Конспект НОД в подготовителной группе по развитию речи "В гости к сказке"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Дошкольники очень любят слушать сказки. А также им нравится их и пересказывать, использую сюжетные картинки к сказке. Но, используя дополнительно ещё и карты В.Я.Проппа пересказ окажется гораздо интереснее и ярче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_skazki.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
Тема: В гости к сказки.
Цель - Знакомство детей с картами В.Я.Проппа, обучение детей использованию карт для краткого пересказа и сочинения новых сказок.
Задачи:
- Познакомить детей с картами Проппа;
- Развивать умение соотносить карты Проппа к содержанию сюжетных картин знакомой сказке «Красная шапочка»;
- Обучать творческому рассказыванию детей, переделывать сказки на новый лад;
- Развивать связную монологическую речь;
- Способствовать доброжелательному коммуникативному общению дошкольников;
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: изготовление карт Проппа В.Я.; чтение русских народных и авторских сказок; подбор и рассматривание сюжетных картинок по содержанию сказок и беседа; разучивание физминутки;
Оборудование и материал: карты В.Я.Проппа, сюжетные картинки к сказке «Красная шапочка», надпись на камне, сказочный домик с запиской для детей, магнитная доска, клубок, выставка детской литературы, музыка из передачи «В гостях у сказки», презентация «В гостях у сказки».
Ход занятия
Дети входят под музыку “В гостях у сказки”. Приветствие….
«С добрым утром! С новым днём! С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай! День хороший начинай!»
Воспитатель: Ребята, я вам сегодня предлагаю отправиться за тридевять земель в тридесятое царство, где станем сочинителями сказок. Подумайте, на каком сказочном транспорте можно отправиться в сказочное царство-государство?
Дети: Можно отправиться на ковре-самолёте, на сивке-бурке, на коньке-горбунке, на сером волке, на летучем корабле, в сапогах скороходах…
Воспитатель: Правильно! Кто нам может указать дорогу? И оказать помощь?
Дети: Клубок! Волшебное колечко! Пёрышко!
Воспитатель: Назовите героев сказок, которым нужна помощь.
Дети: Трём поросятам, бабушке и Красной Шапочке,
Воспитатель: Вспомните и назовите помощников, которые помогают сказочным героям преодолеть препятствия или выручают их из беды?
Дети: Серый волк! Джин из бутылки! Двое из ларца – одинаковы с лица! Волшебная лампа Алладина! Лесорубы! Яблоня, печка и речка!
Воспитатель: Отгадайте волшебный предмет, с помощью которого мы совершим путешествие в сказочную волшебную страну.
Загадка:
«Ты катись, катись…. клубок,
Через запад на восток.
Покажи нам все дороги,
Где прошли бы наши ноги».
Воспитатель катит клубок ниток по направлению к «камню» с надписью.
Воспитатель: И вот мы оказались в сказочном царстве-государстве. Мы стоим на перекрестке дорог возле большого камня, а на камне надпись:
«Направо пойдешь – пропадешь».
«Налево пойдешь – игру найдешь».
«Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь».
Воспитатель: (читает две первых надписи) Какую дорогу выберем – направо или налево?
Дети: Налево!
Слева стоит стол, на котором лежит игра «Конструктор сказок». Воспитатель берёт карты В.Я.Проппа и объясняет детям, помещая их на магнитную доску. Русский учёный много читал волшебных сказок и решил, что во всех сказках происходят одинаковые события и придумал данные карты.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могут обозначать зарисовки на картах? В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко пересказывать и сочинять новые сказки (показ карт детям). Игру новую мы получили, а последняя надпись на камне гласит «Прямо пойдёшь – доброе дело сделаешь». Пойдём прямо?
Дети: Да! Пойдём!
Физминутка:
Красная Шапочка по лесу идет.
Корзинку с пирожками девочка несет (ходьба на месте).
А за ней на цыпочках – Серый волк,
Серый да голодный, все зубами - щелк да щелк! (ходьба на носках).
Прямо стоит сказочный домик, на нём записка от бабушки-сказушки: «Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку».
Перед домиком стоят детские стулья по количеству детей и три детских столика, на которых дети выполняют просьбу…..
