитатель берёт карты В.Я.Проппа и объясняет детям, помещая их на магнитную доску. Русский учёный много читал волшебных сказок и решил, что во всех сказках происходят одинаковые события и придумал данные карты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могут обозначать зарисовки на картах? В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко пересказывать и сочинять новые сказки (показ карт детям). Игру новую мы получили, а последняя надпись на камне гласит «Прямо пойдёшь – доброе дело сделаешь». Пойдём прямо?

Дети: Да! Пойдём!

Физминутка:

Красная Шапочка по лесу идет.

Корзинку с пирожками девочка несет (ходьба на месте).

А за ней на цыпочках – Серый волк,

Серый да голодный, все зубами - щелк да щелк! (ходьба на носках).

Прямо стоит сказочный домик, на нём записка от бабушки-сказушки: «Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку».

 Перед домиком стоят детские стулья по количеству детей и три детских столика, на которых дети выполняют просьбу…..

Воспитатель: Ребята, вы правильно и последовательно разложили сюжет сказки, а сейчас используя карты, будем соотносить определённую карту В.Я.Проппа и сюжет сказки.  Дети поочерёдно рассказывают изображённый сюжет на картинке и подбирают карточку из тех карт, которые  расположены на магнитной доске.

Рассказы детей:

  1. «ЖИЛИ  - БЫЛИ»….  Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной шапочкой.
  2.  «ГЕРОЙ ПОКИДАЕТ ДОМ»…. Однажды мама отправила Красную Шапочку  к бабушке, чтобы отнести горшочек масла и пирожок.
  3.  «ЗАПРЕТ»… Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай,– наказывала ей мама. Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно.
  4. «НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА»... Но девочка собирала цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
  5. «ВРАГ НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ»…Волк побежал к бабушке по короткой дорожке. Голодный волк вбежал в дом, набросился на бабушку и в один миг проглотил её.
  6. «ГЕРОЮ ДАЁТСЯ НОВЫЙ ОБЛИК»… Волк надел бабушкин чепчик, натянул бабушкину рубашку, улёгся в постель и стал поджидать Красную шапочку. Долго ждать не пришлось. Волк впустил в дом Красную Шапочку, и девочка стала с ним разговаривать. Когда Красная Шапочка поняла, что это не бабушка, то волк захотел её съесть.
  7. «ПОЯВЛЕНИЕ ДРУГА – ПОМОЩНИКА»…К счастью недалеко оказались охотники с ружьём. Услышали они шум в домике бабушки и побежали к нему.
  8. «ГЕРОЙ ВСТУПАЕТ В БИТВУ С ВРАГОМ»…Забежали охотники в домик бабушкин и видят, что волк уже проглотил Красную Шапочку и лежит с толстым брюхом на бабушкиной постели.
  9. «ВРАГ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОВЕРЖЕННЫМ»…Тогда охотники направили ружьё на злого волка и застрелили его.  А из брюха выскочили бабушка и Красная Шапочка. Обе целы и невредимы.
  10. СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ»…Радовались не только бабушка с внучкой и охотники, но и все обитатели леса, потому что избавились от злого волка. Стали все жить – поживать, горя не знать.

Воспитатель: Молодцы, вы сейчас пересказали с помощью карт В.Я. Проппа знакомую сказку. А теперь попытаемся изменить сюжет сказки.              Например… «...Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был… (кто? показ  картинки  Доктора Айболита), который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки…Что сделал Волк?  

Или… «…Гуси – лебеди (показ картинки гусей – лебедей) увидели, что волк побежал к домику бабушки, полетели и позвали на помощь охотника (показ картинки охотника), который и спас бабушку.                                                  

А тут и Красная шапочка подошла.

Воспитатель: Вот как замечательно получилось. Просьбу бабушки-сказушки выполнили, я предлагаю оставить ей волшебный клубок, чтобы она к нам в гости приходила. А сейчас вспомним, что могут означать карты «Конструктор сказок».

Дети: Любая сказка начинается «Жили-были», дальше « Герой покидает дом», «Запрет и нарушение запрета»,  «Враг начинает действовать», «Появление друга помощника», «Битва героя и врага», «Враг побеждён» и во всех сказках «Счастливый конец».

Воспитатель: В подарок нам остаются карты, по которым мы  дальше будем вспоминать знакомые сказки и сочинять новые. Сейчас вместе «свернёмся клубком» и возвращаемся в детский сад из сказочного государства.

                                                                                                Конспект составил:

                                                                                                Воспитатель: Швендых Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Тема: "Запутанные сказки"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Цели: развитие связной речи, пополнение словаря.  воспитание  интереса к художественной литературе, развитие внимания...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи "Путешествие в сказку"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе....

Конспект ООД в старшей группе по развитию речи «Путешествие по сказкам».

Цель: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника. Задачи:Коррекционно-образовательные: Формирование звуковой выразительности речи.Коррекционно-развивающие: Развивать дикцию и фо...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Путешествие по сказкам»

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Путешествие по сказкам»...

Конспект НОД в младшей группе по развитию речи «Гости из Африки»

Конспект в второй младшей группе по развитию речи  на тему "Животные жарких стран"....