Кружковая работа по речевому развитию с элементами ТРИЗ "Учимся играя"
материал по развитию речи (средняя группа)

Л.В.Ливинец

Вопросы создания педагогики творчества являются чрезвычайно актуальными. Все педагоги  признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активации. Необходимо обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенные на одном материале, они позволяют использовать их как инструментарий для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Таким инструментарием, на наш взгляд, является ТРИЗ – РТВ технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2018.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Вольновский детский сад» Полтавского района Омской области

           Кружковая работа  по  речевому развитию

                        с элементами ТРИЗ

« Учимся играя»

Выполнила: воспитатель  Ливинец Л.В

2018– 2019 год

                    Пояснительная записка

Вопросы создания педагогики творчества являются чрезвычайно актуальными. Все педагоги  признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активации. Необходимо обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенные на одном материале, они позволяют использовать их как инструментарий для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Таким инструментарием, на наш взгляд, является ТРИЗ – РТВ технология. 

1. Морфологическая дорожка (волшебная дорожка) – для воспроизведения последовательности действий, для формирования понятий изменяемости объекта по возрасту (младенец – ребенок -  взрослый).

2.Морфотаблица, Кольцо Луллия – для формирования простейших навыков классификации домашних и диких животных ( детенышей), место их обитания, способов питания, предметов ближайшего окружения.

3.Схема структурного подхода – для детального изучения строения любого объекта и всех структурных единиц в него входящих.

4.Системный оператор (волшебный экран – использовать шесть экранов – линии системы и подсистемы) – для закрепления понятий об объекте и его частях или его прошлое и будущее.

5.Эмпатия – для  умения прочувствовать проблемную ситуацию, взяв на себя образ какого – либо объекта.

Все это позволяет организовать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера.

Цель: развитие мышления, речи и творческого воображения.

Задачи: 

    - Средства моделирования:  формировать умения замещать объекты различными знаково – символическими вариантами; побуждать детей один и тот же объект воспринимать и отражать как схему, рисунок, пантомиму, слово (описание объекта по каналам восприятия).

   - Морфологический анализ: развивать умения устанавливать причинно – следственные связи между объектами, «повстречавшимися» на морфологической таблице; формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы, производить оценку идей и детализировать наиболее удачные.

- Метод фокальных объектов: Научить ребенка подбирать нетипичные свойства предмету, представлять и объяснять практическое название этих свойств. используя элементы фантазии. Предложить детям перечислить признаки наугад выбранного объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другими объектами. С достаточной степенью достоверности объяснить, когда, в каких случаях необычный признак может быть у данного объекта.

      - Метод каталога: научить  ребенка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действий. С помощью поочередно заданных детям вопросов и наугад выбранных слов – создается текст сказки.

      - Синектика (эмпатия): учить детей менять свою точку зрения на обычные предметы с помощью заданных воспитателем условий. Упражнять детей в прочувствовании проблемной ситуации, при условии принятия на себя образа какой-либо природной или рукотворной системы. Учить отождествлять себя с частью какого-либо объекта.

- Системный оператор: формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту. Учить детей производить системный анализ знакомых предметов рукотворного мира.

      -Мозговой штурм: формировать умение выслушивать других детей при групповых обсуждениях какой-либо проблемной ситуации. Формировать чувствительность к противоречию, давать варианты предполагаемых решений, производить анализ и выбирать лучшие решения.

      -Сочинение сказок: продолжать учить входить в воображаемые ситуации. Учить представлять события в последовательности их развития, наделяя разных героев сказочными, фантастическими свойствами, моделировать действия героев, изменять их поступки: злые герои в ходе знакомой сказки становятся добрыми.

Форма работы – игра.

Кружок  «Учимся играя» проводится 1 раз в неделю в четверг,  длительность 25 минут; 

                                                   Список детей.

1 Рязанова Снежанна

2 Сыли Лена

3 Неделько Ваня

4.Калуга Настя
5 Сусло Влад

6.Опрышко Андрей

              Перспективно- тематическое планирование

Месяц

Название игры

Цель

06.09

«Мои друзья»

формирование умения выделять функции объекта

13.09

Игра «Чем был – тем стал»

Определение линии развития объекта

20.09

Игра «Волшебный светофор»

Объединение надсистемы и подсистемы объекта.

27.09

 Игра «Теремок»

Игры на сравнение систем

04.10

Игра «Фантазия»

Развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

11.10

Игра «Волшебные картинки»

Развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

18.10

Д.И. «Кто больше».

