Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе «В гости к сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Маркина Светлана

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе «В гости к сказкам»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе «В гости к сказкам»

Светлана Васильевна Маркина

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках.

Задачи: учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев; создавать условия для развития у детей мышления, внимания, памяти, речи; формировать коммуникативные навыки; воспитывать любовь и интерес к сказкам; активизировать и пополнять словарный запас детей; упражнять в словообразовании и словоизменении; закрепить знания детей о русских народных сказках; развивать мелкую моторику рук.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: стулья по количеству детей (для летучего корабля); телевизор; видео взлетающего и летящего самолета, аудио «Звуки леса»; картинки в электронном варианте (для воспроизведения их на телевизоре) с изображением солнца, диких и домашних животных, иллюстраций к сказкам «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди», карточки «Дикие животные и их детеныши», два конверта с разрезными картинками с изображением героев сказки «Гуси-лебеди»; мяч.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок.

ХОД ООД

Организационный момент

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, возьмитесь все за руки.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Справа друг и слева друг

Улыбнемся всем вокруг.

Замечательно! От ваших улыбок стало намного светлее.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: За что вы их любите? Какие они?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Ребята, вспомните, с каких слов начинаются сказки?

Дети отвечают, что сказки начинаются со слов «жили – были», «однажды», «в некотором царстве» и т.д.

Воспитатель: На чем совершают путешествия сказочные герои?

Дети отвечают, что путешествуют сказочные герои на ковре-самолете, в ступе, на летучем корабле…

Воспитатель: Ребята, хотите, мы с вами тоже отправимся в сказочную страну на летучем корабле?

Дети: Да!

Основная часть

Воспитатель: Объявляется посадка.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Чтобы корабль полетел, скажем волшебные слова. Чтобы слова стали волшебными, нужно сказать их сначала тихо, загадочно, затем громко и радостно. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, повторяйте за мной: «Ра-ра-ра! В сказку нам лететь пора!»

Дети повторяют слова за воспитателем два раза: сначала тихо, затем громко.

Воспитатель: Внимание, взлетаем!

Включается на телевизоре видео взлетающего самолета.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и попали в сказочную страну. Посмотрите, нас встречает сказочное солнышко.

На экране появляется картинка с солнцем.

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся. Оно поможет нам не заблудиться в этой стране. Ребята, в какую же сказку привело нас солнышко? Чтобы это узнать, вам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!

Что за домик на опушке

Дал приют Ежу, Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик — ...

Дети: Теремок.

Воспитатель: Правильно, это сказка «Теремок». Ребята, какие слова говорили звери, когда замечали теремок?

Дети: Звери говорили: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?»

Воспитатель: Правильно. Ребята, жители теремка хотят с вами поиграть. А вы хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Игра называется: «Доскажи словечко». Это игра с мячом. Ребята, вам нужно построиться в круг. Я буду кидать мяч вам по очереди. У кого будет мяч в руках, тот продолжит мои слова.

Воспитатель начинает, дети продолжают.

Мышка -…норушка, лягушка - …квакушка, зайчик - …побегайчик (попрыгайчик), лисичка - …, сестричка, волк – зубами… щелк, волчок - … серый бочок, мишка-…косолапый.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Отправляемся дальше!.. Посмотрите, солнышко привело нас в другую сказку. Чтобы узнать, что же это за сказка, вам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!

Он испёкся в русской печке,      

Покатился за крылечко.

У него румяный бок.

Это вкусный...

Дети: Колобок.

Воспитатель: Правильно! Это колобок. Он тоже хочет поиграть с вами. Игра называется «Скажи наоборот».

Воспитатель начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу

Высоко – низко, далеко – близко, темнота – свет, жара – холод, ночь, день, труд – лень, грязь – чистота, злость – доброта, большой – маленький, мягкий – жесткий, тяжелый – лёгкий, светлый – тёмный, грязный – чистый, говорить – молчать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше!.. Посмотрите, мы оказались в другой сказке. Чтобы узнать, что это за сказка, вам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!

Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.

Дети: Это сказка «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Правильно! Ребята, что говорила мама-коза козлятам, когда возвращалась домой из леса?

Дети: Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Мама-коза приготовила для вас задание «Назовите детенышей» (по карточкам).

Медведь – медвежонок – медвежата;

Ёж – ежонок – ежата;

Лиса – лисенок – лисята;

Заяц – зайчонок – зайчата;

Волк – волчонок – волчата;

Белка – бельчонок – бельчата;

Лягушка – лягушонок – лягушата;

Бобр – бобренок – бобрята;

Олень – олененок – оленята;

Лось – лосенок – лосята.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше!.. Чтобы узнать, в какой сказке мы с вами сейчас оказались, отгадайте загадку. Слушайте внимательно!

