Конспект занятия по связной речи "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Матвеева Ольга Александровна

Конспект

 занятия

по связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posuda_svyaznaya_rech.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия

по связной речи

в I  старшей логопедической группе

«Посуда»

                                                                                            Учитель – логопед

                                                                                            МБДОУ № 34 «Колокольчик»

                                                                                            Матвеева О.А.

г. Моздок

РСО – Алания

2013г.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

- учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в образовании имён прилагательных от имён  существительных и давать понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды;

- развивать внимание, логическое мышление и связную речь;

- учить классифицировать предметы посуды;

- активизировать словарь по теме; закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах;

- продолжать учить составлять рассказ – описание по модели.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды из различных материалов, схема для составления рассказа-описания, стакан, ложка.

                                     

                                           Ход занятия

1. Организационный момент. Детям демонстрируют картинку с изображением самовара.

- Скажите, пожалуйста, почему этот предмет так называется – самовар?

(Ответы детей)

- Слово самовар состоит из двух слов: сам и варит. Этот предмет сам кипятит воду для чая, поэтому так называется.

2. Объявление темы.

- Ребята, сегодня Самовар Самоварыч пригласил нас в свою страну. А как вы думаете, кто там живёт? (посуда) Правильно, посуда! А чтобы убедиться, что это действительно так, я прочитаю вам письмо.

3. Вводная беседа.

- Самовар Самоварыч  хочет рассказать о своей свите.

                                         Посуда.

Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала её делали из дерева и глины. Потом появилась стеклянная, фаянсовая, металлическая, фарфоровая посуда.

Фарфоровая посуда изготавливается из глины, но белого цвета. Она хрупкая, но красивая и лёгкая.

Широко используется в хозяйстве посуда из металлов. Сковородки из чугуна отличаются прочностью и стойкостью к высоким температурам. Алюминиевые кастрюли и ковшики лёгкие, дешёвые и прочные.

Из стекла на специальных стекольных заводов создают очень красивую посуду: кувшины, бокалы, стаканы, вазы.

Ещё один материал для изготовления посуды – это пластик. Из него делают одноразовую посуду  и посуду для холодных продуктов.

Вы должны маме помогать ухаживать за предметами посуды: освободите тарелки и чашки от остатков пищи, затем вымойте горячей водой с моющим средством, тщательно ополосните её.. Сухим полотенцем вытрите посуду и уберите её в шкаф. Если соблюдать эти простые правила, посуда прослужит вам долго и всегда будет красивой.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

- В стране Самовара Самоварыча посуда сделана из разных материалов. Посуда сделана из разных материалов. Попробуйте догадаться, какая это посуда.

Игра «Образуй слово». Образование качественных прилагательных.

Стакан из стекла- стеклянный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Кастрюля из металла – металлическая

Сковорода из чугуна – чугунная

Пиала из керамики – керамическая

Кувшин из глины – глиняный

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Бокал из хрусталя – хрустальный

Ложка из дерева – деревянная

- Самовару Самоварычу очень интересно умеете ли вы играть в игру  «Наоборот» и сможете ли подобрать нужные  слова.

Игра «Наоборот». Подбор слов – антонимов к именам прилагательным и глаголам.

Глубокая тарелка- мелкая тарелка

Большая кастрюля – маленькая кастрюля

Новая чашка – старая чашка

Чистая тарелка – грязная тарелка

Разбить стакан – склеить стакан

Насыпать сахар в сахарницу – высыпать сахар из сахарницы

Налить молоко в молочник – вылить молоко из молочника

Взять хлеб из хлебницы – положить хлеб в хлебницу

Закрыть кастрюлю – открыть кастрюлю

 Разогреть сковороду – остудить сковороду

-А теперь попробуйте угадать, какой из четырёх предметов не подходит к остальным.

Игра «Выдели четвёртый лишний». Развитие навыка классификации.

Дети выделяют «лишний» предмет и объясняют свой выбор: «Лишняя кастрюля, потому что она сделана из металла, а остальные предметы это чайная посуда».

Чашка, заварочный чайник, кастрюля, сахарница (кастрюля).

