Лексико-грамматические упражнения по теме: "Весна"
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Кононова Виктория Игоревна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

«ВЕСНА»

Упр. «Назови ласково» 

олнце-солнышко,                       лужа- лужица             

Дождь —                                             луг —                       

Цветок —                                            земля-                              

Облако —                                            роща-                               

Птица —                                              вода-                                 

Птенец —                                            дерево-

Жук —                                                  ветка-

Гнездо-                                                капля —

Трава —                                               росток —

Лист —                                                 ручей —

Упр. «Один – много» 

Гнездо – гнезда                перо —                       перо-             

Дерево-                             птенец —                   детеныш —

Ветка-                                лист-                         зверь —

Почка-                               песня-                       цветок —

Упр. «Счет» 

Одно дерево – два дерева – пять деревьев

Одна блестящая сосулька – две блестящие сосульки – пять блестящих сосулек.

Упр. «Закончи правильно предложение»

На дереве гнездо, а на деревьях (что?) … (гнезда)

На ветках сук, а на деревьях … (сучья).

Во дворе дерево, а в лесу … (деревья).

У дерева ствол, а у деревьев … (стволы).

Упр. «Скажи со словом «весенний»

День (какой?) - весенний

Погода (какая?) - весенняя

Настроение (какое?) – весеннее

Цветы (какие?) - весенние

Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы.

Упр. «Назови (Какой? – Какая?)»

День - Погода

Весенний – весенняя

Солнечный –

Теплый –

Ясный –

Дождливый -

Развитие связной речи:

  1. Объясни, чем отличается погода ранней весны от погоды поздней весны
  2. Назови весенние месяцы
  3. Объясни, почему так называется: ледоходпервоцвет, подснежник
  4. Объясни, что такое: капель, проталинка
  5. Назови, какую одежду носят весной
  6. Расскажи, как меняется жизнь животных весной

«Весной бывает – не бывает»

Воробьи возвращаются из жарких стран.

Птицы вьют гнезда.

На деревьях распускаются почки.

Птицы улетают в теплые края.

Листья желтеют и опадают.

Листья распускаются.

Расцветают цветы.

На реке тает лед

Солнышко светит все ярче.

Сильный мороз.

Появляется первая травка.

Становится тепло.

Люди собирают урожай.

Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.

 

«Дополни предложения»

Например:

Скоро наступит весна.

Солнце (что будет делать?) будет... (ярче светить, пригревать.

Снег (что будет делать?) будет... (чернеть, таять).

На земле проталины (что сделают?) ... (появятся).

Ручьи (что сделают?) ... (побегут, зажурчат).

«Хвастунишка»

Воспитатель называет прилагательные, а дети изменяют их по  образцу,

теплый — теплее

светлый — светлее

яркий — ... темный — ...

громкий — ... рыхлый — ...

высокий — ... свежий — ...

чистый — ... прозрачный — ...

сильный — ... быстрый — ...

радостный — ...

В   конце   игры  дети   придумывают   предложения   о   весне   с  получив-шимися словами.

«Почемучка»

Ребенок   ловит   мяч   и   отвечает   на   вопрос   воспитателя  (вопросы связаны с изучаемой лексической темой).

Например:

Почему тает снег? — Снег тает, потому что пригревает солнце.

Отгадай загадки

На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки.(Почки)

 

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я ее сын родной.

А родился я весной!(Ручей)

 

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.(Ласточка)

 

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить

И кормиться?(Грач)

 

Летом бежит, зимой спит,

Весна настала – опять побежала.(Река)

Запомни пары слов

Прочитать ребенку пары слов. Обратите внимание ребенка на то, что слова связаны между собой по смыслу. Затем назовите первые слова пар, а ребенку предложите вспомнить вторые слова.

Кораблик – ручеек.

Шуба – куртка.

Птицы – гнезда.

Листья – почки.

Зима – весна.

Солнце – капель.

Снеговик – лужа.

Март – апрель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".

Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей....

Лексико-грамматические игровые упражнения по теме РЫБЫ для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.

Перечень лексико-грамматических упражнений позволит родителям закрепить пройденный материал по теме в игровой форме....

# ОставайтесьДома! (Тематическая подборка игр и упражнений на тему: «Весна»)

Тематическая подборка игр и упражнений на тему: «Весна»...

Логопедические упражнения по теме: «Весна. Май»

Логопедические упражнения по теме: «Весна. Май»...

Конспект занятия в средней группе по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Весна"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи (закрепление предлогов на, в, с в экспрессивной речи; уточнение знаний детей о временах года, приметах весны)Задачи:Образовате...