Тянет бабка, тянет дедка,

Но она сидела крепко,

А потом позвали внучку,

Кошку и собачку Жучку,

Мышку кликнули соседку,

Дружно вытащили…

Дети: Репку.

Воспитатель: Правильно! Ребята в этой сказке нас ждет необычное задание. Нам нужно сделать разминку.

Физкультминутка «Репка»

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили. (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка. (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим. (имитация еды)

Будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте отправимся дальше! Чтобы узнать, в какую сказку мы попали, нужно отгадать еще одну загадку.

А дорога далека, а корзина нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.

Воспитатель: Что это за сказка?

Дети: «Маша и медведь».

Воспитатель: Маша приготовила для вас задание «Назови ласково». Это тоже игра с мячом. Встаньте в круг, ребята.

Воспитатель кидает детям мяч по очереди, называет слово, а ребенок образовывает и называет уменьшительно-ласкательную форму слова, кидает мяч обратно воспитателю.

Пирог – пирожок, пень – пенек, лес – лесок, сказка – сказочка, ложка – ложечка, кровать – кроватка, стул – стульчик…

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте отправимся дальше! Чтобы узнать, в какую сказку мы попали, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: Три медведя.

Воспитатель: Кто ревел страшным голосом?

Дети: Папа-медведь Михайло Иваныч.

Воспитатель: Кто рычал не так громко?

Дети: Мама-медведица Настасья Петровна.

Воспитатель: Кто пищал тонким голосом?

Дети: Медвежонок Мишутка.

Воспитатель: Правильно, ребята. Медведи приготовили для вас задание. Вам нужно определить, какие из представленных животных дикие, а какие – домашние.

Воспитатель показывает детям изображения различных диких (бурый медведь, еж, белка, рысь, крот, волк, лось, лиса, кабан, хомяк, пятнистый олень…) и домашних животных (корова, собака, кошка, свинья, лошадь, овца, коза…), обитающих в регионе проживания детей. Дети по очереди говорят, дикое или домашнее это животное.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все правильно сказали. Отправляемся дальше! Это будет последняя сказка в нашем сегодняшнем путешествии. Слушайте загадку!

У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят.

Воспитатель: Что это за сказка?

Дети: Это сказка «Гуси-лебеди».

Воспитатель: Ребята, кто помогал сестрице с братцем прятаться от гусей-лебедей?

Дети: Детям помогали печка, яблоня, молочная река с кисельными берегами.

Сестрица и ее братец просят вас собрать разрезные картинки с изображением героев этой сказки. Для этого нам нужно разделиться на две команды и взять конверты с картинками.

Дети делятся на команды, берут предложенные конверты, под спокойную музыку собирают изображение из разрезных картинок.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите, ребята, что изображено на ваших картинках?

Дети отвечают, что на одной картинке изображены Маша и Ваня, на другой – гуси-лебеди.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте скажем спасибо солнышку и попрощаемся с ним.

Воспитатель: Ребята, теперь садитесь на летучий корабль, мы с вами полетим назад в наш детский сад.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Чтобы корабль полетел, скажем волшебные слова. Нужно сказать их сначала тихо, затем громко. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, повторяйте за мной: «Ра-ра-ра! В детский сад нам пора!»

Дети повторяют слова за воспитателем два раза: сначала тихо, затем громко.

Воспитатель: Внимание, взлетаем!

Включается на телевизоре видео летящего самолета.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и вернулись в детский сад. Давайте вспомним, где мы с вами побывали. Что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Ребята, а мне понравилось, как вы старались, были активными, выполняли правильно все задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М. Пришвина «Золотой луг» (подготовительная группа)

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М. Пришвина "Золотой луг"Цель: Познакомить детей с писателем...

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе "Зима и зимние развлечения"

В конспекте открытого интегрированного занятия по речевому развитию  в средней группе "Зима и зимние развлечения"  представлен материал с использованием речевых игр....

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе "Заяц и снеговик""

В конспекте открытого интегрированного занятия представлен материал с использованием серии сюжетных картин "Заяц и снеговик" и речевых игр....

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «Осень»

Интегрированное занятие для детей средней группы по теме "Осень". Обощение и закрепление осенних признаков. Закрепление материала, расширение представления детей о лесе и его обитателях, ува...

Интегрированное занятие по речевому развитию в средней группе " В гостях у бабушки Меланьи"

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «В гостях у сказки»

Конспект открытого занятияпо речевому развитиюв средней группе «В гостях у сказки»...