ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По теме: «Пальчиковая страна» Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
проект по развитию речи
Содержание
1. Актуальность темы инновационного проекта
2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы
3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы
4. Условия реализации инновационного проекта
5. Этапы реализации инновационного проекта
6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта
7. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
departament_obrazovaniya_goroda_moskvy_yugo.docx | 120.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Актуальность темы инновационного проекта
2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы
3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы
4. Условия реализации инновационного проекта
5. Этапы реализации инновационного проекта
6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта
7. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
Краткая аннотация проекта
В проекте "Пальчиковая страна" представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа, разработаны комплексные занятия для детей от 3 до 7 лет.
Актуальность
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется преобразованиями, связанными с изменением содержания образовательного процесса, что нашло отражение в таких документах, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 года), Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666), Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года), СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 ), Письмо Минобрнауки от 21 октября 2010 № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.
В.М. Бехтерев
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от форсированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы
Цель инновационного проекта: создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.
Гипотеза педагогического исследования: Систематическая работа по развитию мелкой моторики рук будут способствовать повышению уровня речевого развития при подготовке руки к письму.
Объект исследования: создание педагогической системы повышения уровня речевого развития.
Предмет исследования: организация мер по организации процесса развития мелкой моторики рук.
Общие задачи инновационной деятельности:
1. Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.
2. Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
3. Развивать зрительно-моторные координации.
4. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
5. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.
6. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
7. Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.
8. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.
Принципы:
- систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие;
- комплексность педагогического воздействия прослеживается во взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей, что, в свою очередь, направленно на выравнивание речевого и психофизического состояния детей;
- тесная взаимосвязь развития речи, познавательных процессов и моторики;
- постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению;
- принцип развития (учёта зоны актуального и ближайшего развития (по Выготскому Л.С.);
принцип дифференцированного подхода;
принцип учёта ведущей деятельности;
Условия:
- эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
- подгрупповая и индивидуальная формы проведения занятий;
- педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.
Методы и приёмы:
- метод практических заданий является ведущим в данном проекте, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения;
- игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
- наглядные, словесные методы;
- наблюдение, собеседование, тестирование;
- анализ результатов деятельности;
- учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики НГПУ Л. В. Красильникова.
3. Научно-методологические основы реализации инновационного проекта.
1. Исследования возрастных особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста (А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин, С.Р. Рубинштейн и др.)
2. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников (Белая А.Е.)
3. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников (Савина Л.П.)
4. Исследования развития рефлексии в речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.)
5. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
И другие
4. Условия реализации инновационного проекта
Условиями реализации инновационного проекта являются:
1.Материально-техническое обеспечение:
- группа, музыкальный зал;
- мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;
- магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
- CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;
2. дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
3. программное обеспечение по Федеральным государственным стандартом: направление «Познание», «Коммуникация» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
4. дидактический материал, наглядный материал;
5. костюмы, декорации к праздникам, атрибуты для игр, ленты, платочки и др.
2. Нормативно-правовое обеспечение:
Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, Модернизация Программы развития ГБОУШкола№2053, внесение изменений в Договора с родителями, Положения о творческой (инновационной) группе педагогов, Положение о Научно-методическом совете)
Кадровое обеспечение:
•Создание творческой (инновационной) группы педагогов, участвующих в разработке и апробации инновационного проекта
•Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.
•Создание научно-методического совета, обеспечивающего руководство и научную поддержку инновационной деятельности.
•Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.
4. Программно-методическое обеспечение: создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.
5. Этапы реализации инновационного проекта
Таблица1
Этап | Задачи этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
Диагностический | - определение темы; - формирование цели, задач; - сбор информации, литературы, дополнительного материала; - анализ и обобщение имеющегося в учреждении опыта работы по данной теме; - определение сроков реализации проекта; - составление плана-схемы проекта; - обсуждение проект. Со специалистами ДОУ. - формирование мотивационной готовности родителей и детей к участию в проектной деятельности. - создание условий для реализации проекта; - организация предметно пространственной развивающей среды для детей - проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики | Диагностика развития мелкой моторики и развития речи. Анализ и оценка развития результатов диагностики. Анкетирование педагогов по теме инновационного проекта Анкетирование родителей по инновационной деятельности ДОУ. | Сентябрь – декабрь 2018 г. | |
Организационно-прогностический | Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. Разработка: - конспектов занятий, сценариев, развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи; - планов работы с семьей и сценариев родительских собраний, семинаров-практикумов; - консультационного материала для родителей; Создание предметно-развивающей среды. Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала. Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями: - упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей; - слайдов для мультимедийного демонстрирования; - консультаций для стенда информации. | 1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме инновации. 2. Анализ содержания программ дошкольного воспитания по развитию умения связной речи в младшем дошкольном возрасте. 3. Проведение системы методических мероприятий с педагогами по проблеме инновационной деятельности. 4. Создание творческой группы педагогов. 5. Создание научно-методического совета. 6. Разработка общей структуры педагогической технологии. | Январь – май, 2019 г. | |
Практический | Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ. Обогащение предметно-развивающей среды. Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста: Проведение консультаций; семинаров - практикумов с использованием мультимедийного оборудования; родительские собрания; проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов; Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы) создание клуба «Мир на кончиках пальцев», плана работы клуба. | 1. Разработка методического обеспечения инновационной педагогической технологии для II младшей группы, средней группы, старшей и подготовительной группы. 2. Создание системы ООД, дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук и развития речи. 3. Апробация системы работы (формирующий эксперимент). 4. Наблюдение за ходом реализации инновации. 5. Внесение корректив, изменений и дополнений в систему работы. | Сентябрь – май 2019 – 2020 гг. Сентябрь – май 2020 – 2021 гг. Сентябрь – май 2021 – 2022 гг. | |
Обобщающий | 1. Анализ эффективности и качества использования созданной педагогической технологии (контрольный эксперимент) 2. Оформление и описание педагогической технологии | 1. Проведение контрольно-диагностического обследования уровня развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Анализ и сравнение результатов обследования на начало и конец инновационной деятельности. 3. Оформление системы работы. | Сентябрь – декабрь 2022 г. | |
Внедренческий | 1. Внедрение педагогической технологии. 2. Распространение системы работы среди других ДОУ. | 1. Проведение методических мероприятий. 2. Участие в РМО. 3. Публикации и издание пособий. 4. Защита квалификационных категорий педагогами. | Январь – май 2016 г. | |
Итоговый | Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий: Итоговая диагностика развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей. Описание опыта работы и выступление на методическом совете педагогов ДОУ. Обсуждение проекта для внедрения в работу ДОУ (заседание инициативной группы ДОУ). Размещение опыта работы в интернете на персональной странице сайта ДОУ | 1. Презентация проекта. 2. Открытое занятие «Двигательная активность на прогулке» Цель: Показать игровые приемы со спортивным инвентарем на улице способствующие развитию общей моторики. 3. Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста». Цель: познакомить педагогов с методами (приёмами) и средствами развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей. 4. Мастер класс - повышение профессионального мастерства педагогов «Методика и проведение развивающих речевых игр». | Март-май 2023г. |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь 2018 – май 2018)
(3-4 года)
Основные задачи обучения:
1. Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук.
2. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.
3. Развивать зрительно-двигательную координацию.
4. Формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
5. Формировать специфические навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов.
6. Учить использовать предметы для рисования (краски, карандаши, лист бумаги).
7. Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действия взрослого.
8. Формировать умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь 2019 - май 2020)
(4-5 лет)
Основные задачи обучения:
1. Формировать специфические навыки в действиях рук: захват предметов (или сыпучих материалов) указательным типом хватания, графические навыки
2. Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
3. Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
4. Воспитывать оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений.
5. Учить выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь 2020 - май 2021)
(5-6 лет)
Основные задачи обучения:
1. Продолжать учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки.
2. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к середине цветка - лепестки, к веточкам - листья и т. д.); размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между волнистыми линиями от 2,5 до 1,5 см); проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; обводить по контуру простые предметы; проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги (сначала пальцем, а затем карандашом); штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы (яблоко, груша, воздушный шар и т. д.).
3. Формировать умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка («дождик», «дорожка» и т. д.) сначала в два отверстия, а затем увеличивать их число (действия по подражанию, по образцу); индивидуальные предпочтения при выборе цвета при раскрашивании контурных сюжетных рисунков цветными карандашами.
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь 2021 - май 2022)
(6-7 лет)
Основные задачи обучения:
1. Продолжать формировать умения пользоваться всеми видами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).
2. Продолжать учить штриховать простые предметы в разном направлении (слева-направо, вверх-вниз).
3. Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии; в тетради в клетку обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии; выполнять графические задания в коллективе сверстников, на листе бумаги по образцу; уметь начинать работать вместе с другими и заканчивать работу, ориентируясь на других.
4. Воспитывать оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом.
6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта
Таблица 2
Система контроля за реализацией инновационного проекта
Вид | Объект | Цель | Технология | Срок | Ответст | Выход |
Мониторинг | Состояние здоровья детей | Динамика заболеваемости детей. | - Анализ и осмотр - Оценка состояния здоровья детей - Осмотр - Измерение - Анализ мед. карт - Анализ посещаемости - Анализ изменения результатов | 1 раз в месяц | Ст. мед. сестра | Совещание при зав. |
Мониторинг | Состояние уровня мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста | Проведение диагностики и мониторинга | Наблюдение - Диагностика - Беседы с детьми - Беседы с родителями | 10,4 | Завед. Зам. зав. Ст. восп. Восп-ли | Совещание при зав. Заседания творческой группы Совещания научно-метод. совета |
Мониторинг | Деятельности служб детского сада по реализации инновации-онного проекта | - Материально-техническое обеспечение - Оборудование развивающей среды- Программно-методическое обеспечение - Работа с педагогами - Работа с родителями - Работа с социумом | - Наблюдение - Анализ выполнения плана - Анализ среды в группах - Анализ докумен-тации - Изучение информации в родительских уголках - Анализ совм. мероприятий с родителями - Анализ планов взаимод. со школами и др | В тече-ние года | Завед. Зам. зав. Ст. восп. Психол. Восп-ли | Педсоветы Заседания творчес-кой группы Заседания научно-методичес- кого совета |
6. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
В педагогическом исследовании:
дети:
- развитие мелкой моторики;
- развитие речи;
- сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;
- развитие двигательной активности;
- повышение уровня концентрации внимания, памяти;
- развитие пространственной ориентации.
родители:
- вовлеченность во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.
педагоги:
- повышение теоретического уровня и профессионализма;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;
- самореализация.
Анализ результатов опыта работы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
- прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д.;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
- считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители-дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта;
- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;
- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;
- в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие мелкой моторики.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.
Заключение.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада я смогла добиваться поставленной цели.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Научный руководитель: к. п. н., доцент каф. дош. пед. НГПУ ________ /Красильникова Л.В./
Список используемой литературы:
1. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.
3. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.
4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
5. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001/
6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г.
7. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил./
8. Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
9. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.
10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
11.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
12. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.
13. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.
14. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.
15. Методы обследования речи детей / Под. общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., – 2004.
16. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.
17. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
18. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР // Логопедия в детском соду. – 2006. – №6.
19. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Пальчиковые игры» Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
Проект «Пальчиковые игры»Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста....
МЕЛКАЯ МОТОРИКА КАК РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые, питают источник творческой мысли»В.А. Сухомлинский....
Статья "Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста"
В статье представлены авторские методики количественной диагностики нарушений развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. Показана взаимосвязь уровня развития мелкой моторики с уровн...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей дошкольного возраста»
Основным приоритетом дошкольного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развит...
Опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Фед...
опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»
Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»...
«Мелкая моторика и развитие речи у детей дошкольного возраста»
Рекомендации адресованы родителям по организации игр в домашних условиях по развтитю мелкой моторики пальцев рук из простых подручных материалов....