Тема выступления: «Творческие игры для детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
статья по развитию речи (старшая группа)
«Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» писал В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._igra_tvorcheskie_igry_dlya_detey.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Жарова О.П., воспитатель ГБДОУ детский сад №65 Приморского района Санкт-Петербурга |
Тема выступления: «Творческие игры для детей дошкольного возраста
с нарушениями речи».
«Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» писал В.А. Сухомлинский.
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия являются непременным условием большинства игр. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
Богат и разнообразен мир игр. Игра – не только метод обучения, развития, но и метод коррекции нарушений, активно используемый в логопедической практике. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на речь. С детьми, имеющими нарушения речи, работает логопед, а воспитатели – это первые его помощники. Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку в игровой форме.
Я предлагаю как один вариант из множества вариантов игр игры на словотворчество.
Картотека дидактических игр на развитие словотворчества детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.
- «Доскажи словечко»
Цель: Учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое восприятия.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает ее до конца. Дети должны закончить это предложение.
Ра-ра-ра – начинается (игра).
Ры-ры-ры – у меня в руках (шары)
Ша-ша-ша – шли мы с Сашей (не спеша)
- «Волшебные очки».
Цель: развивать творческие умения детей, творческое воображение.
Ход игры: Ведущий надевает «волшебные очки», которые могут предсказать будущее и рассказывает, что когда наступит (зима, весна, лето, осень) то произойдет…..
- «Волшебный бинокль».
Задачи: Развивать словарный запас детей, воображение, познавательный интерес, освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.
Ход игры: Ведущий показывает «волшебный бинокль», и говорит, что если посмотреть в него, то он может изменить характер героя на противоположный. Ребенок смотрит в бинокль на сказочного героя и рассказывает о его поступках, об изменениях в характере.
- «Чудо - дерево».
Задачи: Расширять объем словарного запаса детей, развивать творческие умения, умения отгадывать загадки.
Ход игры: Перед игрой необходимо прочитать сказку К.И. Чуковского «Чудо - дерево», и объяснить, что на нашем «чудо – дереве» будут расти не только сапожки, но и другие волшебные предметы. Необходимо разложить картинки, и ведущий загадывает загадки. Если ребенок правильно отгадал, то вешает картинку на «чудо дерево» и рассказывает каким волшебным свойством может обладать данный предмет.
- «Складки – загадки».
Задачи: Формировать умение внимательно слушать текст, подбирать слова близкие по звучанию и по смыслу.
Ход игры: Педагог читает отрывки из стихотворений, дети подбирают концовку «ходит по лесу хорек, хитрый маленький….)
- «Бывает – не бывает»
Задачи: Формирование семантических полей, расширять словарь антонимов, развивать творческие способности детей.
Ход игры: Взрослый произносит предложения, в которых есть ошибки. Необходимо определить какое слово в предложении звучит и используется неправильно, и заменить его словом с противоположным значением.
- «Слово заблудилось»
Задачи: Формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
Ход игры: Взрослый читает слова – небылицы, задачи ребенка заметить смысловые не сообразности и подобрать нужное слово.
- «Новые загадки»
Задачи: Развивать творческое мышление, умение составлять описательные рассказы.
Ход игры: Каждый игрок берет себе по четыре предметных картинки животных. Взрослый задает вопросы, помогающие описать загадочное животное.
- «Шкатулка со сказками».
Задачи: Развивать связную речь ребенка, творческое мышление.
Ход игры: Ведущий из «волшебной шкатулки» достает произвольные фигурки. Игроки придумывают чем или кем будут эти фигурки в сказке. После того, как первый игрок сказал два, три предложения, следующий ребенок достает другой предмет и продолжает сказку. Важно, чтобы дети каждый раз заканчивали свою историю.
- «Четвертый лишний».
Задачи: Развивать речевой слух, слуховую память.
Ход игры: Взрослый называет четыре слова, ребенок должен выбрать то, которое не рифмуется с тремя остальными (мимоза, заноза, лужа, береза).
- «Чьи хвосты»
Задачи: Закреплять умения детей образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: Воспитатель рассказывает историю о том, что однажды животные в лесу ,проснулись и увидели, что куда-то исчезли их хвосты, нужно им помочь. Но для этого необходимо правильно назвать и отвечать на вопрос «чей хвост».
В игре сложные упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, анализировать и делать выводы, фантазировать.
Литература.
Алексеева М.М. , Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.- М. 2000 г.
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». –М. 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Перспективные планы по творческой теме "Развитие мелкой моторики у детей с Тяжёлыми нарушениями речи посредством ручного труда"
Перспективные планы (средний, старший, подготовительный возраст)...
Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.
Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...
Выступление на семинаре для педагогов на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития....
Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игру»
Консультация для родителейна тему:«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игру»...
Конспект квест – игры для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Цель квест – игры: обобщение знаний об изученных звуках и буквах; формирование у детей старшего дошкольного возраста логического мышления, творческой активности....
Выступление на педагогическом семинаре "Новые технологии и методики в работе воспитателя детского сада" на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Поиск наиболее эффективных способов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является объективной необходимостью, которая не находит своего воплощения в условиях малой научно-иссл...