Подобрать слова, относящиеся к характеристике данного объекта

25.10

Игра «Да – нет ка» на загаданное слово.

Учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки

01.11

Составление рассказа с помощью этажного эвроритма.

Учить детей рассказывать по

плану – схеме.

08.11

Игра «Да – нет» по картине.

Учить угадывать предмет путем сужения поля поиска.

15.11

Игра «Кто (что)  это такое может быть?»

учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

22.11

Составление загадки о часах с помощью этажного эвроритма.

Обогащение словарного запаса детей прилагательными.

29.11

Игра «Кто кем будет?»

Учить называть прошлое и будущее предмета.

06.12

Игра «Найди друзей»

Учить определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции.   

13.12

Мозговой штурм «Как перелететь на другой берег и полюбоваться городом».

Формирование  у детей умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.

20.12

Составление сказки «Шутки ветра» при помощи Кольца Луллия

развитие связной речи, активизация словаря

27.12

Игра «Раньше – позже»

учить определять временную зависимость объекта и его функцию

10.01

Мозговой штурм.. «Как попасть в сказочную страну, если впереди огромная сказочная река (сказочный вид транспорта).

Кольцо Луллия.

Формировать у детей умение давать большое количество идей в рамках заданной темы

17.01

Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»

Учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.

24.01

Игра «маятник» (Хорошо - плохо)

учить детей выделять противоречия в предметах

31.01

Составления сказки «Путешествие по сказочной реке» с помощью этажного эвроритма.

.

развивать связную речь,  учить описывать характерные внешние особенности героев, их привычки, определенные черты характера

07.02

Игра «Как много всего сделал человек»

Учить классифицировать предметы рукотворные по функции.

14.02

Словесная игра «Объяснялка».

Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака объекта с точки зрения двух разных требований

21.02

Игра «Маленькие человечки»

Учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов

28.02

Игра «Узнай меня»

учить описывать предмет, не называя его.

07.03

Метод фокальных объектов. Словесная игра «Заколдованное место» (

придумывание сказочного дворца чудес) с помощью типовых приемов фантазирования

 научить подбирать нетипичные свойства к выбранному объекту, представлять и объяснять их, составляя описательный рассказ дворца.

14.03

Игра «Поезд»

развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами

21.03

Словесная игра «Объяснялка».

 учить объяснять наличие противоположных значений одного признака объекта с точки зрения двух разных требований

28.03

Игра «Вопрос – ответ»

развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать

04.04

Игра «Природный мир бывает разный»

 учить различать предметы живой и неживой природы.

11.04

Составление рассказа по картине про девочку Дашу и ее страх с помощью волшебной дорожки.

учить детей сочинять небольшие описательные  рассказы по картине, воспитывать звуковую выразительность речи.

18.04

Игра «Животные, растения, птицы»

 развивать внимание.

25.04

Игра «Четвертый лишний»

научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

16.05

Обучение составлению загадок, используя этажный эвроритм.

Цель: обогащение словарного запаса детей прилагательными.

23.05

Игра «Пинг-понг» (наоборот)

Цель: учить подбирать слова-антонимы

30.05

Работа по картине. Игры с волшебником «времени»: «Что делают сейчас», «Что делали утром», «Что будут делать вечером».

Упражнять в составление рассказа

Планируемый результат

  1. Дети учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь.
  2. Стимулировать развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами.
  3. Работа на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
  4. Развиты умения самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.
  5. Формируется активность и заинтересованность родителей в воспитании и развитии детей.

                                               

                                         Список литературы.

Альтшуллер Г.С.ТРИЗ – РТВ в ДОУ. Т.Р.

Гин А.А. «Да» и «нет» говорите… Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2

Кислова «По дороге к азбукеШкола 2000.

Киплинг Р. Сказки. М., 1986.

Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000.

Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста  «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.

Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.

Эльконин Д.В. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе по теме "Раз словечко, два словечка"

В настояшее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, речь детей недостаточно развита из-за воздействия некоторых факторов, таких как: ухудшений состояния зд...

Программа кружковой работы по речевому развитию для детей младшего возраста

Программа кружковой работыпо развитию речи«Говорушки»для детей младшего дошкольного возраста...

План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе "Мои первые шаги к азбуке"

Цель: Создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения обучения грамоте и развития связной речи....

Занятие по речевому развитию с элементами речевого творчества в старшей группе по теме "Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой».

Занятие построено на формах работы, способстующих развитию речевого товрчества детей. К детям приходит Капитошка, который хочет поиграть с ними в зимние игры, но не знает, какие игры их любимые. Дети ...