Сахарница, кофейник, чашка, чайник, чашка (Кофейник).

Кастрюля, чайник, банка, сковорода (Банка).

Стакан, банка, сковорода, бутылка (сковорода).

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.

Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик».

Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.

Присели, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.

Руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.

Ложатся на ковер, вытянулись.

- Самовар Самоварыч решил дать вам несколько заданий. Я буду потихоньку говорить кому–то из вас задание, вы его выполните, а остальные ребята расскажут, что вы сделали.

Игра «Где ложка?». Закрепление навыка правильного использования предлогов в речи.

Ложку положили в стакан.

Ложку положили на тарелку.

Коля взял ложку из стакана.

Ложка лежит под стаканом.

Ложка лежит за кастрюлей.

Катя взяла ложку из-за кастрюли.

Аким положил ложку между стаканом и тарелкой.

- Самовар Самоварыч, конечно, очень умный. Но он совсем запутался и не знает, для чего предназначены его подчинённые, то есть различные предметы посуды. Поможем ему?

Игра «Подбери предмет». Образование существительных в форме творительного, родительного, винительного и предложных падежей.

Режут чем? (Ножом)

Суп в тарелку наливают чем? (Поварёшкой)

Картофельное пюре едят чем? (вилкой)

Суп едят чем? (ложкой)

Сок пьют из чего? (из стакана)

Чай пьют из чего (Из чашки)

Кашу едят из чего? (Из тарелки)

Жарят в чём? (В сковороде)

Суп варят в чём? (в кастрюле)

Чай заваривают в чём? (В чайнике)

Трут морковь на чём? (На тёрке)

Сахар кладут куда? (В сахарницу)

Кофе наливают из чего? (Из кофейника)

5. Описание предметов посуды.

А теперь, Самовар Самоварыч хочет чтобы вы попробовали с помощью схем описать любой предмет посуды.

1. Цвет

4. Материал

2. Форма

5. Части посуды

3. Величина

6. Действия с посудой

- О чем мы скажем сначала?

- Это чайник. Чайник – это посуда.

- О чем мы скажем потом?

- О цвете.

- Какого цвета наш чайник?

- Чайник красный.

- О чем нужно сказать теперь?

- О форме.

- Какой формы чайник?

- Чайник круглый.

- Теперь о чём будем говорить?

- О величине. (размере)

- Какого размера наш чайник?

- Он большой, в него можно много налить воды.

Теперь вам нужно сказать из какого материала его изготовили. Материал.

- Сделан чайник из глины, а потом разрисован краской.

- Из каких частей состоит?

- У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, ещё ручка сбоку.

- Для чего служит?

- В чайник сыплют чай, потом льют кипяток, а потом разливают в чашки гостям.

6. Пример описания большого заварного чайника.

Это чайник. Чайник круглый, пузатый. Он большой, в него можно много налить воды. Сделан чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, ещё ручка сбоку. В чайник сыплют чай, потом льют кипяток, а потом разливают в чашки гостям. Надо брать его аккуратно, а то можно уронить и разбить.                                                                            

7. Составление рассказов-описаний детьми

Дети составляют рассказы по картинкам (два-три ребенка).

8. Итог занятия.

- Кто живёт в стране, в которой руководит Самовар Самоварыч? Из каких материалов делают посуду? Как нужно обращаться с посудой чтобы она прослужила долго?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...

Конспектзанятия "Снегири на ветке рябины"

Цель: Учить детей рисовать  птиц. Задачи: Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах – снегире;      Закреплять умения детей делать на...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....

Конспектзанятия ФЭМП "Путешествие в космос" в формате сидим дома(с 06.04 по 10.04.2020г.)

КонспектНепосредственной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийна тему: «Путешествие в космос» для детей средней гру...

Конспектзанятия поФЦКМ Дорожные знаки

Конспект занятия в разновозрастной группе по формированию целостной картины мира «Дорожные знаки»Цель: совершенствовать представления о дорожных знаках.Задачи: Образовательные:...

Конспектзанятия по окружающемумиру "Овощи и фрукты"

КОНСПЕКТ НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМПО ТЕМЕ: «ФРУКТЫ И ОВОЩИ».Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследо...