Кружковая работа по речевому развитию с элементами ТРИЗ "Учимся играя"
материал по развитию речи (средняя группа)
Вопросы создания педагогики творчества являются чрезвычайно актуальными. Все педагоги признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активации. Необходимо обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенные на одном материале, они позволяют использовать их как инструментарий для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Таким инструментарием, на наш взгляд, является ТРИЗ – РТВ технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2018.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Вольновский детский сад» Полтавского района Омской области
Кружковая работа по речевому развитию
с элементами ТРИЗ
« Учимся играя»
Выполнила: воспитатель Ливинец Л.В
2018– 2019 год
Пояснительная записка
Вопросы создания педагогики творчества являются чрезвычайно актуальными. Все педагоги признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активации. Необходимо обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенные на одном материале, они позволяют использовать их как инструментарий для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Таким инструментарием, на наш взгляд, является ТРИЗ – РТВ технология.
1. Морфологическая дорожка (волшебная дорожка) – для воспроизведения последовательности действий, для формирования понятий изменяемости объекта по возрасту (младенец – ребенок - взрослый).
2.Морфотаблица, Кольцо Луллия – для формирования простейших навыков классификации домашних и диких животных ( детенышей), место их обитания, способов питания, предметов ближайшего окружения.
3.Схема структурного подхода – для детального изучения строения любого объекта и всех структурных единиц в него входящих.
4.Системный оператор (волшебный экран – использовать шесть экранов – линии системы и подсистемы) – для закрепления понятий об объекте и его частях или его прошлое и будущее.
5.Эмпатия – для умения прочувствовать проблемную ситуацию, взяв на себя образ какого – либо объекта.
Все это позволяет организовать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера.
Цель: развитие мышления, речи и творческого воображения.
Задачи:
- Средства моделирования: формировать умения замещать объекты различными знаково – символическими вариантами; побуждать детей один и тот же объект воспринимать и отражать как схему, рисунок, пантомиму, слово (описание объекта по каналам восприятия).
- Морфологический анализ: развивать умения устанавливать причинно – следственные связи между объектами, «повстречавшимися» на морфологической таблице; формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы, производить оценку идей и детализировать наиболее удачные.
- Метод фокальных объектов: Научить ребенка подбирать нетипичные свойства предмету, представлять и объяснять практическое название этих свойств. используя элементы фантазии. Предложить детям перечислить признаки наугад выбранного объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другими объектами. С достаточной степенью достоверности объяснить, когда, в каких случаях необычный признак может быть у данного объекта.
- Метод каталога: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действий. С помощью поочередно заданных детям вопросов и наугад выбранных слов – создается текст сказки.
- Синектика (эмпатия): учить детей менять свою точку зрения на обычные предметы с помощью заданных воспитателем условий. Упражнять детей в прочувствовании проблемной ситуации, при условии принятия на себя образа какой-либо природной или рукотворной системы. Учить отождествлять себя с частью какого-либо объекта.
- Системный оператор: формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту. Учить детей производить системный анализ знакомых предметов рукотворного мира.
-Мозговой штурм: формировать умение выслушивать других детей при групповых обсуждениях какой-либо проблемной ситуации. Формировать чувствительность к противоречию, давать варианты предполагаемых решений, производить анализ и выбирать лучшие решения.
-Сочинение сказок: продолжать учить входить в воображаемые ситуации. Учить представлять события в последовательности их развития, наделяя разных героев сказочными, фантастическими свойствами, моделировать действия героев, изменять их поступки: злые герои в ходе знакомой сказки становятся добрыми.
Форма работы – игра.
Кружок «Учимся играя» проводится 1 раз в неделю в четверг, длительность 25 минут;
Список детей.
1 Рязанова Снежанна
2 Сыли Лена
3 Неделько Ваня
4.Калуга Настя
5 Сусло Влад
6.Опрышко Андрей
Перспективно- тематическое планирование
Месяц | Название игры | Цель |
06.09 | «Мои друзья» | формирование умения выделять функции объекта |
13.09 | Игра «Чем был – тем стал» | Определение линии развития объекта |
20.09 | Игра «Волшебный светофор» | Объединение надсистемы и подсистемы объекта. |
27.09 | Игра «Теремок» | Игры на сравнение систем |
04.10 | Игра «Фантазия» | Развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы. |
11.10 | Игра «Волшебные картинки» | Развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами). |
18.10 | Д.И. «Кто больше». | Подобрать слова, относящиеся к характеристике данного объекта |
25.10 | Игра «Да – нет ка» на загаданное слово. | Учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки |
01.11 | Составление рассказа с помощью этажного эвроритма. | Учить детей рассказывать по плану – схеме. |
08.11 | Игра «Да – нет» по картине. | Учить угадывать предмет путем сужения поля поиска. |
15.11 | Игра «Кто (что) это такое может быть?» | учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета. |
22.11 | Составление загадки о часах с помощью этажного эвроритма. | Обогащение словарного запаса детей прилагательными. |
29.11 | Игра «Кто кем будет?» | Учить называть прошлое и будущее предмета. |
06.12 | Игра «Найди друзей» | Учить определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции. |
13.12 | Мозговой штурм «Как перелететь на другой берег и полюбоваться городом». | Формирование у детей умение давать большое количество идей в рамках заданной темы. |
20.12 | Составление сказки «Шутки ветра» при помощи Кольца Луллия | развитие связной речи, активизация словаря |
27.12 | Игра «Раньше – позже» | учить определять временную зависимость объекта и его функцию |
10.01 | Мозговой штурм.. «Как попасть в сказочную страну, если впереди огромная сказочная река (сказочный вид транспорта). Кольцо Луллия. | Формировать у детей умение давать большое количество идей в рамках заданной темы |
17.01 | Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?» | Учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части. |
24.01 | Игра «маятник» (Хорошо - плохо) | учить детей выделять противоречия в предметах |
31.01 | Составления сказки «Путешествие по сказочной реке» с помощью этажного эвроритма. . | развивать связную речь, учить описывать характерные внешние особенности героев, их привычки, определенные черты характера |
07.02 | Игра «Как много всего сделал человек» | Учить классифицировать предметы рукотворные по функции. |
14.02 | Словесная игра «Объяснялка». | Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака объекта с точки зрения двух разных требований |
21.02 | Игра «Маленькие человечки» | Учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов |
28.02 | Игра «Узнай меня» | учить описывать предмет, не называя его. |
07.03 | Метод фокальных объектов. Словесная игра «Заколдованное место» ( придумывание сказочного дворца чудес) с помощью типовых приемов фантазирования | научить подбирать нетипичные свойства к выбранному объекту, представлять и объяснять их, составляя описательный рассказ дворца. |
14.03 | Игра «Поезд» | развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами |
21.03 | Словесная игра «Объяснялка». | учить объяснять наличие противоположных значений одного признака объекта с точки зрения двух разных требований |
28.03 | Игра «Вопрос – ответ» | развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать |
04.04 | Игра «Природный мир бывает разный» | учить различать предметы живой и неживой природы. |
11.04 | Составление рассказа по картине про девочку Дашу и ее страх с помощью волшебной дорожки. | учить детей сочинять небольшие описательные рассказы по картине, воспитывать звуковую выразительность речи. |
18.04 | Игра «Животные, растения, птицы» | развивать внимание. |
25.04 | Игра «Четвертый лишний» | научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. |
16.05 | Обучение составлению загадок, используя этажный эвроритм. | Цель: обогащение словарного запаса детей прилагательными. |
23.05 | Игра «Пинг-понг» (наоборот) | Цель: учить подбирать слова-антонимы |
30.05 | Работа по картине. Игры с волшебником «времени»: «Что делают сейчас», «Что делали утром», «Что будут делать вечером». | Упражнять в составление рассказа |
Планируемый результат
- Дети учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь.
- Стимулировать развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами.
- Работа на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
- Развиты умения самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.
- Формируется активность и заинтересованность родителей в воспитании и развитии детей.
Список литературы.
Альтшуллер Г.С.ТРИЗ – РТВ в ДОУ. Т.Р.
Гин А.А. «Да» и «нет» говорите… Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2
Кислова «По дороге к азбукеШкола 2000.
Киплинг Р. Сказки. М., 1986.
Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000.
Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.
Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.
Эльконин Д.В. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по познавательно – речевому развитию с элементами квест – игры «Маша – путешественница» для детей старшего дошкольного возраста.
ОО "Речевое развитие"...
План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе по теме "Раз словечко, два словечка"
В настояшее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, речь детей недостаточно развита из-за воздействия некоторых факторов, таких как: ухудшений состояния зд...
Конспект интегрированной НОД по речевому развитию с элементами художественно - эстетического развития в средней группе. Тема: "Играем в театр".
Цель НОД: Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности....
Кружковая работа по речевому развитию в театрализованной деятельности детей младшей группы.
quot;Встреча со сказкой."...
Программа кружковой работы по речевому развитию для детей младшего возраста
Программа кружковой работыпо развитию речи«Говорушки»для детей младшего дошкольного возраста...
План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе "Мои первые шаги к азбуке"
Цель: Создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения обучения грамоте и развития связной речи....
Занятие по речевому развитию с элементами речевого творчества в старшей группе по теме "Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой».
Занятие построено на формах работы, способстующих развитию речевого товрчества детей. К детям приходит Капитошка, который хочет поиграть с ними в зимние игры, но не знает, какие игры их любимые. Дети ...