Воспитатель: Ребята, вы правильно и последовательно разложили сюжет сказки, а сейчас используя карты, будем соотносить определённую карту В.Я.Проппа и сюжет сказки. Дети поочерёдно рассказывают изображённый сюжет на картинке и подбирают карточку из тех карт, которые расположены на магнитной доске.
Рассказы детей:
- «ЖИЛИ - БЫЛИ»…. Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной шапочкой.
- «ГЕРОЙ ПОКИДАЕТ ДОМ»…. Однажды мама отправила Красную Шапочку к бабушке, чтобы отнести горшочек масла и пирожок.
- «ЗАПРЕТ»… Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай,– наказывала ей мама. Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно.
- «НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА»... Но девочка собирала цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
- «ВРАГ НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ»…Волк побежал к бабушке по короткой дорожке. Голодный волк вбежал в дом, набросился на бабушку и в один миг проглотил её.
- «ГЕРОЮ ДАЁТСЯ НОВЫЙ ОБЛИК»… Волк надел бабушкин чепчик, натянул бабушкину рубашку, улёгся в постель и стал поджидать Красную шапочку. Долго ждать не пришлось. Волк впустил в дом Красную Шапочку, и девочка стала с ним разговаривать. Когда Красная Шапочка поняла, что это не бабушка, то волк захотел её съесть.
- «ПОЯВЛЕНИЕ ДРУГА – ПОМОЩНИКА»…К счастью недалеко оказались охотники с ружьём. Услышали они шум в домике бабушки и побежали к нему.
- «ГЕРОЙ ВСТУПАЕТ В БИТВУ С ВРАГОМ»…Забежали охотники в домик бабушкин и видят, что волк уже проглотил Красную Шапочку и лежит с толстым брюхом на бабушкиной постели.
- «ВРАГ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОВЕРЖЕННЫМ»…Тогда охотники направили ружьё на злого волка и застрелили его. А из брюха выскочили бабушка и Красная Шапочка. Обе целы и невредимы.
- СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ»…Радовались не только бабушка с внучкой и охотники, но и все обитатели леса, потому что избавились от злого волка. Стали все жить – поживать, горя не знать.
Воспитатель: Молодцы, вы сейчас пересказали с помощью карт В.Я. Проппа знакомую сказку. А теперь попытаемся изменить сюжет сказки. Например… «...Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был… (кто? показ картинки Доктора Айболита), который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки…Что сделал Волк?
Или… «…Гуси – лебеди (показ картинки гусей – лебедей) увидели, что волк побежал к домику бабушки, полетели и позвали на помощь охотника (показ картинки охотника), который и спас бабушку.
А тут и Красная шапочка подошла.
Воспитатель: Вот как замечательно получилось. Просьбу бабушки-сказушки выполнили, я предлагаю оставить ей волшебный клубок, чтобы она к нам в гости приходила. А сейчас вспомним, что могут означать карты «Конструктор сказок».
Дети: Любая сказка начинается «Жили-были», дальше « Герой покидает дом», «Запрет и нарушение запрета», «Враг начинает действовать», «Появление друга помощника», «Битва героя и врага», «Враг побеждён» и во всех сказках «Счастливый конец».
Воспитатель: В подарок нам остаются карты, по которым мы дальше будем вспоминать знакомые сказки и сочинять новые. Сейчас вместе «свернёмся клубком» и возвращаемся в детский сад из сказочного государства.
Конспект составил:
Воспитатель: Швендых Л.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Тема: "Запутанные сказки"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Цели: развитие связной речи, пополнение словаря. воспитание интереса к художественной литературе, развитие внимания...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи "Путешествие в сказку"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе....
Конспект ООД в старшей группе по развитию речи «Путешествие по сказкам».
Цель: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника. Задачи:Коррекционно-образовательные: Формирование звуковой выразительности речи.Коррекционно-развивающие: Развивать дикцию и фо...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Путешествие по сказкам»
Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Путешествие по сказкам»...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. "Русские народные сказки"
quot;Русские народные сказки"...
Конспект НОД в младшей группе по развитию речи «Гости из Африки»
Конспект в второй младшей группе по развитию речи на тему "Животные жарких стран"....